Опытно - эксперементальная деятельность
методическая разработка по окружающему миру по теме

Медведева Наталья Николаевна

"Неживая природа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста.            Неживая природа.

(Из опыта работы)

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев

        и песню кузнечика, журчание весеннего ручья

         и звон серебряных колокольчиков в бездонном,

         летнем небе,  шорох снежинок и завывание вьюги за

 окном, ласковый плеск волны и

        торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив

        дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную

        музыку жизни».             В. А. Сухомлинский.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждать любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.   В ходе опытно – экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.                                              

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

 Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста», которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

Моя работа направлена на развитие опытно – экспериментальной деятельности детей и решения следующих задач:

  1. Обогащение и уточнение представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование.
  2. Формирование у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов.
  3. Развитие у детей познавательных способностей:

*мыслительных способностей  (анализ, классификация, сравнение,

обогащение);

*способов познания путём сенсорного анализа.

4. Развитие ребёнка в социально – личностном направлении:

*развитие коммуникативности;

* совершенствование самостоятельности;

*развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих

действий.

В основу моей работы вошли методики  С.Н. Николаевой, Н. А. Рыжёвой, О.В. Дыбиной, А.И. Ивановой.   Разработала перспективный план по опытно – экспериментальной деятельности, основанный на интеграции образовательных  областей и предполагающий реализацию Федеральных государственных требований.  

Использовала следующие образовательные области:

*Познание.
*Коммуникация.
*Здоровье.
*Физическая культура.
*Социализация.
*Труд.
*Безопасность.
*Чтение художественной литературы.
*Художественное творчество.
*Музыка.


В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что –то  недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»  В. А. Сухомлинский.

 Основными положениями моей работы стали:

  1. Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у наго потребности в знаниях.
  2. Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
  3. Основные составляющие опытно – экспериментальной деятельности – это выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
  4. Принцип поэтапности в организации опытно – экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Реализацию осуществляла на основе следующих принципов:

  1. Принцип целостности:

*основывается на комплексном принципе построения непрерывности
и непрерывности процесса поисково – исследовательской деятельности        

*предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

2. Принцип систематичности и последовательности:

*обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково – исследовательской деятельности дошкольников;

*предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познавать новое на следующем  этапе развития;

3. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания:  

*предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающий гуманный подход к целостному развитию личности ребёнка – дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнеёшему её развитию;

*обеспечивает психологическую защищенность ребёнка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребёнка.

4. Принцип доступности:

        * предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

        *предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

5. принцип активного обучения:

        *предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путём решения доступных проблемных задач;

        *обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

6. Принцип результативности:

* рассматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития ребёнка.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно – пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлена «мини – лаборатория», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В «мини – лаборатории» имеется разнообразное оборудование:

_ различные ёмкости;

- трубочки;

- увеличительные стёкла, лупа;

-измерительные приборы;

-компас, бинокль;

- губка, пенопласт;

- песок, камни, глина, уголь и т.д.

Созданные условия вызывали повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами наживой природы: песком, глиной, камнями, снегом, водой, льдом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

По теме «Вода» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем – то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети всё проделывают сами.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если»: сравнить два состояния одного и того же объекта и находить на только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объектах.

Одним из важнейших направлений опытно – экспериментальной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во – первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить условия для развития и воспитания детей; во – вторых, создать атмосферу общности интересов; в третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей; в -  четвёртых, формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребёнка. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

В целях мониторинга эффективности разработанной системы, провела диагностику с детьми и опрос среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.

Диагностика, проведённая в сентябре 2011года, показала следующие результаты.

Низкий уровень -  3%
            Средний уровень – 23,3%

Высокий уровень – 73,7%

В ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились.

Диагностика, проведённая в мае 2012года, показала следующие результаты.

Низкий уровень – 0%
           Средний уровень – 8,9%
             Высокий уровень – 91,1%

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по этой теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельностью. Что подтверждается итоговой диагностикой.

Результатом моего опыта работы явилось:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект, осуществлять эксперимент, делать определённые выводы);

- повышение уровня развития познавательных процессов;
- совершенствование  речевого развития дошкольников;
- проявление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими детьми;
- расширение знаний детей о неживой природе;
- умение бережно относится к природе, владеют основными нормами поведения в ней

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важных задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Библиографический список
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.

  1. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. Управление ДОУ – 2004. №4 .
  2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду – М.: Сфера, 2004.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Костюченко М. Экспериментируем! Дошкольное воспитание. -2006-№8.
  5. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства.                М.: Мозаика – синтез 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно - эксперементальная деятельность "Поиграем с песком" во второй младшей группе

конспект опытно - эксперементальной деятельности во второй младшей группе "Играем с песком"...

"Лаборатория Горелкина" (опытно - эксперементальная деятельность по пожарной безопасности)

Формирование представлений у детей о пожароопасных предметах, показат детям, как быстро загораются предметы из различных материалов, какие средства можно использовать при тушении. Наглядный показ, как...

Опытно-эксперементальная деятельность по теме: "Вода"

Опытно-эксперементальная деятельность по теме "Вода"...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, с использование опытно-эксперементальной деятельности"Этот удивительный песок"

Цель: Продолжать знакомить детей со свойстами сухого и мокрого песка, что песок состоит из мелких песчинок. Развивать умение путем эксперементальной деятельности устанавливать причинно-следственные св...

ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

В статье рассматриваются вопросы интеграции опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с другими образовательными областями в связи с внедрением ФГОС.  Отмечаются достоинства применения о...

Совместная деятельность с элементами опытно -эксперементальной деятельности.Посадка конматных растений."Поможем жителям далекой планеты".

     Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы.«Поможем жителям далекой планеты».(труд)Ход занятия:       Встанем рядышко...