Экологические проекты в детском саду
методическая разработка по окружающему миру по теме

Лаптева Елена Борисовна

Одна из задач  экологического воспитания дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе.

Именно по этой причине, за основу в работе по экологическому воспитанию дошкольников,  была выбрана проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_proekty.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование проведения проектной деятельности в  детском саду

Проект  «Природа – наш друг»

Средняя группа ( 4 –5 лет)

Задачи

Формы работы

Презентация проекта

  1. Формировать основы экологической культуры дошкольников, бережное отношение к природе.
  2. Уточнять и обобщать знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе, жизни животных, птиц, растений.
  3. Познакомить с понятием «экосистема».
  4. Развивать познавательно –поисковую деятельность ребят, способность к наблюдениям  и

     моделированию

Цикл занятий           «Жалобная книга Природы»

                                     «Природа, ты и я – друзья»

                                     «Чудо рядом с тобой»

                                    «Знатоки природы»

Работа с перфокартами      «Подбери наряд»

                                                                   «Что опасно для природы»

Презентация дидактического материала –

дидактических игр и перфокарт

 

Маршрут в природу  Проведение прогулок и экскурсий к  

                                      морю, в парк .

Чтение художественной литературы

В.Бианки «Ребятам о зверятах», В.Зотов «Лесная мозаика»,

Г. Снегирев «Звери наших лесов», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», В. Бианки «Лесная газета», Е. Чарушин «Воробей», М. Михайлов «Лесные хоромы».

Конкурс поделок из природного материала  

Сотрудничество с родителями:

Сопровождение детей во время экскурсии в парк, на море.

Участие в выпуске газеты  «Экологические странички»

Экологический «десант»: уборка участка группы, экологической тропы детского сада, клумб и цветника.

Выставка детских работ «Краски осени»


Выпуск лесной газеты

«Экологические странички»

Изготовление гербария     «Растения нашего участка»

Проект  «Как зимуют звери в лесу»

Средняя группа ( 4 –5 лет)

Задачи

Формы работы

Презентация проекта

  1. Расширить представления детей об окружающем мире.
  2. Формировать  знания у детей о подготовке диких зверей к зиме,  умение устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями в природе и поведением зверей .
  3. Учить бережно и чутко относиться к животным.
  4. Воспитывать сочувствие, сопереживание у ребят к «братьям нашим меньшим».

Цикл занятий           «Как звери в лесу готовятся к зиме».

                                     «Как зимуют дикие звери».

                                      «Прогулка в зимний лес».

                                     «Лунтик в гостях у «веселых» ребят».

 Открытое занятие

«Лунтик в гостях у «веселых» ребят.

Как зимуют звери в лесу».

Экологическая викторина  «Зимой в лесу».

Подвижные игры      «У медведя во бору»

                                      «Угадай, чей хвост»

                                       «Кто где живет?»

                                      «Зайцы и охотник»

                                      «Хитрая лиса»

                                      «Волк во рву»

                                     «Кто знает, пусть продолжает»

                                      «Угадай, чей след»

Выставка макетов

«Медвежья берлога»

«Лисья нора»

«Дупло белки»

Чтение художественной литературы

В. Зотов «Заяц –беляк», «Лесная мозаика»,В. Чарушин «Что за зверь», Н. Сладков «Лесные шорохи», Л. Толстой «Волк», А. Клыков «Как лиса зимует», К. Ушинский «Жалобы зайки», «Лиса Патрикеевна», Г. Снегирев «Звери наших лесов»,

Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»).

Рисование на тему    «Звери в зимнем лесу».

Моделирование  «Заяц в лесу», «В берлоге», «Лисья нора».

Инсценировка русской народной сказки «Заяц и лиса»

Спортивный досуг

«В зимнем лесу».


Средняя группа ( 4 –5 лет)        Проект «Весна идет – весне дорогу».

Задачи

Формы работы

Презентация проекта

  1. Формировать  у детей основы экологической культуры.
  2. Развивать познавательно-поисковую деятельность, способность к наблюдениям и моделированию.
  3. Воспитывать у детей радостное заботливое отношение к пробуждающейся природе.



Цикл занятий:      

  1. Посадка лука.
  2. Проращивание и посадка гороха.
  3. «Жизнь диких зверей весной»
  4. «Путешествие в весенний лес».
  5. «Доктора леса».

                             


Выставка детских рисунков

«Весна красна. Весна молода».



Конкурс рисунков «Мои любимые цветы».

Экологические игры :        «Что сажают в огороде»

                                               «Садовник»

                                                «Кто где живет»

                                               «Цветы»

                                              «Узнай цветок по описанию»

Экологическая сказка

«Ручеек».

 Чтение художественной литературы:   С.Маршак Весенняя песенка». Л.Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей». Г.Скребицкий «На лесной полянке», Н.Павлова «Ранней весной», И.Беляков «Подснежник проснулся».

Слушание музыки  «Вальс цветов» П. Чайковского, «Цветы»

А. Вивальди и др.


Календарь наблюдений.





Старшая группа ( 5 – 6 лет)

Проект  «Новый год у ворот»

Задачи

Формы работы

Презентация проекта

  1. Расширить представления детей об окружающем мире.
  2. Системазировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе в зимний период.
  3. Закреплять знания об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране, других странах.
  4. Прививать любовь к природе родного края.
  5. Учить бережно и чутко относиться к животным, птицам.
  6. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
  1. Укреплять здоровье детей.

Цикл занятий:

  1. «Снежная радость»
  2. «Что такое Новый год?»
  3. «Где живёт Дед Мороз?»
  4. «Похождение братьев Морозов».
  5. «Снеговик  - почтовик».
  6. «Новогодние путешествия по странам».

Праздник новогодней Ёлки

«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

Целевые прогулки и экскурсии:

  1. «В гости к ёлочке» прогулка в парк.
  2. «Еловыми тропами» экологический лабиринт на территории детского сада.
  3. Экскурсия к главной  Ёлке Анапы (на Театральной площади у ЦНК «Родина»)

Зимние забавы:

  1. «Санный поезд» (с обручами).
  2. «Катание на лыжах».
  3. Игры в «снежки».
  4. Подвижные игры зимней тематики : «Два Мороза», «Зайцы и лиса», «Бабка –Ёжка», «Ёлочка – колкая иголочка».

Конкурс новогодних поделок 

«Мастерская Деда Мороза»

Ручной труд : новогодние игрушки (из бросового материала)




Старшая группа ( 5 – 6 лет)                                     Проект  «Черное море мое…»

Задачи

Формы работы

Презентация проекта

  1. Познакомить детей с главной достоприме-чательностью нашего города – курорта Черным морем. Сформировать у них представления о экосистеме Черное море, его лечебных и экономических факторах, обитателях.
  2. Развивать познавательный интерес, поисковую деятельность.
  3. Формировать эстетический вкус, приобщая к миру музыки, изобразительного творчества.
  4. Воспитывать любовь к Черному морю, бережно относиться к нему.


Цикл занятий:      «Сказки старого Понта»

                               «Обитатели Черного моря»
                              «Ах, Анапа, жемчужина у моря…»

                                «Море в беде»

                                «Что? Где? Когда?»

Экскурсии и прогулки

Экскурсия в морской  аквариум «Батискаф».

Экскурсия на выставку работ анапских художников – маринистов.

Тематические прогулки к морю.

Конкурс рисунков «Морской вернисаж».

Рассматривание картин, иллюстраций морской тематики.

Просмотр слайдов, видеофильма «Черное море».

Фотомонтаж « Мы и море» (из семейных архивов группы).

Выставка макетов

«Дно Черного моря»

 «В царстве Нептуна»

«Обитатели Чёрного моря» и

семейных плакатов

«Защита моря»

Подвижные игры   «Море волнуется раз…»

                                   «Капитан»

                                   «Дельфины»

                                   «Спасатели» и др.

«Морские фантазии» – поделки из ракушек.

Чтение художественной литературы:

В. Бакалдин «Черное море», «Норд –ост», С. Сахарнов «Как доставали якорь», «Самый лучший пароход», В. Маяковский «Эта книжечка моя про маяк и про моря», М. Большинцов «У самого синего моря», А.Некрасов «Маяк», Ф. Тютчев «К морю», Ю. Сердериди «Анапа», «Маяк».

Творческая гостиная:

Концерт для родителей

«Морские звёздочки»

(Песни, стихи, загадки, танец «Яблочко и др.)

Подготовительная группа ( 6 – 7 лет)        Проект  «Четыре стихии»

Задачи

Формы работы

Презентация проекта

  1. Расширять представление о явлениях окружающего мира;
  2. Рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком;
  3. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать;
  4. Формировать познавательно – исследовательскую деятельность детей в процессе проведения опытно – экспериментальной работы;
  5. Воспитывать уважительное отношение к миру.


Цикл занятий:    «Природная стихия – вода. Свойства воды»

                               «Вода – наше богатство»

                              «Профессии, связанные с водной стихией»

                              «Стихия огонь»

                              «Огонь – друг, огонь –враг»

                              «Почва – живая земля»

                   «Природная стихия – воздух. Свойства     воздуха»

                               «Воздух и его роль в жизни человека»


КВН

«Чтобы не было беды»


Занятие – развлечение

«Осторожно, огонь!»

Физкультурное занятие «Пожарные на ученье»

Брейн – ринг из цикла   «Стихия – огонь»

Опытно – экспериментальная работа

                                    Проведение опытов: блок «Почва»

                                                                        блок «Вода»

                                                                        блок «Воздух»

Чтение художественной литературы:   С. Маршак «Кораблик», «Кошкин дом», К. Бальмонт «Ручеек», Ф. Тютчев «Капелька и река», Б. Житков «Наводнение», русские народные  сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», А. Барто «Ветерок», Л. Николаенко «Бумажная вертушка», И. Даренский «Веселые качели»К. Чуковский «Путаница» и др.

Экологические игры «Солнышко и дождик», «Мы – геологи», «Ветер – ветерок», «Снеговик», «Четыре стихии», «Вода – суша», «Ручеек», «Земля – небо – воздух».

Выставка детских работ

«Такие разные стихии…»

Подготовительная группа ( 6 – 7 лет)        Проект  «Этот загадочный космос»

Задачи

Формы работы

Презентация проекта

  1. Развивать чувство упорядоченности через формирование в сознании ребёнка представления о целостности окружающего мира: о единстве, взаимосвязи и взаимозависимости всего сущего в мире;
  2. Познакомить детей с устройством Солнечной системы и дать элементарные представления о планетах и их спутниках;
  3. Развивать  интерес к Космосу, космическим явлениям и профессии космонавта;
  1. Формировать

 потребность в физическом саморазвитии и здоровом образе жизни.


Цикл занятий:    «Адрес Земли»

                               «Солнце»

                              «Подготовка к полету»

                              «Полет на Меркурий и Венеру»

                              «Метеориты и кометы»

                              «Космический блиц – турнир»

                              «Полет на Луну»


Спортивный праздник

«Школа юных космонавтов»

Экскурсия  - поездка в планетарий им. Ю. Гагарина

                                                                        г. Новороссийск

Сюжетно – ролевые игры   «Космонавты»

                                                 «Луноход»

                                                 «Школа астронавтов»

                                                 «В гости к инопланетянам»

                                                 «На ракете по планетам»


Музыкальное развлечение

 «Парад планет»

 Чтение художественной литературы: Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,  Н. Латынова «Сказки Земли», Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе», Р. Босилек «Маленький пилот», Б. Никольский «Космонавты». А. Митяев «12апреля. День космонавтики».

Беседы о профессии космонавта, о первом космонавте

 Ю. А.Гагарине, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Рисование на тему «Люди тянутся к к звездам».

Викторина «Что мы знаем о космосе?»

Выпуск стенгазеты «!2 апреля – День Космонавтики»

                   (совместно с родителями группы).



Коллективная работа:

коллаж

« Космос».




Подготовительная группа ( 6 – 7 лет)       Мини- проект  «Обыкновенное чудо.

                                                                                          Комнатные растения».

Задачи

Формы работы

Презентация проекта

  1. Формировать представление детей о комнатных растениях;
  2. Учить определять потребность растений в условиях, необходимых для жизни растений;
  3. Закреплять умение сравнивать растения, выделять существенные признаки, классифицировать;
  4. Развивать познавательный интерес;
  5. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к растениям.



Цикл занятий:      

                                 «Родина растений»

                                «Что растениям необходимо для жизни?»

                                    (с опорой на карточки – модели)

                              «Сравнение комнатных растений»

                              «Уход за комнатными растениями»

Беседы                « Барометр настроения»

                             «Для чего люди дарят друг другу цветы?»

Моделирование  из бумаги, создание коллажей на тему «Цветочные причуды»

                             


Выставка детских рисунков

«Цветочный вернисаж»



Конкурс рисунков «Мои любимые цветы».

Экологические игры :        «Аленький цветочек»

                                               «Садовник»

                                                «Собери букет»

                                               «Цветы»

                                              «Узнай цветок по описанию»

Развлечение


«Карнавал цветов»

 Чтение художественной литературы:   «Цветы» –из книги «Мир растений», А,Платонов «Неизвестный цветок», Х.К. Андерсен «Цветы маленькой Иды», Е. Благинина «Цветы на моем окне», П. Воронько «Чудо в цветочном горшочке»,

Э. Мошковская «Цветы».

Слушание музыки  «Вальс цветов» П. Чайковского, «Цветы»

А. Вивальди и др.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические проекты в детском саду для детей с нарушениями зрения

Создать условия для развития познавательной активности детей с недостатками зрения позволяет использование в работе экологических проектов....

Экологические проекты в детском саду для старшего дошкольного возраста

Данные экологические проекты направлены на знакомство детей с природой родной Кубани;  развитию наблюдательности; учат экспериментировать и делать умозаключения, а так же оказывать первую помощь ...

Экологический проект в детском саду в средней группе «Вторая жизнь бумажного листа»

Экологический проект «Вторая жизнь бумажного листа». Средняя группа Вид проекта: групповой, краткосрочный. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники: дети (4-5 лет), воспитатели, ро...

Экологический проект в Детском саду

Проект "Экологический марафон в ДС"На протяженни неделе в дошкольном учреждении проходили тематические занятия, беседы по теме экологии, итоговым мерроприятием было постановка экологической ...

Экологический проект в детском саду "Щетка сдавайся"

Актуальность проекта:Зубную щетку придумали примерно 5000 лет назад.Предшественником нашей зубной щетки была деревянная палочка с кисточкой из щетины или волос на одном конце, а второй заостренный кон...