"Путешествие по пожарной безопасности".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

 

Тема: «Юные пожарные спешат на помощь».

Задачи:  

·        показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов;

·        какие средства можно использовать при тушении огня;

·        продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём;

·         закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня;

·        воспитывать уважение к труду пожарного.

·        Закрепить правила пожарной безопасности.

При подготовке к занятию руководствовалась программой Н. Смирновой «ОЗОЖ», методической литературой: С. М. Курганской «Путешествие на планету знаний», журнал «Ребенок в детском саду» - № 4.2008г.

Занятие соответствует программному содержанию и требованиям возрастной группы, продолжительность соответствует санитарным нормам : длительность 20 мин.

В ходе занятия были поставлены задачи, способствующие всестороннему развитию личности ребенка.

В первой части я использовала приемы:

1.     Беседа и художественное слово.

Во второй части использовала методы познавательной и развивающей деятельности:

1.     Игра «Горит не горит»

2.     Экспериментальная деятельность.

3.     Сюрпризный момент.

Для достижения поставленной цели я использовала индивидуальный подход, активизировала мышление, внимание.

В ходе занятия закреплялись знания о правилах пожарной безопасности, причинах возникновения пожара,

Удачным, логичным завершением занятия было появление инспектора «Пожаркина».

На занятии я старалась поддерживать контакт с детьми, что способствовало положительному результату: дети развернуто отвечали на вопросы и ловко справлялись с заданиями.

Думаю, что с поставленными задачами я справилась, дети принимали активное участие и получили эмоциональный настрой

 

 

 

 

 

Лунина О. В.

Воспитатель старшей гр.№8 ДОУ «Колосок» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_pozharnoy_bezop.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по пожарной безопасности для детей старшей группы.

Программное содержание:

  1.  научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
  2.  знакомить детей с огнем и его свойствам;
  3.  расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
  4.  закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
  5.  воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
  6.  развивать любознательность, память, логическое мышление.

Оборудование:   костюм пожарного,  для игры «Потуши пожар»: макет костра, ведра с песком, водой, землей, снегом, лопата, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки, картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом, стеклянная колба. Музыкальный центр, аудио запись мелодии песни «Мы едем,едем,едем…» музыка М.Старокадомского, на стихи воспитателя Е.А. Пищик

Предварительная работа:

  1. разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности;
  2. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности;
  3. беседа о профессии «Пожарный».

Ход занятия.

 В: Ребята! Сегодня я получила видеописьмо от инспектора Пожаркина.

Инспектор Пожаркин просит вашей помощи в тушении пожара.

 (Воспитатель включает запись видеописьма).

Видеописьмо: «Дорогие ребята детского сада №12! Я- инспектор Пожаркин. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!»

В: Вы согласны помочь пожарным?

Д: Да, согласны.

В: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?

Д: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.

ВПуть у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем чем можно потушить огонь.

Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.

- Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).

- Как вы думаете, почему пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части).

- Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).

В: Вот мы и приехали. Первая остановка «Бульвар сказок». Проходите, садитесь поудобнее, я прочту вам сказку, которая называется  «Сказка о непослушной спичке», слушайте внимательно, ребята!

  1.  «Сказка о непослушной спичке»

В одном небольшом городке жила- была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу- за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

Воспитатель задает вопросы детям по сказке:

-Понравилась вам сказка? ( ответы детей). Я предлагаю вам обсудить ее в форме игры  «Польза и вред огня»

(Воспитатель раздает детям грустные  (вред огня)  и веселые (польза огня) смайлики и задает вопросы, дети поднимают нужные смайлики).

В:- Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Д :- За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.

В:- А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Д: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

В: -Молодцы ребята. Наше путешествие продолжается, занимайте свои места в автобусе. 

Дети продолжают поездку, подъезжают к Картинной галерее.

В:- Обратите внимание налево - здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, догадались почему?

Д:-Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре.

В: - Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.

Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму:

  1. Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!
  2. Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
  3. Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
  4. Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
  5. Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра ,когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.

Если ребята мы будем соблюдать эти правила то с нами некогда не случится беды.

В : Ребята у меня предложение, давайте поиграем? Игра называется «Горит не горит».

  1. Игра «Горит или не горит»

На столе разложены предметы быта, которые горят и не горят, задача детей рассортировать их, то есть на одном столе оставить те которые горят, а на другом которые не горят.

В: - Понравилась игра? (Ответы детей).

В: - Путешествие продолжается, садимся в автобус, занимаем свои места. Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. (Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами).

Эксперимент первый:

(Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи).

  1. Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?

Д :(Огонек)

В: Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться ?

Д: Нет.

В: Объясните, почему?

Д: Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.

В: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

Д: Его нужно потушить.

В: Чего же боится огонь?

Д :Воды, снега, песка, земли.

В:  А давайте проверим правильность ваших утверждений.

В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который использовать для тушения огня. Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды(Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему?

Д: Огонь погас, потому что он боится воды.

Эксперимент третий, четвертый:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

В: вот мы и проверили, действительно огонь можно потушить водой, землей и песком. На этом наша лаборатория закончена! Ой, ребята к нам кто-то спешит. ( В зал входит Инспектор Пожаркин).

Пожаркин. - Здравствуйте ребята! Я инспектор Пожаркин, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара?

Д:  Готовы!

Пожаркин: - После вашего обучающего путешествия вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить вас к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить. Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.

  1. Игра «Потуши пожар»

Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком, второй землей, третий снегом, четвертый заливает водой, и т.д.)

Пожаркин: - Пожарная бригада вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!

Пожаркин: - Какие материалы остались не использованы?

Д: Бумага, сухие листья, пенопласт, пластиковые бутылки.

 Пожаркин: Почему?

Д: Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.

Пожаркин: 

 А на прощанье хочу дать вам один совет:

Кто с огнем неосторожен,

у того пожар возможен,

Ребята, помните, о том,

что нельзя шутить с огнем!

(Инспектор Пожаркин прощается с детьми и уходит).

В: - Ну, что ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилась, ребята вам наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? 

Д: Мы познакомились со свойствами огня, поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре., помогли инспектору Пожаркину потушить огонь.

В: Ну, вот и прекрасно, я рада от души.

О наших советах другим расскажи:

Что шалость опасна, ребята, с огнем.

Наше путешествие окончено.

Дети садятся в автобус, едут домой, звучит музыка, дети поют «Песенку юных пожарных»

  1. Песенка юных пожарных

(Автор стихов песни воспитатель Пищик Е.А., на музыку песни «Песенка друзей»):

1.Мы едем, едем, едем,

Бесстрашные друзья,

Спешим на помощь людям

И медлить нам нельзя!

Не просто ведь живется пожарникам страны,

И в песенке поется,

О том, как мы важны.

Припев: И сейчас вам споем:

Не шутите вы с огнем!

Спички жечь опасно,

Объясняем ясно.

Чтобы не было беды:

Не берите спички вы! (2 раза)

2. А коль беда случилась,

То не теряйтесь вы,

Пожарным позвоните -

К вам выедут они. В опасную дорогу

Отважные ребята Воды с собой возьмут!

На помощь к вам придут,

Припев.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие- путешествие по пожарной безопасности для детей старшей группы.

 Программное содержание: - научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях; - знакомить  детей с огнем и его свойствам; - расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасно...

Занятие - путешествие по пожарной безопасности для детей старшей группы. Представленное мной на районном конкурсе «Воспитатель года -2012» «Юные пожарные спешат на помощь»

Занятие - путешествие по  пожарной безопасности для детей старшей группы. Представленное мной на районном конкурсе «Воспитатель года -2012»«Юные пожарные спешат на помощь» ЦЕЛЬ: Формировать ...

Путешествие по пожарной безопасности

quot;Путешествие по пожарной безопасности" - итоговое занятие с элементами экспериментальной деятельности. Занятие проходило в игровой форме - путешествие на автобусе, с остановками на станциях,...

Тема: "Путешествие по пожарной безопасности"

Цель: закрепление знаний пожарной безопасности.Задачи: - закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правил поведения при пожаре;- учить ориентироваться в проблемных с...

Интегрированное занятие "Путешествие по пожарной безопасности".

Интегрированное занятие «Путешествие по пожарной безопасности»....