" На Кубани мы живем!" (открытое занятие)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Войтенкова Галина Егоровна

Знакомтсво детей с историей жизни кубанского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_mo.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  в подготовительной логопедической группе

Тема: « На Кубани мы живём !»

Цель: Развивать интерес к историческому прошлому ,вызвать желание

 У детей знакомиться с жизнью кубанских казаков.

Воспитывать уважение к старшему поколению.

Знакомить с жизнью и традициями, обычаями казаков ,соблюдать народные традиции.

Углублять знания детей об одежде казаков, её назначении, названии.

Знакомить детей с народным фольклёром: поговорками, пословицами, песнями, играми, стихами, приобщать их к народной культуре.

Расширять словарный запас : бурка, башлык, глазыри, шаровары.

Предварительная работа: беседы о жизни кубанских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение  художественных произведений, знакомство с пословицами и поговорками, песнями, танцами казаков, их трудом.

Чтение произведений :Сказание о Кубанских богатырях» Ф.А Щербина, А. Барто

«На заставе «, Шинель» Е. Благинина и т.д.

Народные игры:»Кубанка», « Перетяжка», «Кузнец», « Передай подкову».

Слушание песен Кубанского казачьего хора, Гимна Кубани, «Ой да Краснодарский

Край», « Туапсинский район», « Кубань-тополиный край».

                                 

Оформление зала: Фрагменты  кубанской  хаты :печка, самовар на столе, чашки,

Скамейка, стульчики для детей, сундук с кубанской  одеждой .

Ход мероприятия

В зале  звучит  песня  о Кубани с показом слайдов о жизни казаков.

За столом сидит бабушка рассматривает старые фотографии  вздыхает.

Раздается стук входят дети подготовительной группы, здороваются.

Бабушка: Добро пожаловать, заходите в хату. Здравствуйте гости дорогие, гости званные, да желанные.     Милости прошу, проходите в хату да на стульчики садитесь.

А я  тут  фотографии рассматриваю, да вспоминаю своё детство, молодость.

Вот недавно праздник  был, вы наверное знаете, как он называется?

(Дети: День защитников Отечества.)

Бабушка: Да ребятушки, земля наша матушка многое может: богатый урожай хлеба вырастить, напоить родниковой водой, красотой природы порадовать, а защитить себя не может. Нужны ей защитники. На защиту Родины испокон веков, поднимались всем миром – и стар, и млад. Ребята, а вы знаете где мы живем?

(Дети - На Кубани, в Краснодарском крае, на юге России.)

Бабушка: Да, правильно, мы живем на Кубани. На защите наших границ всегда стояли казаки. А кто такие «казаки»  вы знаете? Что означает слово «казак»?

Казак означает вольный человек, так называли свободных людей которые пришли на Кубань, поселились на кубанских землях. Позднее они поступили на воинскую службу, чтоб охранять южную границу России. За хорошую, верную службу императрица Екатерина  подарила земли казакам. Понравилась им земля кубанская, решили они тут строить города, хлеб растить. Казаки очень трудолюбивые, они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот. Дружно помогали друг другу строить дома, не оставляли друг друга в беде. Семьи у них были большие, дружные, много было детей. Дети помогали дома по хозяйству, пасли гусей, скот, смотрели за младшими. Слушались старших, но старшие защищали младших. В семье соблюдались традиции и обычаи. Мальчики помогали отцу в поле, а девочки в доме матери, шили, вязали. Какие традиции вы знаете?

(Дети когда старшие говорят, младшие молчат. Старшим нельзя грубить и т.д. Когда заходят в дом, снимают одежду.)

Бабушка: Но у казаков было главное занятие, какое вы думаете?

- Охранять Родину, воевать если надо.

Бабушка: А чтоб охранять границу от врагов какие должны быть казаки?

(дети  сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, честными)

Бабушка: В народе даже пословицы и поговорки сочинили про казаков. Какие вы знаете?

(Казак в беде не плачет.

Где казак там и слава.

Казак без службы, не казак.

Казак сам себя веселит.

Атамана из плохого казака не получиться.

Атаманом артель крепка, как батько сказал, так и будет.)

Бабушка: А кто такой атаман?

(дети -  Это самый главный казак в войске).

Звучит музыка « Любо, братцы, любо». В зал входит атаман.

Атаман: Кто тут вспоминал меня? Здравствуйте, ребята! Я являюсь атаманом кубанского войска, вижу полна хата гостей – девчат и бравых ребят.

Бабушка: Да, ребята хоть куда! Вот все хотят казаками стать.

Атаман: Ну, чтоб казаками стать нужно быть сильными, крепкими, ловкими.

Бабушка: Да, у нас они такие и есть. Вот можешь испытать их.

(Девочки садятся вышивать рушники)

Атаман: Вот это уже мужской разговор, а физкультурой вы занимаетесь.

( Дети делают зарядку)

Бабушка: Только вот у казаков есть обмундирование, в котором они на службу идут вы знаете, что нужно казаку, какая одежда?

(Мужчины носят, шаровары, это широкие штаны. На голову одевали башлык. Зимой одевали бурку, на груди глазыри – это кармашки для патронов. На ногах носили сапоги, на голове шапка – кубанка.)

Атаман: Давайте поиграем в игру «Шапка- кубанка»

Атаман: Молодцы, а вот что у меня в руках?

(шашка), а на поясе что висит? ( кинжал)

Атаман: А какое оружие было главным у казака?

(кинжал, сабля) кинжал крепился на поясе. Оружие передавали по наследству, дарили…

Атаман: Правильно, все вы знаете, а у вас есть какое нибудь обмундирование?

Бабушка: Погодите, у меня в сундуке, кое-что имеется, помогите мне( выдвигает сундук, достает кубанки, надевают на детей)

Бабушка: У наших ребят, тоже есть шашки(раздает шашки) посмотри как наши казачата танцевать умеют.

Танец  «Казачата».

Атаман: Айда, казачата молодцы! Казаки были надежными друзьями, честными, но лучшим другом казака был конь. На Кубани люди ездили всегда на коне верхом, на телегах, на санях. Но в бою был конь самым верным другом, у казаков была особая любовь к лошадям. В пословицах и поговорках отражается жизнь наших отцов и дедов. « Конь казаку лучший друг», « Без коня казак сирота», «Казак  сам не ест, а коня накормит», « Сам погибай, а коня выручай».

Атаман: Игра «Передай подкову»

Бабушка: После похода казаки возвращаются с подарками, устраивались праздники, где все вместе танцевали, пели. Играть я с вами не могу, а вот песню споем « Ой, да Краснодарский край».

Песни мелодичные, раздольные, в них на Кубани выражалась грусть, тоска по дому, воспевались смелость отвага. Песни пели не только казаки, но и весь народ, сочиняли стихи, песни, частушки связанные с обрядами, праздниками, обычаями. Девушки пели частушки своим любимым.

( Девочки исполняют частушки и дарят рушники казачатам.)

Бабушка: Ну, что берешь, наших ребят в свой отряд?

Атаман: Да, ваши дети на все руки мастера и соревноваться и веселиться, удалые казаки из них получатся. Беру их к себе в отряд. ( подает команду: Выходи, стройся! Мальчики выстраиваются в шеренгу, читают стихи.)

1 ребенок: Наша армия родная бережет покой земли, чтобы не было войны.

2 ребенок: И казак стоит в дозоре, нашу землю стережет, чтоб работать и учиться мог спокойно наш народ.

Атаман: Казаки всегда стояли на защите Родины, многие и сейчас являются защитниками Отечества. Когда вы вырастите, тоже будете защищать Родину, под песню « Армию родную очень любим мы» дети с атаманом уходят.

Бабушка: Ой, совсем про угощенье забыла, она у меня в печке. Девчата помогите мне.

Девчата: Вы хозяюшку потешьте, угощение поешьте, гости наши не стесняйтесь, угощением угощайтесь.( раздают угощенье, прощаются уходят)