«О правах - играя»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шахова Галина Васильевна

 

Программное содержание: продолжить развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры - драматизации к знакомым сказкам. В интересной и занимательной форме познакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни.

Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_pravah_igraya.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Детский сад №3» МО «Ахтубинский р-н»

Конспект занятия

по правовому воспитанию

«О правах - играя»

старшая группа

Воспитатель Шахова Г.В. февраль 2010 г.

г. Ахтубинск

Программное содержание: продолжить развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры - драматизации к знакомым сказкам. В интересной и занимательной форме познакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни.

Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Предварительная работа

  1. Обсуждение методики и формы проведения занятия.
  2. Обзор методической литературы по изучаемой проблеме.
  3. Подбор    наглядного    материала    (литературных    произведений, иллюстраций).
  4. Чтение     детям     русских     народных     сказок,     рассматривание иллюстраций.
  5. Домашнее творческое задание родителей на тему «Защита прав и достоинств в семье» - сочинение.
  6. Рисунки детей «Мой мир».
  7. Отгадывание кроссвордов детьми на правовую тему.
  8. Д/и «Кто нарушил права?», «Я имею право».
  9. Оформление папки-передвижки «Права родителей    - права детей дошкольников».

10.Рекомендации     родителям:      «Наказывая,     подумай:      Зачем?», «Искусство быть родителем».

11.Консультация на тему: «Жестокое обращение с детьми. Что это

такое?», «Признаки жестокого обращения с детьми». 12.Анкетирование родителей.

Ход занятия:

-        Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное
путешествие. Но прежде, чем попасть туда, нам необходимо отгадать
кроссворд. Отгадав его, мы узнаем ключевое слово, это и будет темой
нашего занятия.

Желаю вам успеха!

1

2

3

4

5

  1. «Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух).
  2. «Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука» (рак).
  3. «Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит).
  4. «Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк).
  5. «Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка).

-        Какое же ключевое слово получилось? Правильно, это слово
ПРАВА . Тема нашего занятия «О правах - играя».

Я хочу рассказать вам, ребята, об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по особенному, трепетно.  Берегли  его,  потому  что это  был  «Цветок  Счастья».  

У «Цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права), именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы...

-        Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел
злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда,
чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча улетела, то были
удивлены тем, что на «Цветке Счастья» не осталось ни одного
лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны
превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители
этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что, что кто-
нибудь им поможет отыскать их.

-        Ребята, как по-вашему, нужно ли помогать людям, зверям
попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителям
Правдилии? Я думаю, сможем. Поможем найти лепестки «Цветка
Счастья», а заодно и узнаем правила этой страны. Но для оказания
помощи мы должны знать много сказок. Давайте перед путешествием
возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые
дела должны начинаться с хорошего настроения.

Дети: (в хороводе)

Итак, в Правдилию вперед. «Цветок Счастья» там живет.

Должны мы многое узнать и лепесток там отыскать. Нам будут в этом помогать герои разных сказок.

По извилистой дорожке шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль глядя, широкими глазами.

Шли ребята знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые и дети.

О правах, что защищают нас на свете.

Воспитатель: - А вот и первая сказка, присаживайтесь, ребята. (Инсценировка отрывка из сказки «Кот, лиса и петух»).

-        Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в
этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она
так поступила? Что ею было нарушено? Лиса нарушила право. Но
какое же? Как это узнать?

Звучит голос: - Найдите мой лепесток красного цвета и узнаете ответ на вопрос.

Воспитатель: - Это же голос «Цветка счастья». Давайте, ребята, быстро отыщем красный лепесток, ведь на нем написано одно из правил. (Дети находят лепесток). Воспитатель зачитывает его содержание: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу».

Вот оказывается какое право нарушила лиса-плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Давайте вернем «Цветку Счастья» красный лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Воспитатель: - Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»). И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

-        Я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов, чтобы
стать еще добрее по отношению друг к другу.

Игра «Скажи другу комплимент». Детям предлагается по очереди говорить друг другу комплименты. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.

Воспитатель: - Молодцы! А к нам спешит другая сказка. Присаживайтесь. (Появляется лубяная избушка, из которой слышно пение лисы).

-        Ой, избушка. Кто же в ней живет? (Стук в домик).

Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну. Пойдут клочки по закоулочкам.

Воспитатель: - Так кто же это? Правильно, - это лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка». А где же сам зайчик? (Появляется плачущий зайчик).

Зайчик: - Как же мне быть, где я буду жить? А-а-а.

Воспитатель: - Мы знаем о твоем горе. Но знаешь ли ты, заинька, мы сейчас в стране Правдилии. И стоит нам только отыскать синий лепесток и произойдет чудо. Ребята, давайте поищем его.

Лиса: - Что вы ищите ребята? Лучше бы зайцу помогли жилье найти. (Дети находят лепесток, выходит лиса из избушки).

Лиса: - Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я просто пошутила.

Воспитатель: - Вот так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь право написано? Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Оказывается лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека.

- Сейчас пришло время физкультминутки.

Физкультминутка

(Стук в дверь. Загадочный конверт. В конверте письмо.)

Воспитатель: - Мне очень хочется открыть конверт и посмотреть, что же там находится. А здесь письмо - давайте прочтем его. Ребята, назовите какие права ребенка вы еще знаете. И тогда, вы сможете собрать лепестки «Цветка Счастья». (Дети называют и из конверта достаются лепестки).

Воспитатель: - Вот и собран «Цветок Счастья». А скажите, ребята, где записаны права ребенка? (Это документ, который называется Декларация прав ребенка). Правильно, ребята, молодцы!

Воспитатель: - Вы граждане России. У вас, как и у любого человека есть гражданские обязанности и права. Но знайте: ваши права особые. Это - права ребенка. Они дают вам преимущество перед взрослыми. Они защитят вас от несправедливости.

Воспитатель: Сегодня на занятии, ребята, мы говорили с вами о правах ребенка. Вы много знаете. Благодаря вашим знаниям мы помогли оживить «Цветок Счастья» и теперь жители страны Правдилии могут жить спокойно.

Голос Цветка: - Спасибо вам добрые и смелые дети! За ваш труд я хочу вас наградить еще одним правом, правом на отдых. Я дарю вам эту красивую музыку (исполнение песни).

Воспитатель: - А теперь пора возвращаться в детский сад.

Мы «Цветку Счастья» помогли

И лепестки его нашли.

Теперь нам в детски сад пора.

До встречи добрые друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучаем права, играя. Игра "Заморочки из коробочки"

Правовое воспитание - немаловажный аспект в воспитании всесторонне развитой, успешной личности, имеющей гибкое мышление, умение приспосабливаться к внешним изменениям и отстаивать свои права и интерес...

Игры с элементами баскетбола. Правила игры в баскетбол

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, честность и быстроту реакц...

Правила игры с ребенком: учимся играя

Ранее развития и ранее обучения - понятия абсолютно разные по смыслу. Ведь серьезно обучаться маленькому исследователю еще рано, а вот развивать разнообразные способности - в самый раз!Такое развитие ...

Сценарий игры КВН "О правах играя".

Сценарий игры КВН "О правах играя" для детей старшей группы....

Подвижные игры для детей 4-5 лет с подробным описанием правил игры

Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех учас...

Мастер-класс по созданию игры "Танчики" + Правила игры.

Мастер – Класс по изготовлению игры «Танчики».Автор идеи и реализации: Воспитатель Беляева Елена Владимировна.Нам понадобиться:Лист ватмана формата А3. Если нет такого листа, то можн...

Мастер-класс «Изучаем права, играя». Презентация дидактической игры-викторины «Права сказочных героев»

Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире.Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный п...