Конспект занятия окружающий мир.
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Мевлютова Суварат Гамидовна

Конспект занятия окружающий мир Программное содержание: • Формировать обобщенные представления о сезонном изменении в живой и неживой природе. • Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. • Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе. • Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников, используя сравнительные эпитеты. • Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к целостному). • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Словарная работа: рукодельница, лукошко, дупло, муравейник, берлога, полынья. Материал для занятия: коллаж об осени из природного материала, лечебные травы, овощи-муляжи, муляжи грибов, кукла в костюме “Осень”, ворота-арка, картины животных (белка, заяц, лиса, волк), игрушка – уточка, пруд-полынья (бутафорский), костюм Лесовичка (взрослый), аудиозапись с пением птиц (курлыканье журавлей). Ход занятия В группе создана сюжетно-игровая обстановка: большая часть группы занята под импровизированный “осенний лес”. Дети организованы на беседу с воспитателем (Сидят на стульях). - Дети, какие времена года вы знаете? (Зимушка-зима, весна - красна, лето красное, осень золотая). - Какое самое тёплое время года? (Лето красное). - Вспомните, где вы летом отдыхали? (На море, в лесу, в деревне). А помните, как мы с вами отдыхали на лесной полянке? Кто встречал нас там? (Лесовичок). - Давайте, ребята вспомним, что показывал да рассказывал нам Лесовичок? (Показывал лечебные травы, рассказывал о лесных правилах). - Молодцы, что не забыли! А знаете, ребята, Лесовичок нас не забыл и прислал нам лечебные травы, чтобы мы никогда не болели (Подносит на подносе и показывает). - Чего здесь только нет! Можно понюхать (Дети различают травы и называют их: это ромашка, это зверобой, это подорожник ….) - Какие вы, молодцы, хорошо знаете травы. Лесовичок будет доволен вами. - А чем пахнут эти травы? (Солнышком, дождиком, ветром, летом, смолкой…) - Да, они росли летом и впитали в себя тепло, свет, влагу и выросли такими полезными и нужными для здоровья людей. - Давайте , отдадим эти травки Тамаре Ивановне, а она нам лечебный напиток приготовит. А мы потом будем его пить да Лесовичка благодарить, лето вспоминать (воспитатель отдаёт на подносе лечебные травы медсестре). - Да, дети, как хорошо что было лето, а теперь гостит оно где-то…. “И пришла на порог, красками играя, Чудо-рукодельница, кто она такая?” (Осень золотая). Воспитатель вносит куклу в осеннем наряде. - Какая к нам пришла осень? (Дети называют определения осени: красивая, золотая, долгожданная, дождливая, красочная, хмурая, багряная и т.д.) - Молодцы! Много слов сказали Осени - рукодельнице! - А почему осень назвали рукодельницей? (Без краски и кисти, а раскрашивает все листья, все деревья нарядила в разноцветные платья, рябинка стоит в красно-багровом платье, как будто брошки из красных ягод ей осень принесла, у берёзки жёлтый сарафан, как будто повесила золотые монетки, а у осинки разноцветное платье, жёлтое и красное, она всё время дрожит листвой, боится, что скоро придётся с красивым нарядом расстаться). - Да, ребята, действительно, осень – рукодельница! - А кто знает пословицы и поговорки об осени? (Дети называют) 1. Осенью холодно, да сытно. 2. Лето со снопами, а осень – с пирогами. 3. Осенью и у кошки пирог. 4. Осенью и воробей богат. 5. Осень – запасиха, а зима –подбериха. - А почему так говорим? (Осенью поспели вкусные овощи, сладкие ягоды, в садах спелые фрукты, с полей убрали урожай пшеницы, ржи). - А лес какие дары преподнёс? (Клюкву, бруснику, чернику, много грибов, кедровые шишки) Воспитатель берёт лукошко и говорит слова: - Вот возьму - ка я лукошко, да соберу грибов немножко (Воспитатель подходит к детям, дети называют грибы). - Под сосенкой вырос гриб …..(какой?) – маслёнок. - Под осинкой - ……(подосиновик) – подосиновиком звать его, придётся тоже взять. - Под пеньком -……(опята). Правильно, дружные ребята. - Под елью -…. (рыжики). Солнышком согретые. - А ещё….ещё…. грузди, лисички- жёлтые сестрички, разноцветные сыроежки - Вот сколько мы грибов нашли! Спасибо, ребятки! - А, если вы встретите в лесу съедобный, но старый гриб, что будете делать? (Сломаю, раздавлю, оставлю расти). Правильно, лучше оставить. На этом месте вырастут новые молоденькие грибочки. - А мухомор встретите, что будете делать? (Пройду мимо, это ядовитый гриб, пусть растёт, он красивый) - Да, ребята, мухомором лечатся больные звери. - Молодцы! Если бы Лесовичок вас услышал, он бы был доволен вами. - А хотелось бы вам в гости к Лесовичку посмотреть его лесное хозяйство? - Но сначала пусть отдохнут наши глазки. Проводится гимнастика для глаз. - Пойдёмте, только вход в лес строгий: кто не знает лесных правил, нет ему входа. Дети называют лесные правила: не шуметь, не пугать птиц, не бросать мусор в лесу, не ломать деревья и кусты, не разжигать костры, не разорять муравейники и т.д.) - Молодцы! Думаю, что Лесовичок вас слышит, радуется, что вы так хорошо знаете правила леса. - Проходите, дети, лес вас ждёт! (Дети проходят в ворота-арку и оказываются в “осеннем лесу” - в другой части группы, где создана обстановка осеннего леса. Дать возможность детям осмотреться) - Прислушаемся к голосам осеннего леса (Включается аудиозапись с курлыканием журавлей). - Что за голоса вы слышите? - Какие птицы собрались улетать в тёплые края ? (Гуси, ласточки , утки). -Да, собираются они в большие стаи: хлопочут, наедаются , чистят крылья, собираются в большие стаи и улетают. - Вот, посмотрите, летят уже в голубом небе, спешат успеть до холодов (Воспитатель обращает внимание детей на объёмную картину-коллаж “Осень” ) - Давайте и мы с ними попрощаемся. (До свидания, до встречи весной). - А вот и хозяин леса – медведь (Под деревом на картине медведь – сделан из коры дерева.) - О чём он задумался? (Грустит, что скоро зима, мало накопил жиру, где поудобнее устроить берлогу и до весны спать). - Пойдёмте дальше в лес. (Обращает внимание на ёлочку, на которой белочка (игрушка). - А вот белочка-хлопотунья, чем она так занята? (Запасает грибы, орешки, готовит постельку к зиме) . - А здесь тоже звери на полянке собрались (воспитатель обращает внимание на картинки с изображением зверей: лисы, волка). Тихо, ребята, давайте послушаем их разговор, кто как к зиме приготовился. - Что вы услышали, о чём беседуют волк с лисой? (Ответы детей) - Не будем им мешать, пусть продолжают разговор (воспитатель обращает внимание на бутафорский муравейник). - Ребята, почему не видно муравьёв, где же они? (Они закрыли свои ходы и уснули). Пусть спят, а весной примутся за свою работу. Что полезного они делают? (Ответы детей). Воспитатель подводит детей к “ полынье””, в которой плавает уточка (игрушка). - Кто здесь притаился? Скоро все речки замёрзнут, морозы буду крепкие. Почему же уточка не улетела со своими подружками? (Ответы детей) Наверное, у неё сломано крылышко, давайте согреем её ласковыми словами (дети называют: уточка- прибауточка, золотушечка,…..). От ваших ласковых слов у неё заблестели глазки, чаще забилось сердечко. Давайте, мы её возьмём с собой в группу, а весной отпустим, и она встретится со своими подружками. Выходит Лесовичок. - Ребята, посмотрите, нас встречает Лесовичок Здравствуйте, ребятишки! Вот мы встретились с вами. Слышал я, как вы знаете лесные правила, как звери готовятся к зиме, да и сердце у вас доброе, вы так пожалели уточку. Хочу подарить вам лукошко с угощением (печенье-грибочки). - Спасибо тебе, Лесовичок , за гостеприимство, за травы лечебные и за вкусное угощение. Лесовичок: “Ребята, сил, здоровья набирайтесь, а я пошёл, встретимся теперь в зимнем лесу. До свидания!” - А мы, ребята, будем сейчас пить целебный напиток из лесных трав, здоровья набираться, Лесовичка благодарить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия окружающий мир (средняя группа)

Закрепить представление о назначении бытовых приборов. Приобщить к способам безопасного поведения при использовании бытовых приборов. Обогощать словарь детей....

План-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме:

"Ознакомление с окружающим миром на базе знаний по ТРИЗ-РТВ"Опубликовано 14.06.2012 - 19:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Дерево" Цель: учить детей придумывать новое, видоизменяя реаьный об...

«Из истории ручки» Конспект занятия (окружающий мир, старшая группа).

Цель: обучение детей умению определять причинно-следственные связи.Задачи: дать понятие о назначении ручки, ее необходимости в жизни человека;Развивать интерес, любознательность детей;Воспитыват...

Конспект занятия: "Окружающий мир"

Цели: Диагностика знаний, умений. навыков в разделах "Животный мир", "Растительный мир", " Техника рисования"....

Конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме: «Зимующие птицы»

Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»....

конспекты занятий окружающий мир

конспекты занятий окружающий мир...

Конспект занятия окружающему миру «Наша Родина - Россия» в средней группе

Представленный материал направлен на приобщениедетей к истокам русской народной культуры...