Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Наш родной поселок»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Конспект НООД в подготовительной группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_poselku.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в подготовительной группе

    на тему: «Наш родной поселок»

            Составила воспитатель

    детского сада № 29

    «Дубравушка»

    Подольского района

    Московской области

    Епифанова Т.Д.

                            Тел. (096) 5-14-63


    Программное содержание. Закрепить знания детей по истории поселка Дубровицы, вызвать чувство гордости за свой родной поселок, стремление узнать что-то новое о нём. Продолжать учить передавать словесно впечатления из личного опыта в форме рассказа, описания. Совершенствовать умение ориентироваться по карте-схеме поселка. Уметь радоваться успехам товарищей, правильно реагировать на подведение итогов конкурса.

    Воспитывать любовь и уважением к своей малой Родине.

    Предварительная работа. Экскурсии по поселку; заучивание стихотворений о Родине; рассматривание репродукций различных зданий, церквей, соборов, памятников; рассматривание книги Малый атлас «Чудес света»; чтение стихотворений о профессиях; рисование дома, в котором живешь.

    Словарь. Родина, Подольский район, дубравы, сток, боярин, князь, титул, зуброкорова, кинопродюсер.

    Материал. Рисунки детей. Фотовыставка с видами зданий поселка. Герб Подольского района. Аудиозапись. Портреты  Жетоны. 2 фланелеграфа. Карта-схема поселка. Модели зданий поселка. Сувениры по числу участников.

    Ход занятия. Музыкальный зал красочно оформлен. На центральной стене  зала -  герб Подольского района, по обе стороны от него расположены ширмы с детскими рисунками, посвященными поселку Дубровицы, фотовыставка с видами поселка. Вдоль других стен зала сидят родители – две группы поддержки. Справа от фотовыставки стол жюри и фланелеграф.

    В помещение входят дети – две команды. Каждая команда представляется, сообщая свое название, и садится перед своей группой поддержки.

    Звучит песня «С чего начинается Родина?» сл. М. Матусовского, муз .В. Баснера  

    Воспитатель: «О чем говорится в этой песне? Как вы понимаете слово «Родина»?

    (От каждой команды по  одному представителю читают стихи о Родине.)

    1. «Родина» А. Прокофьев

    2. «Родина» З. Александрова

    Воспитатель: «Наша большая Родина – это Россия. Главный город нашей страны – Москва. А у каждого из нас есть своя малая Родина. Это место, где вы родились и живете. Даже если вы уедите куда-нибудь очень далеко, вас все равно будет тянуть обратно, каждого – на свою малую Родину. Моя малая Родина - город Москва. А где вы родились? Как называется ваш родной город или село?» Расскажите нам об этом.

     (Ответы 4-6 детей, называющих в основном, город Подольск, поселок Дубровицы и ближайшие окрестные села)

    Воспитатель: «Наш  поселок Дубровицы находится в 6 км от центра Подольска. Поэтому мы говорим – поселок Дубровицы Подольского района. А жителей поселка называют … (ответы детей) дубровчане.

    -         Нет, не зря в народе слово молвится,

            Что как мать, родимые края.

        Небольшой поселок наш, Дубровицы,-

        Маленькая родина моя!

    Сегодня мы вспомним историю нашего поселка, его прошлое и настоящее. Занятие проведем в форме соревнования. Командам предстоит ответить на разные вопросы, выполнить задания. За каждый правильный ответ вы будете получать 2 жетона. Если вопрос окажется слишком сложным для детских команд, им на помощь придут родители - группа поддержки. Но за ответ группы поддержки, команда получает всего лишь один жетон. Взрослые могут дополнять ваши ответы, за каждое дополнение команда получает по одному жетону.

    Судить наш конкурс будут представители детского сада: заведующая – Трофимова Лидия Константиновна и старший воспитатель – Негина Марина Петровна. И еще один судья: заведующая библиотекой поселка Филатова Людмила Евгеньевна.

    Начнем наш конкурс. Прошу жюри занять свои места.

    Первый вопрос для команд: «Откуда произошло название «Дубровицы»?»

    Примерный ответ детей. Название «Дубровицы» произошло от слов «дуб, дубрава». Таких деревьев когда-то очень много росло на нашей земле. (Более полный ответ дает группа поддержки. См. «Приложение»)

    Воспитатель. Перед вами два портрета. (Показывает) Расскажите, какую роль сыграли эти люди в истории нашего поселка. Назовите их титул. (Каждая команда рассказывает об одном человеке)

    Примерный ответ детей. Это портрет боярина Ивана Васильевича Морозова – первого владельца Дубровицкой земли. Он из старинного боярского рода. Из построек в селе были: боярский двор, шесть крестьянских дворов, двор с деловыми людьми, церковь, колокольня с колоколами.

    На втором портрете князь Борис Алексеевич Голицын. Его фамилия произошла от прозвища «голица», что означает боевая рукавица». Б.А. Голицын был воспитателем молодого царя Петра I. Смог прославить наш поселок - при нем были построены и сохранились до наших дней – дворец, конный двор, церковь Знамения.

    Воспитатель. Давайте представим, что мы отправились от станции Подольск до нашего удивительного по красоте и богатого достопримечательностями поселка. На каком виде транспорта сможем до него добраться, и через какую реку пройдет наш маршрут?

    (На автобусе № 65, через реку Пахра)

    Воспитатель. Название, какой ещё реки, связано с Дубровицами?

    (Десна).

    Воспитатель. Кто знает, что обозначают эти названия?

    Примерный ответ детей. «Пахра» - означает «вытекающая из озера». «Десна» - «правая», правый приток Пахры. (Группа поддержки дополняет ответы детей. См. «Приложение»)

    Воспитатель. Правильно. Наш поселок расположен между двух рек, они окружают его полукольцом, только с одной стороны, на западе, небольшой узкой полоской Дубровицы соединяются с лесом.

    В восточной части поселка, у слияния рек Десны и Пахры, сохранились старинные постройки. Назовите их.

    Примерный ответ детей. Трехэтажный дворец, три флигеля, церковь, курган, бывший конный двор, церковь, липовый парк, несколько построек за парком.

    Воспитатель. Кто может объяснить значение слова «курган»?

    Примерный ответ детей. Курган – место захоронения первых поселенцев, как у нас «кладбище» 

    (Группа поддержки дополняет ответы детей. См. «Приложение»)

    Воспитатель. Как вы считаете, как надо относиться сегодня к нашему историческому прошлому?

    Примерный ответ детей. Оберегать памятники старины, не ломать их, годиться ими, обновлять их.

    Воспитатель. Конный двор, церковь знамения объявлены памятниками архитектуры и охраняются государством. В «Малом Атласе «Чудес Света» собрано 200 самых знаменитых архитектурных сооружений мира. В нем упоминается и о нашей церкви.

    В каких символах настоящего отразилось наше историческое прошлое?

    (В гербе Подольского района).

    Воспитатель. Наш педагог-психолог Ольга Валентиновна Староверова, сочинила стихи о том, что изображено на гербе всего Подольского района. Послушайте, пожалуйста:

    Герб- это знак,                Царственный купол Дубровицкой церкви

    В нем все главное вместе.        Герб наш венчает над хлебным снопом.

    Есть герб страны и гербы городов.        Камень кирками себе добывали,

    Есть такой герб и в Подольском районе        Чтобы построить и церковь и дом.

    Вот этот герб (показать),        Нет на гербе львов со страшною пастью,

    В нем все ясно без слов:                                         Мы никому и ничем не грозим!

    Синее поле, как отблеск от рек,        Все здесь для мира,

    Чистых прудов синева.        Всё здесь для счастья

    Есть три реки - три сестры, краше всех,        И мы гордимся районом своим!

    Мо/ча, Десна и Пахра.


    Воспитатель. Какая достопримечательность Дубровиц упоминается в этом стихотворении?

    (купол храма Знамения)

    Давайте поговорим об этом уникальном сооружении.

    Примерные ответы детей. При Иване Васильевиче Морозове в поселке стояла деревенская церковь Ильи Пророка. Во времена Бориса Алексеевича Голицына эту церковь перенесли в деревню Лемешово, а на ее месте построили каменную церковь Знамения. При закладке церкви присутствовал сам Петр I. Строили церковь из белого камня, который добывали по берегам наших рек. Строили ее не только русские, но и немецкие, польские, итальянские, шведские мастера. По высоте эта церковь, как тринадцатиэтажный дом, высота купола чуть больше одноэтажного дома. Примерно такой же высоты и крест, который находится на куполе. Церковь очень красивая, ее приезжают посмотреть из разных мест нашей страны и из-за границы. В следующем году (2004 г.) ей исполнится 300 лет.

    Звучит тревожная музыка.

    Воспитатель. (на фоне музыки) Церковь – это памятник старины, нашего далекого прошлого. Но есть в нашем поселке памятник, который поставлен недавно. Он расположен в центре поселка. Им очень дорожат ваши прабабушки, прадедушки. Что это за памятник, кому он посвящен?

    Примерные ответы детей. Это памятник напоминание о героическом прошлом Дубровиц в годы Великой Отечественной войны. Сначала это памятник был в виде гранитного камня. Его заменил металлический в воде фигур двух воинов. А к 55-летию Победы в войне около скульптуры установили памятные доски с имена и фамилиями дубровчан - защитников Отечества, ушедших на фронт и не вернувшихся с войны.

    Воспитатель. Как отмечает День Победы наш поселок? Какое участие принимаем мы в проведении этого праздника?

    Примерные ответы детей. Мы рисуем праздничные открытки, ходим с ними поздравлять ветеранов, которые по возрасту и состоянию здоровья не могут принять участие в праздничном митинге в  День Победы. А на самом празднике дарим цветы ветеранам, идем с ними по главной улице поселка под звуки праздничного марша.

    Воспитатель. Вы хорошо знаете историю своего поселка, а сейчас посмотрим, знаете ли вы, какие здания расположены по центральной улице нашего поселка.

    (Выставляются два фланелеграфа, на котором обозначена центральная улица, начиная от моста. Детям даются модели основных зданий поселка - плоскостные аппликации.)

    На этот конкурс приглашаются по три представителя от каждой команда и одному родителю. Вы должны будете сделать макет главной улицы поселка.

    Слово жюри конкурса.

    Воспитатель. Молодцы! Вы прекрасно ориентируетесь, где у нас расположена церковь, дворцовый корпус, парикмахерская, библиотека, детский сад аптека, почта Администрация Дубровицкого с/округа, памятник воинам, институт животноводства.

    Но кроме этих зданий, у нас есть ещё что посмотреть и о чем рассказать. Помогут нам в этом фотографии, расположенные на двух стендах. Для каждой команды – свои здания.

    (Каждая команда подходит к своему стенду, узнает и называет изображенное на ней здание)

    Примерные рассказы детей.

    1. Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства (ВИЖ). Раньше назывался Всесоюзным. Проводит научные исследования и готовит ученых людей, за что был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В институте работает много ученых, которые занимаются выведением новых пород свиней, коров, овец. Занимаются приготовлением кормов для животных.
    2.  У ВИЖ есть своя опытная база – это опытное хозяйство «Дубровицы» с большим стадом коров. Там работают и некоторые наши родители: доярками, механизаторами, скотниками, трактористами. Молоко, получаемое от коров, перерабатывается на небольшом молочном заводе. Он выпускает сыр, творог, масло.
    3. При ВИЖ есть физдвор, где в последние годы была выведена новая порода коров – «Зуброкорова». На физдворе много коров, свиней, овец, кроликов. С их помощью ученые проверяют, какой рецепт кормов самый лучший.
    4. Есть у нас дом Культуры, знаменитый свои танцевальным коллективом «Радужный». Этот народный ансамбль знают не только у нас в России. Он выступал и в Словакии, и в Германии, и в Чехии. Нашему Дому культуры исполнилось недавно 30 лет.

    В свое время нашим клубом заведовал Марк Рудинштейн, известный кинопродюсер. Он снял фильм на территории нашего поселка: «Пионерка Мэри Пикфорд». В массовых сценах этого фильма были заняты многие жители нашего поселка.

    5.     Если жители нашего поселка заболеют, они идут в амбулаторию. Для маленьких детей есть в амбулатории детский врач, для взрослых - терапевт. Если заболел зуб, можно обратиться к стоматологу. В физиокабинете всегда помогут вылечить простуженное горло, нос. Лаборант делает анализ крови.

    6.    Наша спортивная школа известна не только в нашем поселке. Лыжники Дубровицкой спортивной школы, занимают призовые места, выступают по всей России и за ее пределами. Когда-то она занимала маленькое здание бывших яслей. Сейчас в спортшколе есть большой тренажерный зал, бассейн. Наша спортивная школа готовит будущих олимпийских чемпионов по лыжным гонкам.

    Воспитатель. Мы можем гордиться нашим поселком и людьми, которые здесь живут. А я горжусь тем, что вы так хорошо знаете историю своего поселка, с любовью о нем рассказываете.

    Давайте подведем итоги нашего конкурса. Узнаем, сколько жетонов получила каждая команда. Я понимаю, что вы все волнуетесь, переживаете за результаты нашего конкурса. Вместе переживать всегда легче. Давайте вспомним нашу речевку.

    Игра игрою остается-

    Победа просто не дается!

    Двух победивших не бывает,

    Но дружба вечно побеждает!

     Дети  произносят ее сначала тихо (для себя), затем громче (для друга), еще громче (для всех).

    Жюри объявляет победителей.

    Воспитатель. Я уверена, что независимо от результатов конкурса, вы все останетесь друзьями.

    Педагог предлагает командам обменяться дружеским рукопожатием.

     На память всем вручаются сувениры.

    Воспитатель. Родители дарят вам песню о Дубровицах, которая прозвучала на прошлогоднем празднике -  День поселка.

    Песня о Дубровицах.

    1. Чтобы силы вернуть и душой успокоиться

    После шумных забот, суеты городской.

        Я всегда окунаюсь в родные Дубровицы,

    Как в волшебную реку с живою водой. 2 раза

    Припев.                Пусть наш поселок совсем не столица,

           Нет в нем дворцов и больших площадей,

    Но здесь повсюду прекрасные лица,

    Милые лица родных и друзей. – 2 раза

    1. Когда я грущу или мне не здоровиться,

           В далеких краях без любимых, друзей

                      Я всегда возвращаюсь в родные Дубровицы -

               Вы частичка святая России моей. – 2 раза


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

    В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

    конспект занятия в подготовительной группе "Заяц Коська и Родничок"

    Цель:Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20-ти. Задачи:1.     Закреплять знания детей о различных агрегатных состояниях воды: твердом, жидком, газообразном...

    Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Край родной»

    Задачи:Приобщать детей к традициям русского народа, знакомить с устным народным творчеством.Развивать умение чётко и ясно произносить стихотворение и песню «Лебёдушка». Учить внимательно слушать грамз...

    Комплексное занятие в подготовительной группе на тему «Мой родной край»

    Цель: формировать представление детей о Хабаровском крае, о городе, в котором они живут.Задачи: Ø расширить и закрепить знание детей о Хабаровском крае, родном городе;Ø обогатить новыми знаниями об ис...

    Конспект занятия в подготовительной группе «Вологда, Вологда, нет роднее города»

    Цель: расширение знаний детей о городе Вологда.Задачи:- расширить представления детей о своей малой родине;- закрепить знания детей о вологодских достопримечательностях;- развивать словарный запас, ум...

    Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «НАША АРМИЯ РОДНАЯ»

    Занятие позволит углубить знания детей о Российской армии....

    Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе на тему: «Мой родной край»

    Данное занятие поможет формированию у детей через средства музыки умения и желания сохранять природу....