Долгосрочный проект «Островок» социально- личностной направленности (01.06.2010 г. - 30.05.2011г.)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

ЛАПУХИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Данный проект позволяет приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры через совместное познание ими культурных и духовных основ своего народа и своей страны. Развивает познавательные и интеллектуальные способности детей. Активизирует мотивацию родителей в поддержке деятельности дошкольного учреждения  к познанию культуры Вятского края. Расширяет  связи  с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekt_ostrovok.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колобок» с приоритетным осуществлением физического направления  развития воспитанников  

пгт Юрья  Юрьянского района Кировской области

Утверждаю    

Заведующая

МДОУ детского сада «Колобок»

 _________ З.Н. Савинова

Приказ № _____

от  «___» ___________ 2010г.

Долгосрочный проект

«Островок»

социально - личностной  направленности

(01.06.2010 г. - 30.05.2011г.)

Автор- составитель:

Лапухина Н. А.

старший воспитатель

МКДОУ детского сада «Колобок» пгт Юрья.

пгт Юрья

2010  г.

Актуальность проекта

О, Вятка, милая, родная!
Люблю я Вятский твой простор.
Твои поля, леса, луга.
Люблю твой вятский разговор…

В. А. Филипьев

Одной из составляющих духовно – нравственного развития личности является патриотическое воспитание дошкольников. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающими. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда и закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно формируется в ребенке в ходе воспитания любви к своим ближним, к родным местам и родной культуре. Культурологический материал должен стать основой понимания детьми духовно – нравственного наследия родного края. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов детей в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут их знания о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Для каждого человека любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому зарождается с детства очень значимое во все времена чувство патриотизма. Оно становится глубже, когда дети больше узнают об истории своего края, знаменитых земляках и знакомятся с важнейшими событиями родной страны. Проект «Островок» ориентирован на приобщение детей к культурным и историческим ценностям вятского  народа. Реализация мероприятий в рамках данного проекта позволила создать целостную систему работы духовно – нравственного воспитания дошкольников посредством внедрения в педагогический процесс ДОУ инновационной формы сотрудничества и взаимодействия с учреждениями культуры  и центрами дополнительного образования детей дошкольного возраста.

Проблема:

Недостаточный уровень знаний детей в области культурного наследия Вятского края.

Низкая мотивация семей воспитанников по приобщению детей к культурным и историческим ценностям Вятского края.

Цель: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию Вятского края.

Задачи:

1.Воспитывать  любовь  к малой Родине, уважения к культуре и традициям народа;

2. Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры через совместное познание ими культурных и духовных основ своего народа и своей страны;

3. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей;

4.Активизировать мотивацию родителей в поддержке деятельности дошкольного учреждения  к познанию культуры Вятского края;

5. Расширить  связи  с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры;

5. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей дошкольного возраста.

Планируемый результат.

-Воспитанники проявляют интерес к познанию русской народной культуры, традициям и обычаям Вятского края;

-Семьи  воспитанников поддерживают деятельность дошкольного учреждения в сфере социального партнерства  по изучению культуры Вятского народа.

- Повысилась компетентность педагогов в области культурного наследия Вятского края.

Руководитель  проекта: старший воспитатель – Н. А. Лапухина

Соруководитель: заведующая сектором массовой работы Юрьянский детской библиотеки – Ирбулдина Л. Ю.

Рабочая группа проекта: педагогический коллектив.

Участники проекта: дети- педагоги- родители

Сроки выполнения проекта: 01.06.2010 г- 30.05.2011г.

Теоретическое обоснование проекта.

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. По определению Г.Н. Волкова (этот термин он впервые в нашей стране ввел в речевой оборот в 1972 году), предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г.Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: "Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых".

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости. Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.

Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добро творческой созидательной деятельности и другие, являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.

Ресурсное обеспечение проекта

Название ресурса

Содержание

1.

Нормативно- правовой ресурс

Согласование с учреждениями дополнительного образования детей по реализации проекта и издание приказа по дошкольному учреждению .

2

Научно- методический ресурс

Изучен проект «Быт и культура земли Вятской» учителя истории и краеведения г. Кирова - Краевой  И.А.

Изучение  закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Кировской области".

3

Материально- технический

Приобретение видеоматериалов «Народные умельцы»

Создан банк данных на электронных носителях

« Мы – Вятчане».

Приобретены картины вятских художников.

4

Информационный

Выход на сайты интернета

www.museum.ru/M2158

Управление реализацией проекта

1. Внутреннее управление

2. Внешнее управление

Тип проекта: информационный.

Вид: социально – личностный

Продукт проекта: обобщение материала   на электронном носителе «Народный умелец»

Этапы проектной деятельности

1этап – подготовительный

Сроки: 01.06.2010г-30.08.2010г

Задачи:

1.Провести анализ по данной теме проекта.

2.Выявить проблемы темы  и наметить  пути решения данных проблем.

3. Изучить теоретические основы темы, определить концептуальные основы     проекта, разработка проекта.

Планируемый  результат

Готовность перехода к реализации проекта

Ответственный: старший воспитатель, педагоги, представители ресурсных центров.

2этап – практический

Сроки: 01.09.2010г-30.04.2011г

Задачи:

1.Реализация проекта.

2. Корректировка мероприятий проекта.

Планируемый  результат

Реализация мероприятий и задач проекта        

Ответственный: старший воспитатель, педагоги, представители ресурсных центров.

3этап – контрольно- оценочный

Сроки: 01.05.2011г-30.05.2011г

Задачи

1.Определить степень готовности проекта

2.Представить продукт проекта

Планируемый  результат

Планируемый результат совпадает с реальным

Ответственный: старший воспитатель, педагоги, представители ресурсных центров, методист РМК по дошкольному образованию.

План работы по реализации проекта

Содержание деятельности

Задачи

Планируемый  результат

Ответственные

Сроки

I этап - подготовительный

1

Экспертиза ресурсного обеспечения  учреждения и центров дополнительного образования детей по данной теме проекта.

Изучить ресурсы учреждения и центры дополнительного образования детей по заявленной теме проекта.

Ресурсное обеспечение проекта в контексте  культурно-  исторические ценности Вятского края

Старший воспитатель

Заведующая

Педагоги специалисты дополнительного образования детей

июнь-август

2010г.

2

Презентация проекта на расширенном педагогическом  совете педагогов, представителей межведомственных организаций.

  Определить стратегию работы на 2010-2011уч. г.

Внедрение проекта в практику работы педагогов ДОУ.

Старший воспитатель

Сентябрь 2010г.

II- этап практический

Задачи

Содержание

Ответственные

сроки

Направление

1- Вятка литературная

Расширить познавательный интерес к произведениям художественной литературы.


Обогатить небольшой опыт ребенка в приобретении знаний в области вятских писателей.

Литературный час

-Малые фольклорные формы Вятского края;

- В гостях у Вятских писателей;

- Писатели Вятчане – для малышей Вятчан;

- Чтение книги Р. А. Агафоновой «Сказки из шкатулки»;

- Рисование по замыслу «Вижу, слышу, понимаю»

- Конкурс «Умники и умницы»

Старший воспитатель- Лапухина Н. А.

Заведующая сектором  массовой работы детской библиотеки – Ирбулдина Л. И.

Педагогический коллектив

Семьи воспитанников

Октябрь- ноябрь

2010г

2- Вятка художественная

Воспитывать  у детей культуру речевого общения.


Развивать эмоционально- чувственную сферу дошкольника.

Цикл тематических бесед

- "Вятский сувенир"
- "Как ткани ткут и нити прядут" (история прядения и ткачества)
-"Вятский народный костюм"
-"Археологические сокровища Вятского края»

- Знакомство с творчеством художников «Васнецовы – богатыри земли Вятской»

- Посещение выставки «Земля наша Вятская»

- Оформление авторской выставки « Я родом с Вятки».

Старший воспитатель- Лапухина Н. А.

Заведующая сектором массовой работы детской библиотеки – Ирбулдина Л. И.  

Руководитель студии «Акварелька» ЦДТ – центр детского творчества – Митрошина Е. Б.

Семьи воспитанников

Декабрь 2010

Январь- февраль 2011г

3 – Вятка рукотворная

Воспитывать у детей чувство гордости, восхищения за народных умельцев.


Активизировать  детей на приобретение и закрепление  умений и навыков в области художественное творчество

- Просмотр видеофильма «Народные умельцы - Вятки»

- Встреча с вятским мастером Я. Г. Лопатиным

«Уроки мастерства» (резьба по дереву)

- Посещение выставки «Вятские народные художественные промыслы».

- Практическое занятие «Путешествие в страну Дымка»

- Оформление выставки «Рукотворное чудо»

- Творческое рисование «Разноцветная радость»

- мультимедийная презентация « Вятские народные художественные промыслы.

ЦК и Д – центр культуры и досуга – Лаптев С. М.

ЦДТ – центр детского творчества – Митрошина Е Б.

Педагогический коллектив.

Старший воспитатель- Лапухина Н. А.


Семьи воспитанников

Март- апрель 2011г

III- этап контрольно- оценочный

Задачи

Содержание

Ответственные

сроки

Проанализировать степень реализации проекта, уровень решения поставленных задач.

-Представление результатов работы по проекту на расширенном педагогическом совете.


-Создание банка данных на электронных носителях вятского мастера Лопатина Я. Г.«Народный умелец»



-Оформление информационного материала.

Трансляция проекта  на сайтах интернета «Все для детского сада» www.Ivalex.Vistcom.ru

старший воспитатель, педагоги, представители ресурсных центров, методист РМК по дошкольному образованию.


Май 2011г

Педагоги  ДОУ

Администрация ДОУ

Педагогический совет

Методический кабинет ДОУ

 Родители ДОУ

Воспитанники детского сада

РМК

РМК

РМК

ЦК и Д – центр культуры и досуга

Детский сад

РМК – районный методический кабинет

ГОУ СОШ с УИОП № 1 - школа

МУК Юрьянская ЦБС -  детская библиотека

МОУ СОШ  № 1

ЦДТ – центр детского творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект по социально-коммуникативному развитию детей 5-7лет «Доброе сердце»

Цель: формирование гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, тра...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект по социально-коммуникативному развитию "Островок безопасности"

Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызыват беспокойство за самых беззащитных граждан - маленьких детей....

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...

Долгосрочный проект по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Почемучки» "С чего начинается Родина..."

Как трудно научить ребенка чему-либо, если они не хотят этому учиться. Тем более сложно научить их любить. Любить Родину. Гордиться ей. Чувствовать себя частью своего народа. Этому нельзя научить, но ...

Долгосрочный проект по социально-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Раскрась свой день»

Долгосрочный проект по социально-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Раскрась свой день»Желтый день https://vk.com/club188981425?w=wall-188981425_554Зеленый день ht...