Юные волшебники
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Развлечение "Юные волшебники" - итоговое мероприяти по поисково - познавательной деятельности. Проводилось с целью привлечения к этой деятельности воспитанников других групп детского сада, демонстрации его значение  родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни диктуют необходимость выбора более эффективных средств  обучения и воспитания. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие  проблемы. 

Наиболее  эффективным и доступным  способом познания считаю   метод детского экспериментирования, которое наравне с игрой, является ведущим видом деятельности дошкольника. Для экспериментирования  в большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование, его заменяет бросовый материал. В ходе экспериментов дети приобретают знания самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, при этом обнаруживая новые свойства и качества предметов, их сходства и различия. Непосредственное общение с предметами и явлениями окружающей действительности не только расширяет практический опыт ребёнка, но и пробуждает у него стремление узнавать всё новое, порождает массу вопросов: как, зачем, почему? Вопросы дети задают лишь тогда, когда взрослые серьёзно относятся к их стремлению всё узнать и понять, доброжелательно отвечают им, помогают самим найти ответ, вместе с ними радуются их маленьким открытиям.

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  1. физический  (учится управлять своим телом);
  2. природоведческий  (знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно – следственными связями);
  3. социальный (запоминает индивидуальные особенности человека - сверстника и взрослого,  формы взаимодействия людей друг с другом);
  4. познавательный (тренирует познавательные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции);
  5. лингвистический  (занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами);
  6. личностный  (узнает свои личные возможности);
  7. волевой  (доводит начатое дело до конца);
  8. поведенческий (моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях).

Как и любая деятельность, экспериментирование  имеет свою структуру:

  1. Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
  2. Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) постижение причинно-следственных связей и отношений.
  3. Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
  4. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?", в старшем дошкольном возрасте - направленность: "Узнать - научиться - познать".
  5. Средства:  речь, поисковые действия.
  6. Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
  7. Условия: постепенное усложнение, организация условий для деятельности, использование проблемных  ситуаций.
  8. Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований.

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Как я это делаю?
  2. Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  3. Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Последовательность детского экспериментирования:

  1. Проблемная ситуация.
  2.  Целеполагание.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Проверка предположения.
  5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
  6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).

Экспериментирование  проводится в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Его тема должна быть интересной, посильной и полезной,  оригинальной, содержащей  элемент неожиданности.

Занятие  - экспериментирование организуется  примерно по следующему  плану:

  1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  2. Уточнение правил безопасности деятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в подгруппах.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования, его размещение детьми в зоне  исследования.
  6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Отправной точкой для самостоятельной деятельности являются сведения, получаемые детьми во время непосредственной образовательной  или совместной деятельности с педагогом или родителями, которые «маленькие исследователи» «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том,  что дети практическим путем добывают  реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.  Поэтому экспериментирование можно применять как эффективный способ развития  детей.

Сценарий познавательного досуга «Юные волшебники» 
   

 Задачи: Воспитывать у детей активность, настойчивость, коммуникабельность. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик, нацелить их на самостоятельную поисково - познавательную деятельность. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, логическое мышление, внимание, память. Стимулировать развитие сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его мысли. Формировать умение работать и играть  в коллективе. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач. Развивать представления о физических явлениях  (магнитное  притяжение, электричество и др.)

    Атрибуты: костюмы для волшебников, рукавицы с вшитыми в неё магнитами, шерстяная ткань, пластмассовая палка, надутые воздушные шары с «дождиком» внутри, картонное панно с летним пейзажем, графин с водой, стеклянные стаканы (с марганцем, с фурацилином, с синькой), воронка с воздушным шаром, 2 тазика с горохом, перемешанным металлическими предметами, тазик с водой, бумажные бабочки и птицы, металлические предметы, магниты, макет вулкана, уксус, флажки (зеленого, желтого и красного цвета).

Ход досуга: 
Ведущий: Добрый день, дорогие дети!
Добрый день, уважаемые гости!
Внимание! Внимание!
Всем! Всем! Всем!
Наш праздник начинается!
Визит волшебников юных
Сегодня ожидается.
(
Под фонограмму песни «Хочу все знать» в зал заходят дети в костюмах волшебников,  выстраиваются в ряд и кланяются зрителям)
Волшебники: 
1-й: Чародеев наш отряд
Вас приветствовать рад.
2-й: Мы - волшебники заморские
объездили весь мир.
3-й: Много повидали мы:
Багдад, Стамбул, Алжир.
4-й: Желаем долго вам прожить.
А мы вам рады послужить.
5-й: А теперь скажите сами:
Вы знакомы с чудесами?
6-й: Где живут чудеса,
Где их город и дом?
7-й: Вам никто никогда
не расскажет о том.
8-й: Ни в горах, ни в лесах
Чудеса не живут.
9-й: А живут они там.
Где в них верят и ждут.
10-й: Наш праздник открывается,
Чудеса начинаются!
(Волшебники садятся) 
Ведущий: В первом номере программы
выступает перед вами
Знаменитый маг - факир.
Удивил он целый мир!
(Под восточную музыку выходит маг-факир, завернутый в атласный плащ, в чалме и перчатках, с «волшебной палочкой». Кланяется зрителям.)

Маг-факир: Много у меня чудес:

Дождь пойдет на вас с небес,

Сверкнет молния на небе,

Гром, конечно, загремит.

(«Волшебной палочкой» дотрагивается до разноцветных шаров, наполненных измельченным елочным дождиком, шарики лопаются, дождик рассыпается.)

Ведущий: В далекой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Живет волшебник

Седая борода,

Седая борода,

Умная голова.

(Выходит второй волшебник)

Волшебник: Да, я умный да, я мудрый

И притом совсем не злой.

Шар воздушный надуваю.

Я не трогая рукой,

Волос я с бороды сорву

И заклинания скажу:

(Опуская воронку, с прикрепленным к ней воздушным шаром, в ведро с водой, произносит: «Крибле – крабле - бумс!»

Шар, надуйся!

Ведущий: Спасибо, чародеи! Дети, вы догадались, в чем секрет этих чудес? (Дети – зрители высказывают свои предположения).

Волшебники, поделитесь, пожалуйста, своей тайной.

Маг-факир: Внутри шара воздуху тесно. Когда шарик лопается, он с шумом выходит на свободу, разбрасывая измельченный дождик.

Волшебник: Воздух легче воды. При опускании воронки в воду, воздух из нее поднимается вверх и наполняет воздушный шар.

Ведущий: Спасибо, волшебники!

 Поиграть пришла пора,

 И сейчас без подготовки.

 Начинается игра.

(Проводится с детьми - зрителями игра « Светофор». Давайте проверим, насколько внимательны наши зрители. Объясняю правила игры: Я — регулировщик, Вы - водители автотранспорта. Ваш автомобиль  стоит на перекрестке, вы ждете сигнала и должны быть очень внимательны. Если я поднимаю зеленый флажок, вы хлопаете в ладоши, если желтый - топаете ногами, если красный - стоите на месте без движения и соблюдаете полную тишину. Кто сбился, снимается с рейса. Самые внимательные водители становятся победителями игры и совершают круг почета).

Ведущий: Дорогие наши гости!

Есть волшебник здесь такой,

Самый добрый он на свете,

Нравится и взрослым, и детям.

Волшебник: Я - Маг волшебных наук,

И всюду меня сразу узнают.

А принес я чудесную

Эту палочку интересную

(Показывает пластмассовую палочку)

Я палочкой своей взмахну

Слова волшебные скажу –

И бабочки закружат

Как на летнем лугу:

Тары - бары - растабары,

Елки - палки - коломбей,

Шуры - муры - шары - вары,

Самба - мамба - милки - вей!

(Произнося «волшебные слова» потирает пластмассовую палочку шерстяной тканью, подносит к бумажной бабочке и поднимает, бабочка тоже поднимается)

Ведущий: Спасибо, Маг волшебных наук!

А сейчас встречайте следующего волшебника - повелителя воздушных шаров.

Волшебник: Шарик на моей ладошке

Заколдованный лежит.

И этот шарик, друзья,

Сейчас чудо совершит.

Шарик-шарик!

Не томи!

Шарик, чудо соверши!

(Гладит  воздушный шарик рукой в шерстяной перчатке, подносит к стене, шарик «приклеивается» к ней)

Ведущий: Дети, какой волшебной силой владеют наши гости? (Ответы детей - зрителей).

Уважаемые волшебники, раскройте нам секрет ваших чудес.

Волшебники: В результате протирания шерстяной тряпкой пластмассовая палка получила «электричество» и стала притягивать бабочек. Воздушный шарик также наэлектризовался и стал прилипать к стене.

Ведущий: Да, чудеса живут рядом с нами.

(Исполняется первый куплет песни «Где живут чудеса» Слова и музыка О.Чеканова)

Ведущий: А следующий волшебник

Из северных стран.

Рукавицы чудесные

Никогда не снимает он.

Волшебник: (В накидке, шапочке, в рукавицах, в одну из них вшиты магниты):

Я - волшебник, я - волшебник,

Изучил большой учебник

Вот такой толщины,

Вот такой ширины.

Я - волшебник - чародей,

Все желания людей

Моментально я исполню

И жизнь радостью наполню. Хотите, я заколдую эти предметы, и они приклеятся к моей рукавице.

(Берет со стола металлические предметы, перекладывает их в другую ладонь, разжимает ее, предметы не падают)

Ведущий: И, правда, рукавицы твои волшебные, спасибо.

А следующий номер

Весьма необычный,

Можно назвать его - экзотичный.

Волшебник: Повсюду небывалые

Творю я чудеса.

Управляю птицами,

Взлететь заставляю в небеса

(Водя магнитом за картонным панно, управляет птицей, с вклеенной в неё металлической пластинкой).

Ведущий: Дети, вы догадались, какая волшебная сила помогает этим чародеям? (Ответы зрителей)

Волшебники: Эта сила - свойство магнита притягивать к себе металлические предметы.

Ведущий: Дети, гостей принято угощать. Если бы нам удалось отчистить горох от металлических примесей, мы угостили бы наших волшебников вкусным гороховым супом. Приглашаем из каждой группы по 5 человек. Посмотрим, какая команда догадается, как это сделать и справится с задачей быстрее.

(Дети делятся на две команды и  выполняют задание)

Ведущий: Это сложно? Нет, не сложно!

Только нужно не бояться.

С магнитом можно

Очень просто обращаться.

Встречайте следующих волшебников - повелителей воды.

Волшебник: Где мой чудо-волосок?

Подождем немножко:

Волосок я разрываю…

Приготовьтесь, гости!

Вы такого не видали

Никогда на свете! (Обращается к ведущему)

Ты нам, свет очей, стаканы

И кувшин с водой найди.

(Ведущий подает поднос с З-мя стаканчиками (в один стакан насыпана - марганцовка, во второй - фурацилин, в третий - синька) и кувшин  с водой)

Волшебник ( наливает в стаканы воду, произнося):

Ты, водичка-вода,

друг ты мой прекрасный,

Стань, водичка-вода

Из прозрачной - красной!

Стань, водичка - вода,

Из бесцветной желтой!

Стань, водичка - вода,

Из прозрачной - синей!

Ведущий: Дети, кто-нибудь из вас разгадал секрет этого волшебства? (Ответы детей)

Волшебник: Секрет простой. Вода растворяет в себе некоторые вещества. В

воде растворились порошки разного цвета, которые были насыпаны в стаканы и  окрасили воду.

Ведущий: Сейчас мы еще раз проверим, внимательны ли вы.

Проводится игра « Карлики и великаны»

(Ведущий объясняет правила игры: Дети, становитесь в круг. Как только я произнесу слово «карлики», вы должны сесть на корточки, а если скажу «великаны» - встать. Кто ошибается - выходит из игры.

Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: валенки, кастрюли, ворота, картошка...)

Ведущий: Пусть секреты следующих опытов - сюрпризов останутся сегодня для вас тайной. Приглашаю сюда хозяина волшебной свечи.

Хозяин волшебной свечи: Смотрю я, полон зал гостей!

Как много собралось детей!

Найдется среди вас такой,

Кто справится с моей свечой?

Кто в воронку дунет сейчас,

Чтобы огонь свечи погас. (Желающие дети пытаются погасить свечу.) Волшебник: Моя свеча слушается только меня (задувает огонь.)

Ведущий: Выступления волшебников мне так понравились, что и мне захотелось совершить какое – нибудь чудо, например, стать повелителем вулканов. (Надевает колпак волшебника)

Я - факир восточный,

Знаю очень точно:

Что такого волшебства

Вы не видали никогда!

Эники - беники,

Мандарины - финики,

Вода - волшебница,

Моя помощница,

Лейся - лейся - лейся,

Вулкан уснувший,

Просыпайся!

(Для этого опыта необходимо вылепить из пластилина вулкан.  Пластилин разделить на две части: одну раскатать в плоский блин для основания вулкана, из второй слепить полый конус. Защепить обе части по краям. Объем вулкана - не более 100-200 мл. Тарелку с вулканом поместить на подн. и «зарядить»: приготовить смесь жидкости для мытья посуды (I ст. ложка), сухой пищевой соды(1 ст. ложка) и нескольких капель свекольного сока и налить в вулкан. Во время показа добавить туда около 40-50 мл. уксуса (1/4 чашки).

Ведущий: Дети, понравились вам увиденные сегодня волшебства?

Спасибо, чародеи, вы удивили и порадовали нас.

Волшебник: Мы очень рады

Но нам уже пора прощаться

И обратно возвращаться,

Ведущий: Волшебники, погодите, не спешите!

На прощанье детям нашим

Какой совет вы дать хотите?

1-й волшебник: Друзья, чтоб волшебником стать

Условие нужно выполнять:

2-й: Быть аккуратным и внимательным,

Трудолюбивым и старательным.

3-й: Важное дело эксперимент,

В нем интересен каждый момент.

4-й: Если желаешь потренироваться,

Свою смекалку испытать

5-й: Наши опыты почаще

Ты старайся повторять.

Ведущий: Дорогие наши дети! При желании каждый из вас может стать таким же волшебником, как наши гости – юные волшебники из подготовительной группы.

Только тот живет - не тужит.

 Кто с наукой крепко дружит,

Без нее никак нельзя,

Волшебники: Мы с наукою – друзья!

Волшебники, дети и взрослые зрители исполняют песню «Учиться надо весело»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

План кружка "Юные волшебники"

Перспективное планирование кружка для старшей и подготовительной группы...

Рабочая программа кружка Юные волшебники

Программа кружка «Юные волшебники» разработана  с целью  развития творческих способностей у детей  дошкольного возраста  через нетрадиционные методы рисования.  Способствует...

«Юные волшебники» конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе...

Программа дополнительного образования «Юные волшебники» для детей 4 – 5 лет

Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активн...