Социальная компетентность детей дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Курская Наталья Валерьевна

Под социальной компетентностью понимается состояние равновесия личности и социального окружения, развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному период, в котором этот человек находится.  В отношении детей дошкольного   возраста, социальной компетентностью может считаться способность эффективно решать конкретные возрастные задачи, для решения которых  необходимо формировать у них умение усваивать социальную информацию, владеть разными способами социального поведения и нацеленность на самостоятельное принятие решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompiteh.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курская Н.В. воспитатель 2 категории.

д/с «Золушка» п. Янгель.

   На современном этапе развития нашего общества проблема охраны и укрепления  социального здоровья детей - одна из наиболее актуальных. К сожалению, сложная социальная и экономическая ситуация в России усугубляет процессы проникновения в среду подрастающего поколения асоциальных и аморальных явлений: культура незаконного обогащения и насилия, уход от проблем в  виртуальные миры и наркоманию,  захлестнувшая в последние годы страну волна терроризма порождают страх, следствием чего является нарастание угрозы психическому и социальному здоровью. Поэтому  актуальной становится  проблема поиска механизмов и способов активизации внутренних резервов личности, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Одним из таких механизмов, по мнению психолога Н.В.Калининой, является развитие социальной компетентности человека в детстве в соответствии с возрастными закономерностями его развития и с учетом особенностей социальной среды.

   Под социальной компетентностью понимается состояние равновесия личности и социального окружения, развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному период, в котором этот человек находится.  В отношении детей дошкольного   возраста, социальной компетентностью может считаться способность эффективно решать конкретные возрастные задачи, для решения которых  необходимо формировать у них умение усваивать социальную информацию, владеть разными способами социального поведения и нацеленность на самостоятельное принятие решений.

   Одним из эффективных средств развития социальной компетентности дошкольников  является ознакомление  с окружающим миром и социальной действительностью,  пробуждение их познавательных  интересов как одного из важных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.  

   Если раньше в воспитательно-образовательных программах раздел «Ознакомление с окружающим»  решал узкую область задач, то на современном этапе развития дошкольного образования требования к содержанию  данного раздела  резко возросли за счет введения  следующих разделов Государственного образовательного стандарта дошкольного  воспитания:

- развитие экологической культуры детей;

- развитие элементарных естественнонаучных представлений;

- развитие представлений о человеке в истории и культуре.

   В  действующих образовательных программах дошкольного воспитания и обучения, ставящих общие для системы образования цели и задачи, нет четкой дифференциации трех названных стандартов,  приобретающих  все большую актуальность, освещаются лишь отдельные направления    воспитания детей в отдельных видах деятельности.

   Педагоги дошкольных образовательных учреждений   оказались неготовыми  к серьезной перестройке, основанной на Временных требованиях к содержанию и методам воспитания и обучения.  

   В ходе работы по решению данной проблемы    было создано пособие «Ознакомление с окружающим   как средство развития социальной компетентности   у детей дошкольного возраста», которое  является обобщением педагогического опыта работы с детьми за три года, со средней до подготовительной группы. В пособии  последовательно изложены принципы  построения образовательного процесса, методы и формы  обучения,  обеспечивающие эффективность познавательной деятельности детей, особенности организации предметно-развивающей среды, представлено  перспективное планирование и  примерное содержание занятий  по  трем основным направлениям   Госстандарта, а также по  разделу  «Социальное  развитие»,   отражающему  приоритетное направление деятельности ДОУ, предложены примерные конспекты занятий познавательного цикла.  

       Социализация ребенка  осуществляется посредством общения со взрослыми и сверстниками, деятельности, наблюдений и восприятия окружающего мира и социальной действительности. Она предполагает  приобретение собственного социального опыта  ребенка путем усвоения им норм и ценностей, выработанных обществом, знаний и представлений об окружающем мире.

   Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, принципу единства сознания и деятельности, который раскрывают исследования С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других, образ мира как форма ценностного отношения оказывает регулирующее воздействие на деятельность человека.  

   Субъективно окружающая ребенка среда претерпевает изменения по мере его взросления, по образному выражению В.В. Абраменковой, от размеров вытянутой руки в младенчестве до космических расстояний в юности, хотя объективно она может и не меняться. Точно так же не только трудовая и продуктивные виды деятельности ребенка носят преобразующий характер, но и учебная, познавательная. Просто результаты познавательной  деятельности преобразуют не физическое, глобальное пространство, а личностное, что в конечном счете имеет огромное значение и для развития человеческого общества в целом.

   Результаты современных научных исследований, проведенных отечественными  учеными Т.И.Шамовой,  А.П.Канищенко,  Ю.К.Бабанским и другими в области изучения познавательных возможностей дошкольников   убедительно доказывают  необходимость формирования у дошкольников  познавательной потребности, как одной из наиболее заметных в дошкольном возрасте.   Исследования велись по нескольким направлениям:  были проведены занятия в детских садах, проанализированы  вопросы, заданные детьми взрослым, изучена педагогическая и психологическая литература по особенностям мышления дошкольников. Анализ детских вопросов показал, что примерно каждый пятый из них затрагивает проблемы, над решением которых работают крупнейшие научные коллективы мира (например, как появился человек на Земле, как и почему мы растем, почему существуют различные формы размножения животных и т. п.).   В ходе исследований познавательной деятельности дошкольников  также  изучалось усвоение ими общих способов  действий, научных   понятий,  изменения  психики, поведения.  

   Принимая во внимание   результаты проведенных исследований, следует  понять, что:

- необходимо  использовать сензитивный  период  для  расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира;

- все вопросы  ознакомления дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью настолько тесно переплетены друг с другом, что должны решаться в комплексе.

   Актуальность проблемы социализации ребенка  при ближайшем рассмотрении на уровне дошкольных образовательных учреждений  обусловлена необходимостью поиска резервов для повышения эффективности педагогического процесса в  реализации задачи развития социальной компетентности личности дошкольников  посредством   ознакомления   с окружающим  и социальной действительностью  и формирования у  них познавательной потребности.

   Из простого перечня рассмотренных нами вариативных программ и методических пособий видно, как разнообразны в них  подходы к организации познавательной деятельности и как широка география издания соответствующих документов. Чаще всего приходится встречаться с такими программами и методическими пособиями, которые хоть и называются по-новому - «Ребенок и окружающий мир» О.В.Дыбиной,   «Я - человек» С.А.Козловой, «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Алешиной Н.В. - но по содержанию представляют собой традиционный, всем знакомый раздел «Ознакомление с окружающим».  

   В них, как правило, отсутствуют  в полной мере те задачи, которые поставлены перед педагогами Государственным образовательным стандартом:

- не обеспечиваются условия для знакомства детей с многообразием форм жизни на Земле, их особенностями, развитием, средой жизнедеятельности, развития у детей географических представлений и элементарных представлений о Солнечной системе и  космических явлениях;

- не рассматриваются вопросы   ознакомления дошкольников с техническим прогрессом и  историей цивилизации;

- фрагментарно освещаются основы  гражданского  и правового сознания;

- не выстраивается целенаправленная работа по развитию социальной компетентности дошкольников, что является условием успешного вхождения ребенка в мир человеческих отношений.

   Поэтому возникла необходимость создания стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы, разработки практического материала, позволяющего последовательно и системно строить образовательный процесс по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью  детей дошкольного возраста.

                             ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ   РАБОТЫ

 Целью   системы работы  является развитие социальной компетентности и познавательной активности  детей  дошкольного возраста посредством  ознакомления с окружающим и социальной действительностью.

   Задачи, которые  решаются в процессе деятельности по указанному направлению:

развивать интерес к окружающему миру и социальной действительности, который является  основой    развития   социальной   компетентности  дошкольников;

формировать умение ставить перед собой цели исследования окружающего мира;    

формировать специфические способы познавательной деятельности: навыки экспериментирования, первичные навыки работы с информацией;

развивать интеллектуальные операции (основы логического мышления);

развивать речь как средство развития коммуникативных и социальных навыков.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

   Работа с детьми строится на   основе следующих  принципов:

научности, предполагающей отражение в материале основных закономерностей развития социальных объектов и объектов окружающего мира, формирование основ научного мировоззрения;

развивающего характера  обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций;

непрерывности и преемственности педагогического процесса в использовании разных форм обучения и, как следствие, объединения занятий в модули, циклы, познавательные блоки, т.е. последовательного расположения программного материала  с учетом возрастающей детской компетентности;

«позитивного центризма», то есть отбора наиболее актуальных для ребенка определенного возраста знаний;

культуросообразности и регионализма, обеспечивающих становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего окружения, особенностей социальной действительности своего региона  (в данном случае ЯНАО);

сотрудничества, позволяющего максимально раскрыться всем потенциальным возможностям личности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. БелухинД.А. Основы личностно ориентированной педагогики: М. -Воронеж,1996.
  2. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения  в детском саду.  
  3. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. 2005.
  4. Иванова А.И. Живая экология.   2006.
  5. Козлова С.А. Я – человек.   2003.                                                  
  6. Колтунова И.Р. Окружающий мир. 1999.
  7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое  воспитание детей старшего дошкольного  возраста.  2005.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...