Тема: «Свойства металлических и деревянных предметов. Беседа о металлурге».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Хабарова Елена Владимировна

Непосредственно образовательная деятельность (область познание) в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл coderzhanie_organizovannoy_deyatelnosti.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность (область познание) в старшей группе

Тема: «Свойства металлических и деревянных предметов. Беседа о металлурге».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально - художественная, восприятие художественной литературы.

Цели: познакомить со свойствами деревянных  и металлических предметов; формировать  стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла; быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательной реакции.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу о металлурге, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать пояснения; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности ; активно участвует в подвижной игре.

Материалы и оборудование: деревянные бруски, металлические пластины, гвозди, спички, магниты, лупы, карточки с металлическими и неметаллическими предметами, фотографии металлурга и атрибутов его профессии.

Cодержание организованной деятельности

1.Введение игрового момента:

-Отгадайте загадку:

Прокатиться они решили

С ветерком на автомобиле.

Правду в сказке вам сказали:

Сами они его создали!

Ведь такого нет нигде!

Едет он на газводе,

И сироп в нем вместо смазки.

Кто такие, из какой сказки?

(Винтик и Шпунтик из сказки о Незнайке, которую написал Н.Носов)

2.Расширение представлений о свойствах металла.

Cравнение свойств металла и дерева

-Ребята, мы находимся в лаборатории Винтика и Шпунтика.

Вот как здесь здорово! (осматриваются). А вот и сами они.(Показ на экране персонажей).

Наши умельцы затеяли сделать ракету. Но не знают  из какого материала ее сделать: дерева или  металла. Мы уже с вами неоднократно говорили о металле. А сегодня должны узнать и рассказать Винтику и Шпунтику о том, чем металлические предметы отличаются от деревяных.

Превратимся в исследователей и  займем места в лаборатории.

-Наши  мастера  очень любят строить из металла. А как определить, есть ли у нас на столах металл? Какое свойство мы знаем? (Взять магнит, который притягивает металлическую пластину, а другие предметы нет).

-Вы хотите узнать, чем предметы из  сделанные из металла отличаются от деревянных?

И любому исследователю в этом поможет опыт. Опыт-это наблюдение за предметами в разных условиях для его изучения. Приступим?

1.-Как проверить, какая поверхность у дерева? Проведите пальцами по поверхности деревянного бруска. Какая поверхность  на ощупь у бруска?  (шероховатая). А теперь проверим поверхность металлической пластины. 

- Какая у нее поверхность?  (гладкая)

-Что мы можем сказать? (металл гладкий, а дерево шероховатое).

2.Как проверить какой материал тверже? (ответы детей)

- Проведем металлическим гвоздем по бруску. Что произошло? (остался отпечаток)

-А если провести деревянной спичкой по металлической пластине? (след не остается)

-Что можно сказать о твердости металла и дерева? (металл тверже, чем дерево).

3.-Как проверить из каких частичек состоит металл и дерево? (рассмотреть под лупой; у дерева частички не очень мелкие, не так плотно соединены, между ними имеются пустоты; а у металла очень мелкие, плотно соединены)

Что вы еще увидели? (Дерево имеет рисунок,  а металл – нет)

4.-Проверим, что легче?

Опустим в контейнер с водой металлическую пластину и деревянный брусок. Что произошло? (деревянный брусок плавает, а металлическая пластина тонет)

5.Узнаем, что прочнее?

-Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Не получается? Значит он какой? (прочный)

-Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая)

Какое свойство мы  еще узнали?

(Металл прочный, а дерево - хрупкое)

Ребята, из металла делают очень многое - от обыкновенных иголок до космических кораблей.

-А что произойдет, если ракеты станут деревянными?

Что хорошо? (ракеты станут легкими, вкусно запахнут древесиной).

Что плохо? (дерево быстро горит, что опасно для космонавтов; дает трещины - произойдет утечка воздуха)

- Молодцы! С давних времен наши предки  из дерева изготавливали посуду, игрушки, строили избы, телеги. Дерево - материал твердый, но приятный на ощупь, который хранит природное тепло. Но деревья долго растут, легко воспламеняются, дает трещины, поэтому человечество стало использовать металлические изделия, которые прочнее и надежнее. Так появились  колеса, посуда и даже игрушки, cделанные из металла.

3.Развитие слуха. 

Ребята, прислушайтесь к слову «метал-л-л». Как звучит.

Металлические предметы могут издавать звуки. Прослушайте звук и назовите металлический предмет.

Игра «Отгадай звуки металла» (Дети слушают звук, угадывают какой предмет звенит).

-От удара металл начинает дрожать. Эти колебания передаются по воздуху и в конце концов доходит до наших ушей. Таким образом, мы слышим звук.

-Подберите к слову  «металл» родственные слова (металл - металлический- металлолом). А еще есть такое слово «металлург».  Из дерева можно выпилить, выстругать,  а металл не стругается, трудно режется, как из него сделать ракету?  Как узнать? В интернете я нашла для вас фильм о профессии металлурга и подготовила рассказ. Располагайтесь по - удобнее.

4.Беседа о металлурге.

Что на свете  есть металлы, вы уже знаете.  А древние люди свои первые орудия для охоты делали из камней. Но вот кто-то случайно из древних людей попробовал переплавить метеорит.

-А что такое метеориты? ( Метеориты – это небесные каменные и железные тела, которые прилетают из космоса и их осколки падают на землю). Очень понравились человеку такие изделия! Стали везде искать такие камни и нашли под землей железную руду. Если  руду расплавить в особой печи, можно получить много железа. На всех хватит! Так появилась на земле профессия металлурга.

Наши металлурги получают сплавы из разных металлов. Без них в наши дни никуда!

-Ребята, что делают из металла? (Иголок и гвоздей без металла не сделаешь, дом - не построишь, железную дорогу не проведешь, автомобилей, самолетов и космических кораблей тоже не сделаешь).

Металлург – профессия мужская. Работа эта очень опасная и тяжелая. Рядом расплавленный металл льется рекой. Вот какие полезные люди металлурги!

Понравился фильм? Построим ракету самостоятельно?

Игра «Ракета» (по Г. Виеру)

Вот как радуга на небе-

Шелковый узор!

Ну и радуга на небе,

Как цветной ковер!

А над радугой ракета

Взмыла к небесам.

Вот такую же ракету

Я построю сам.

И на звездную дорожку

Полечу на ней,

Наберу я звезд лукошко

 Мамочке своей.

Дети проговаривают стихотворение и перестраиваются полукругом, клином, врассыпную.

-Ребята,  а сейчас посоветуйте Винтику и Шпунтику из какого материала лучше сделать ракету: из дерева или из металла?

4. Работа с проектом: Что дети знают о машиностроении в нашем городе.

5.Рефлексия

-Что нового узнали cегодня?

-C кем бы вы хотели поделиться тем, что узнали?

 -Винтик и Шпунтик желают вам успехов. И каждый из вас получает диплом   о  завершении исследований в лаборатории Винтика и Шпунтика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога с детьми средней группы по экспериментированию на тему «Свойства предметов»

Познавательное развитие младших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность....

свойства металлических предметов

Конспект занятия поможет познакомить детей с основными свойствами и качествами металлически предметов...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (рисование) Тема: " Деревянные предметы"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности художественно – эстетическое развитие (рисование) в подготовительной к школе  группе Тема: «Деревянные предметы». ...

Конспект НОД по познавательной деятельности в средней группе "Сравнение пластмассовой, металлической и деревянной ложек"

Конспект НОД по познавательной деятельности в средней группе. Сравнение пластмассовой, металлической и деревянной ложек. Цель: Формирование представлений о разнообразии ложек (внешнем виде, назначении...

НОД "Свойства металлических и деревянных предметов.Беседа о металлурге"

Познакомить дошкольников со свойствами металла и дерева....

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Деревянные предметы"

Конспект непосредственно- организованной деятельности   по развитию речи во 2 младшей группе, возраст 3-4 годаТема: «Деревянные предметы»....


 

Комментарии