Экологические игры
методическая разработка по окружающему миру по теме

Чернушевич Ирина Генриховна

Эти игры помогут детям хорошо ориентироваться в природе, развивать интерес к окружающей среде. а также помогут развитию познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экологические игры47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические игры и игровые упражнения

Игровое упражнение «Почтальон принес посылку»

Цель

Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Игровое действие

Составление загадок об овощах.

Материал

Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

Ход игрового упражнения

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, ЧТО почтальон принес посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

Игровое упражнение «Где что зреет»

 Цель

Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игрового упражнения

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения (яблоня), на другой - плоды и листья разных растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши.)

Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

Игровое упражнение «Собери урожай»

Цель

Учить различать дары полей, садов. Помочь собрать урожай труженикам полей.

 Ход игрового упражнения

Дeтям предлагается собрать oтдельно овощи, фрукты, колоски, выставляя их перед соответствующими сюжетными кapтинками. Рассматривая картинки, дети составляют рассказ о том, как выращивают тог или иной урожай.

Игра «Кто скорее соберет» (Модели - грядка, сад)

Цель

Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игpoвое правило

Собирать овощи и фрукты только в cooтвeтcтвии с пометкой - значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», надругой-«огypeц»). Выигрывает та команда, кoтoрая быстрее соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.

Игpoвые действия

Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры

Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

«А сейчас будем соревноваться - чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку ,яблоко" или модель "Сад") надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован огурец - модель "Огород") овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фруК1Ы в cooтвeтcтвующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигpывает (надо проверить, не ошиблись ли игpaющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).

'После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

Игра «К дереву беги!»

Цель

Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского caд~ учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

Игровое правило

Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву беги!».

Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой Фант, который в конце игры должен отыграть.

Ход игры

Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит: «Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру "К дереву беги!" Кто ошибется  и подбежит не к тому дереву, тот отдает Фант, а потом в конце должен oтыграть его. У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит ... » Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду: «Раз, два, три! К дереву беги!». Дети бегут к елке.

Воспитатель. А сейчас Лена расскажет нам о каком-либо дереве. Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья. (Предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.)

После рассказа-описания Лены воспитатель дает новую команду: «Раз, два, три - к дереву беги!».

В конце игры фанты разыгрываются, выделяются и нагpаждаются победители.

Игра «Что сажают в огороде»

Цель

Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мьшления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило

Oтвeчать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игpoвое дейcтвие

Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

Ход игры

Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите ,,да", если же то, что в огороде не растет, вы скажете "нет". Кто ошибется, тот проигрывает.

Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да!

Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь - людей насмешишь. Будь внимателен!»

Игровое упражнение «Раньше - позже»

Цель

Развивать логическое мышление.

Ход упражнения

Задание №1. на предложенных к рассмотрению картинках изображены цвeтыI. «Укажи картинку с изображением цветов, посаженных раньше других» (четыIе картинки).

Задание №2. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с изображением четыIехx стадий роста луковицы. «Покажите картинку, где луковицы посажены позже других».

Задание №3. К рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. «Покажите картинку, где морковь посажена раньше».

Задание №4. К рассмотрению предлагаются четырe картинки с четырьмя стадиями роста репы. «Покажите картинку, где репа посажена позже».

Игровое упражнение «Подскажи словечко»

Цель

Развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход упражнения

Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фант. Выигрывает сохранивший все Фаты

Воспитатель. У стрекозы прозрачные крьшышки, а у бабочки? Дети. Цветные, не прозрачные.

Воспитатель. Ворона каркает, а сорока?

Дети. Сорока стрекочет.

Воспитатель. Петух кукарекает, а курица? Дети. Курица кудахтает.

Воспитетель. Лягушка квакает, а лошадь? Дети. Лошадь ржет. Воспитатель. У коровы теленок, ау овцы? Дети. У овцы ягненок Воспитатель. У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Дети. У бельчонка мама белка.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты… »

Цель

Обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знание моделей.

Ход игры

Приготовляются фишки. В первом ряду - звери, во втором - птицы, в третьем рыбы, в четвертом - насекомые.

Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек

Игра «Беги в дом, какой назову»

Цель

Найти предмет по назначению.

Игровое действие

Бег (с увертыванием) к определенному предмету.

Игровое правило

Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.

Ход игры

Игру проводят по типу «ловишек»). Кого-либо из детей назначают ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим.

При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.

Игра «Найди пару»

Цель

Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность. Задание. <<Найти предмет по сходству»

Игровое действие

Поиски похожего предмета.

Правила

Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.

 Оборудование

Листья трех-четырех деревьев в соответствии с количеством дeтeй.

Ход игры

Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три - пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, от которого держит лист в руках.

Игpа «Найди листок, как на дереве»

Цель

Учить детей классифицировать растения по определенному признаку.

Задание.

Найти часть по целому.

Игровое правило

Искать на земле следует только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.

Ход игры

Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом, найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены какой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

Игра «Опиши, мы отгадаем» 

Цель

Учить детей классифицировать растения по их признакам.

Вариант l. Задание. Описать предметы и найти их по описанию.

Игровое действие

Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила

Давать описание подробно и четко, в принятой последовательности.

Ход игры

Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках плода, который надо узнать и назвать.

Вариант 2. Воспитатель предлагает одному ребенку загадать загадку - описать какой-либо овощ, например свеклу, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Воспитатель предупреждает водящего, что на загаданный плод не надо долго смотреть, так как остальные дети могут увидеть, на что он смотpит, И сразу догадаются. При этом следует напомнить последовательность описания: сначала рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе.

Игра «Опиши, а я отгадаю»

Цель

Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Задание.

Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

Игровое действие

Загадывание воспитателю загадок

Игровые правила

Нельзя называть то, что описывают. Oтвeчать на вопросы воспитателя следует четко и определенно.

Оборудование

Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят таким образом, чтобы растения ему не были видны.

Ход игры

Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем он начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т. д.

Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...