Методический материал к проекту "Чудеса в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тямушева Ольга Евгеньевна

НОД к проекту "Чудеса природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_zvukov.docx28.88 КБ
Файл ПРОЕКТ "ЧУДЕСА ПРИРОДЫ"1.65 МБ

Предварительный просмотр:

НОД  «Мир звуков»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей.

Задачи:

  1. закреплять знания о музыкальных инструментах;
  2. учить слушать и различать неречевые звуки окружающих предметов ;
  3. вызвать у детей желание прислушиваться к звукам окружающего мира;
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать высказывания  других детей;

 

Оборудование: коробка; музыкальные инструменты по 2 предмета разного размера (бубны,  барабаны,  детское пианино, колокольчики, дудочки, гармонь, металлофон); звучащие предметы (2 бутылочки (пустая и с водой), бумага, мяч, ложки металлические и деревянные, молоток); ширма.

Предварительная работа: 

  1. рассматривание и прослушивание музыкальных инструментов: гармошки, металлофона, детского пианино, барабана.
  2. Чтение сказки «Кто сказал, мяу» В. Сутеевой,

 рассказа «Телефон» Н. Носова;

  1. Загадки о музыкальных инструментах.

Ход:

1.Организационный момент  

Взрослый вносит большую коробку.  Ставит на стол загадочную  коробку.  Рассматривает её с детьми, которых заинтересовала загадочная  коробка. Обследование коробки разными способами: пощупать, понюхать, определить вес  и т. д. После обсуждения открывается коробка. Из коробки взрослый достаёт по одному музыкальному  инструменту. Дети называют предметы. Взрослый предлагает вспомнить, как звучат музыкальные инструменты.

Игра «Узнай музыкальный инструмент». 

Прослушивание их за ширмой и отгадывание.

2.Основная часть.  Проблема.

Из  коробки взрослый достаёт оставшиеся предметы.

- Почему музыкальные инструменты и предметы положили в загадочную коробку вместе?

 Высказывания детей. Рассматривание и действия с предметами, лежащими на столе, прослушивание издаваемых ими звуков (деревянные и металлические ложки, стук молотка, удары мяча, звон пустой и полной бутылочки, звук льющейся, звуки бумаги (скомкать, порвать, помахать)).

Подводим детей к выводу, что  музыкальные инструменты и предметы имеют звук.

 Физминутка.  Дети встают свободно по группе, закрывают глаза.  Гномик ходит тихо, незаметно между детей.   Кто его услышит, тот его ловит. Поймавший ребёнок гномика становится им.

Гномик по лесу гулял,

Колпачок свой потерял.

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым.

                             Дети гномика найдут,

                             Колпачок ему вернут

Игра «Отгадай предмет по звуку»

Отгадывание предметов по издаваемым за ширмой звукам.

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый начинает предложение, а дети договаривают.

  1. Шуршит (бумага)
  2. Стучит (молоток)
  3. Звенит (пустой стакан)
  4. Льется (вода)
  5. Звучат (деревянные ложки)

Игра «Кто сказал, мяу»

Двое водящих встают спиной к остальным детям. Дети говорят по очереди «мяу», а водящие отгадывают, кто сказал.

3.Заключительная часть.

Подведение итогов. Предлагается детям дополнить фразу

  1. Я узнал…
  2. Мне понравилось…
  3. Мне запомнилось…

           

                            НОД    «Страна чудо – слов»

Цель: формировать представление о понятии «фантазия»

Задачи:

  1. Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.
  2. Упражнять в координации речи с движениями.
  3. Упражнять  употреблять полные предложения в рассказах и ответах.
  4. Учить фантазировать, развивать воображение.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  6. Вызвать  положительные эмоции.

Материалы и оборудование: солнце, речка, камешки округлой формы, корзина, «волшебный ключик», аудиозаписи:  «Волшебная музыка»,  «звуки реки»,  песня «Облака – белогривые лошадки»   (муз. В. Шаинский).

Предварительная работа:

  1. Наблюдения в природе;
  2. Чтение стихов о природе;
  3. Игра «На что похоже?».

ХОД ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ

1.Организационный момент  

В группу входит педагог в образе Феи и приглашает детей в путешествие в волшебную Страну слов.

-  Здравствуйте, мои милые дети! Я – Фея из Страны слов! Я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране.

2.Основная часть.  Проблема 

-  Так как моя страна чудесная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом.  Попадая в мою страну, люди меняются  с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете? Высказывания детей.

Вывод: Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что - то выдумываем, представляем, то чего сейчас нет.

- А вы умеете фантазировать? (Да). Проверим.

-  Итак, пришло время фантазировать. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»). Приземляемся. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит,

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце.

 Догадались? (Это - солнце!)

Вместе с Феей дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца.

- Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица.

Самомассаж.

Личико солнце согрело,           Дети поглаживают от середины лба к верхней

Потеплело, потеплело.                 части ушей, от носа к средней части ушей.

Наши ручки потянулись,                   Медленно тянут руки вверх, улыбаются.

Наши губки улыбнулись.

- Как можно сказать о солнышке? Какое оно? Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Солнышко, солнышко, погуляй у речки .                  Дети пальцами обеих рук                

                                                                                              имитируют  ходьбу.

Солнышко, солнышко, разбросай колечки.             Быстро сжимают и

                                                                                              разжимают     кулаки.

Мы колечки соберем, золоченые возьмем.            Выполняют хватательные  

                                                                                              движения с щепотью.

Покатаем, поваляем             Круговыми движениями трут ладонью о ладонь.  

И назад тебе вернем.                      Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.

- Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?

Высказывания детей.

-  Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.

Звучит аудиозапись песни « Облака – белогривые лошадки».

Как быстро по небу бегут облака.

Похоже одно на Конька – горбунка.

Другое распахнуто, словно пальто.

А третье, похоже, не знаю на что.

- А вы когда-нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?

Рассказы детей.

-  Продолжаем фантазировать.  Закрываем глаза.   (Педагог  переливает воду из таза в таз). Что вы представляете себе, ребята? Высказывания детей.

-  Скажите, что делает река?

-  Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д. (За каждое названное слово Фея дает детям камешки).

-  Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо»

 теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.

 Звучит аудиозапись « Звуки реки».

Мы плывём по тёплой речке,                                                      Дети имитируют             

Тихо плещется река                                        движениями рук плавание в воде.

В небе тучки, как овечки,                                               Выполняют потягивания – 

Разбежались кто, куда                                                        руки вверх и в стороны.                                                                                                 

Вот летит большая птица,                                 Выполняют движения руками,

Плавно кружит над рекой.                                    имитирующие махи крыльями.

Наконец она садится                                                 Садятся на несколько секунд

На корягу под водой.                                                                    в глубокий присест.

Мы из речки вылезаем,                                               Выполняют ходьбу на месте

Чтоб обсохнуть – погуляем.                  

А теперь глубокий вдох – и садимся на песок.                        Садятся на ковер.

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.          Берет корзину с конфетти.

В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.

- Я знаю много прекрасных  слов. А вы знаете прекрасные слова?  Тогда добавьте их в мой кузовок.

Дети передают кузовок  друг другу, называя «прекрасные слова».

-  А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носиком, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот. (Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.)

3.Заключительная часть.

- Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. Откройте, пожалуйста, глаза. Вот мы и дома. Где вы были? Что вы узнали нового?

Дети делятся своими впечатлениями.

-  Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё новых и добрых слов.

(Фея провожает детей и прощается).

НОД   «Звуки  весны»

Цель: Развивать познавательный интерес к окружающему миру  

Задачи:

  1. закрепление и обогащение знаний о весенних сезонных изменениях в природе.
  1. Развивать  логическое  мышление,  способность производить сравнительный анализ, внимание, воображение;
  2. Прививать  интерес и эмоционально положительное отношение к природе;
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: коробка, картинки со схемами, кукла Веснушка, два больших облака, облака по количеству детей, предметы для имитации звуков.

Предварительная работа:

  1. Наблюдения в природе, слушали звуки природы на прогулке;
  2. Чтение рассказов, стихов о весне и весенних явлениях;
  3. Игра «Когда это бывает?»
  4. В режимные моменты слушали звуки окружающего  мира;

ХОД:

1.Организационный момент  

Из соседнего помещения кто-то зовёт на помощь.  Дети помогают педагогу   и кукле Веснушке принести коробку.

2.Основная часть.  Проблема

- Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Веснушка.   Мне Весна подарила коробку  с загадками.  Если загадки отгадать, то можно услышать весенние мелодии.    У меня не получается. Помогите. Очень хочется услышать музыку весны.

Открываем коробку, достаём первый конверт  со схемой «звуки ветра» и листами бумаги. Нарисован ветер, на обратной стороне - лист бумаги свернутый в трубку. Обратная сторона используется, если дети затрудняются сделать ветер из бумаги

Рассматривание и обсуждение картинки.

- Что изображено? Какой ветер? Как поёт ветер? Подумайте, как из листа бумаги сделать ветер. (Подуть в трубочку, приложив к губам).    

Точно также разбираем картинки со звуками ручья, капели, трели.

Для ручья потребуется бутылка с водой и таз, который  заранее стоят в лаборатории.  Для капели потребуется фасоль, горох, который лежит в конверте, и таз.  Для трели потребуется  деревянные свистульки, которые стоят по всей группе.

Этюд «Прогулка весной»

- Весна пришла. Пойдёмте гулять. Одеваемся. На улице лужи. Большие и маленькие. Маленькие луж обходим. Ручьи перепрыгиваем. Огромная лужа. На ней тонкий ледок. Почему? (ответы). Сломаем лёд пальчиком. Возьмём кусочек льда. Какой он? (ответы).  Посмотрите на небо. Какое оно? (ответы).

Облака плывут по небу.  На что они похожи? (ответы).  Найдите облака. Мы их отнесём  в садик.

- В группу заплыли облака.  Давайте их объединим.   (Приклеиваем облака на большие облака по схеме). Посмотрите,  какие получились облака.

- Мы сегодня помогли Веснушке разгадать загадки весны.  Предлагаю для Веснушки исполнить весенние мелодии. Кто будет ветром?

Кто будет капелью? Кто будет птичкой? (исполняются мелодии).

3.Заключительная часть.

Подведение итогов. Предлагается детям дополнить фразу

  1. Я узнал…
  2. Мне понравилось…
  3. Мне запомнилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Методический материал "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на тему: «Круговорот воды в природе»"

Данный методический материал по экологическому воспитанию, «Круговорот воды в природе», предназначен для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему...

Методический материал для педагогов. Долгосрочный проект:"Формирование у детей младшего школьного возраста бережного отношения к живой природе через иллюстрации Е.И. Чарушина"

Дошкольный возраст - самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к живой природе....

Методическая разработка по ознакомлению с природой и экспериментирование. ТЕМА: «Мир природы».

Цель: расширить и уточнить представления детей о природе Обучающие задачи: ✓ формировать представления детей о взаимодействии живой и неживой природы ✓ учить детей рассказывать о значении солнца и воз...

Методический материал "Явления природы"

Материал может использоваться на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на занятиях по развитию речи, при организации совместной деятельности педагога с детьми....