"Веселый скоморох в гостях у ребят"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Смирнова Наталья Юрьевна

 

В ходе занятия ребята познакомятся с куклой ручной работы скоморохом, вспомнят о народном музыкальном инструменте – балалайка, побывают на уличном гулянии. Занятие помогает воспитывать детей в национальных традициях, это положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром  «Веселый скоморох в гостях у ребят» (средняя группа)

Цель. Продолжать знакомить детей с народным творчеством.

Задачи.

  • Познакомить детей с народной куклой «Скоморох».
  • Вызывать эмоциональный отклик на встречу с персонажем народного гулянья.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству.

Словарная работа: Скоморох, лапти, балалайка.

Предварительная работа.

Беседы о зимующих и перелетных птицах, рассматривание иллюстраций птиц, беседы о приметах зимы и зимних забавах.

Материалы и оборудование.

Народная кукла «Скоморох», шапка скомороха с бубенцами для воспитателя, детали снеговика, коробочка с блестящими камушками, набор картинок «Зимующие птицы», мягкая игрушка «Ворона», магнитофонная запись «Камаринская» и голос вороны, угощение для ребят.

                         

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята! У вас много игрушек. Какими игрушками вы любите играть?

- Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, о какой игрушке в нем говорится?

 Очень хочет кукла Ляля,

Чтоб ей дети мамой стали

И с собою клали спать

В настоящую кровать.

- О какой игрушке говорится в  стихотворении?

- Ребята, я принесла вам куклу, которую вы никогда не видели. Садитесь на стульчики, я  сейчас вас с ней познакомлю.

(Из коробки воспитатель достает куклу «Скоморох».)

  1. Основная часть.

  1. Рассматривание куклы.

- Вот моя кукла! Это – скоморох. Давайте вместе повторим. Кто может сам повторить?

- Скоморох очень веселый.  У него нарядная ярка рубашка, сшита из разных кусочков ткани. Широкие штаны. А на ногах что? На ногах лапти. Давайте вместе повторим …. (лапти) Такую обувь носили люди очень-очень давно, в старину, не было тогда еще ни сапог, ни ботинок. На голове необычная шапка с бубенчиками. Пляшет скоморох, бубенчики звенят, ему помогают.

- Как же называется моя кукла? Это кукольный скоморох, игрушечный. Но бывают и настоящие. Скоморохи – это  люди. Они  по праздникам наряжаются в такую красивую одежду и выходят на улицу  веселить народ. Скоморохи   поют песни,  читают забавные стихи, разыгрывают кукольные представления, играют на музыкальных инструментах. Шутить, веселить, играть, развлекать – это все для скомороха.

- Посмотрите, что у него в руках? Это – балалайка – музыкальный инструмент. Давайте вместе повторим. (балалайка)

  1. Слушание аудиозаписи «Камаринская».

- Возьмешь балалайку в руки и не узнаешь скуки.

- Послушайте, как балалайка звучит.

  1. Игра «Зимние забавы».

- Вот так задорно и весело звучит у скоморохов балалайка, зовет людей на гулянье. И мы сейчас с вами туда отправимся.

- Ох – ты, батюшки, самоварушки, блинчики да прянички, скомороха оживить надо, чтобы он из кукольного в настоящего превратился. Ну-ка скоморох полезай в коробку.

Раз, два, три,  коробочка, помоги.

Ой, ребята, вот  шапка не простая, с бубенчиками и поясок.

- Вот и я – веселый скоморох! (воспитатель надел шапку и поясок на себя)

- Гулянье на улице идет, и нас  зовет.

Пойдем со мной веселиться! (звучит народная музыка)

Белым снегом замело.
Все дороги занесло,
Все дороги, все пути,
Не проехать, не пройти.

- Посмотрите сколько снега кругом. В какие игры можно зимой поиграть, чем позабавиться? (снежки, на санках покататься, на лыжах, построить крепость…)

- Поиграем в снежки. Какие вы меткие.

-А теперь кто дальше бросит снежок.

-За руки беритесь в саночки садитесь.

-Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Палки в руки возьмем и на  лыжах мы пойдем.

  1. Игра «Собери снеговика».

- Отгадайте мою загадку.

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и в миг

Получился ... (Ответ: Снеговик)

- Давайте и мы сделаем  снеговика.

 ( Найдите самый большой круг, прикрепите к доске, а теперь круг поменьше, нужно сделать голову.  А ручки из веточек. Что еще осталось?)

  1. Игра «Карусель»

Какой симпатичный получился снеговик! За это я вас покатаю на карусели.  Возьмите в руки по ленточке. Сильно не тяните, а то карусель поломается.

Всем удобно? Покатились!

Еле-еле, еле-еле, раскрутили карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два.

Вот и кончилась игра.

  1. Игра «рифмочки».

Здорово мы покатались, отдохнем, садитесь.

Давайте вместе забавные стихи сочинять.

Я начну, вы продолжайте.

Любят малые ребятки

Всем загадывать…  (загадки)

Испугав синичек стайку,

Проскакал ушастый … (зайка)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису)

Шла корова и мычала,

Шла собака и … (рычала)

Шустро зёрнышки клюёт,
Маленькая птичка
Желтогрудая ... (синичка)

Протяните-ка ладошки.

Я в ладошки дам вам крошки.

Синички прилетели,

Все крошечки съели.

- Мы и поиграли, и птиц покормили.  Птичкам зимой и холодно, и голодно. А мы о них позаботились.

  1. Игра  «Собери бусы».

 (Звучит карканье вороны.)

- Вы слышите? Кто так кричит? (Скоморох подходит к коробке, прислушивается, достает ворону)

- Как ворона ко мне в коробку попала?

- Эх, что-то не веселая она сегодня, что случилось? (Ворона скомороху шепчет на ухо о своей беде)

- По городу летала,

Коробочку с блестящими камешками  потеряла.

- Ребята,  наверное,  это та коробочка, которую я возле детского сада нашла и вам принесла. Где же она? (Дети приносят коробочку). 

- Точно ее. Радуется. Давайте поможем вороне собрать ее украшение. (Скоморох  показывает,  как надо закрепить камешки на украшение. Одевают на ворону ее украшение)

- Вы, ребята,  добрые. Вороне помогли. Спасибо вам большое! Полетела ворона  показывать свое украшение птицам. Посмотрим и мы,  с какими птицам ворона повстречалась.

  1. Рассматривание картинок «Зимующие птицы».

(Воспитатель выкладывает по одной картинке, дети называют птицу.)

- Все эти птицы остались с нами зимовать. Как их называют?

Представьте, что вы маленькие птички. Где ваши крылышки?

Ветер подул, птичек спугнул.

Птички взлетели, за мной полетели.

На стульчики сели.

-Молодцы! Но пришла пора превращаться из настоящего Скомороха в игрушечного.

Раз, два, три,

Коробочка  помоги.

(Воспитатель снимает кушак, шапку. Кладет в коробку. Достает куклу.)

  1. Заключительная часть.

Вот с какой куклой вы сегодня познакомились. Как она называется? Он какой?  На чем  играет скоморох? Во что обут скоморох?

Вы многое знаете, многое умеете. Мне очень у вас понравилось. В моей чудо коробочке есть для вас угощение. Думаю, вы поделитесь со всеми ребятами. Пришло время  возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселый гном в гостях у ребят.

Сценарий проведения  развлечения на День  Знаний в ДОУ ддя страших и подготовительных групп....

Конспект Открытой интегрированной музыкальной НОД по ознакомлению с нотной грамотой. «Веселые нотки в гостях у ребят»

Использованны  разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальная, игровая, речевая), закрепляются  знания  детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительно...

СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА 8 МАРТА в подготовительной группе «Веселые клоуны в гостях у ребят»

СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА 8 МАРТА   в подготовительной группе  «Веселые клоуны  в гостях у ребят»...

"Веселый шарик в гостях у ребят"

Дети бывают разные. Кто-то любит куклы, кто-то машинки. Кто - то обожает роботов, кто -  то любит лепить из пластилина. Но дети схожи в одном -  всем нравяться красочные воздушные шары....

Скоморохи в гостях у ребят

Развлечение Скоморохи в гостях у ребят...