Главные вкладки

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Мурашова Елена Анатольевна

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре". На занятии с детьми проводится опытно-экспериментальная деятельность  с водой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_na_vozdushnom_share.docx21.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программное содержание: Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

    Оборудование: Воздушные шары, пластмассовые бутылки, тазики с горячей (не более 60 С) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки), фильтры (салфетки), лед, глобус.

    Ход занятия:

    Организационный момент: Игра «Ракета»

    Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? (ответ) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нем говорится в загадке.

    Через нос проходит в грудь

    И обратно держит путь

    Невидимка он, и все же

    Без него мы жить не можем.

    (Воздух)

    Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответ) Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, т.к. нечем было бы дышать. А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы ожжем не дышать. А почему мы не видим воздух? (ответ) Воздух невидим, т.к. он прозрачен. А хотите увидеть воздух? Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

    1. Не толкай соседа во время работы
    2. Сначала посмотри, потом повтори
    3.  Убери, на место положи
    4.  С горячей водой будь осторожен!!!

    Но перед опытами давайте сделаем зарядку для глаз.

    Зарядка для глаз.

    Опыт 1: Стакан опускается в банку - попадает вода в стакан? Почему нет? (ответ)

    Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Опыт 2: Стакан наклонить - что появляется (пузырьки) Откуда они взялись? (ответ)

    Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

    Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

    Воспитатель: Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (ответ) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

    Опыт 3: Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пласт. Бутылки. Подержать ее в течении 1 мин. В горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Почему? (ответ)

    Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

    Воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

    - Что вы видите? (Шарик сдувается) Почему? (ответ)

    Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.

    Воспитатель: Зачем же нужна горелка? (ответ) При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.

    Воспитатель: Отправляемся в полёт! Занять свои места. Полетели. (Дети садятся на стульчики. Воспитатель достаёт глобус.) Посмотрите на глобус. Так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе        обозначено        синим цветом? (Вода) Послушайте стихотворение о воде.

    Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, море, океане

    И водопроводном кране.

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит,

    Растворяет сахар в чае.

    Мы её не замечаем.

    Мы привыкли, что вода

    Наша спутница всегда!

    Без воды нам не умыться,

    Не наесться, не напиться.

    Смею вам я доложить –

    Без воды нам не прожить!

    Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят.) Кто-то стоит у нас на пути. Кто? (Это водяной)

    Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? И еще, зимой, я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лёд. Откуда он взялся?

    Воспитатель: Попробуем ответить на вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдёмте в лабораторию.

    Пальчиковая гимнастика.

    Воспитатель:         Водяной,        ребята        покажут, какими свойствами обладает вода. Обратите внимание: на столе лежит лёд. Мы позже к нему вернёмся.

    Опыт 4: Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

    Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)

    Вывод: Вода не имеет запаха.

    Опыт 5: Поставить на картинку стакан, а водой и стакан с молоком.

    Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко - нет.)

    Вывод: Вода прозрачная.

    Опыт 6: Положить в стакан ложку сахару или соли, размешать.

    Воспитатель: что произошло? (Сахар растворился)

    Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

    Опыт 7: Разлить воду по разным сосудам.

    Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

    Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

    Физкультминутка: Игра «Воздух, огонь, вода, земля»

    Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу, на котором был лёд. Что вы видите? Почему это произошло?

    Водяной: жаль, что лёд растаял, я так люблю его есть.

    Воспитатель: Что ты! Сосульки и лёд нельзя есть! Почему? Давайте докажем, что лед грязный. (профильтруем)

    Опыт 8: Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром.

    Воспитатель: Чистым или грязный лёд? Почему? Водяной, можно есть лёд или нет?

    Водяной: что вы! Я больше никогда не буду есть лёд и снег.

    Воспитатель: давайте повторим свойства воды.

    Водяной: Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. Ват вам шарики на память о этом путешествии. До свидания.

    Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Закрываем глаза. Раз, два, три. Прилетели.

    Человек! Запомни навсегда:

    Символ жизни на Земле - вода!

    Экономь её и береги.

    Мы ведь на планете не одни!

    Подведение итогов. Что узнали о воде?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционному рисованию на тему: «Солнечная семья»

    КОНСПЕКТ комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционному рисованию на тему: «Солнечная семья»...

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию на тему "Космос"

    Обобщить у детей понятия : "космос", "космическое пространство", "солнечная система"....

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром

    Цели:Углубить представления о том, что планета Земля - это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки - твердая земля - суша, где живут люди.Познакомить детей с научн...

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Прогулка на природу»

    Конспект комплексного занятия по ознакомлениюс окружающим миром в подготовительной группена тему: «Прогулка на природу»Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусств...