Такие разные дома
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русской избой, бытом русского человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon takie_raznye_doma.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

по ознакомлению детей с архитектурой

«Такие разные дома»

(старшая группа)

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Формировать понятие «дом».

  1. Дать обобщённый образ жилого дома (стены, крыша, двери, окна, фасад).

  1. Познакомить детей с русской избой и обратить их внимание на то, что она соответствует всем архитектурным законам (польза, прочность, красота).

  1. Формировать представления детей о том, что дом – это место, где живут, где можно спрятаться от бед и ненастья.

  1. Формировать у детей умение задавать вопросы.

  1. Закрепить умение размышлять, рассуждать.

        Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня вместе с Кузей отправиться попутешествовать в необыкновенную страну – Страну искусств. Путь долгий, поэтому надо собираться в дорогу.

        Кузя: А что нужно с собой брать?

        Воспитатель: С собой обязательно нужно взять острое зрение и наблюдательность, умение думать и рассуждать, слушать и слышать.

        Итак, вы готовы отправиться в путь?

        Дети и Кузя: Да, готовы.

        Воспитатель: Мы оказались с вами на городской улице, здесь очень много разных домов. Я предлагаю рассказать Кузе о домах, в которых мы живём и в которых часто бываем. Поможет вам в этом игра «Помогалочка».

Воспитатель выставляет карточки, на которых с помощью рисунков зашифрованы вопросы:

        -Как называется этот дом?

        -Какой он: высокий или низкий?

        -Сколько этажей в этом здании?

        -Какого цвета это здание?

        -Какое по форме это здание?

        -Какие основные части есть у этого здания?

        -Из какого материала построено это здание?

        -Как вы считаете, это здание молодое или старое?

        -Какое настроение сегодня у этого дома?

        Воспитатель: Итак, вы рассказали Кузе о домах, которые нас окружают. Вы назвали отличия домов, а теперь скажите, чем дома похожи между собой?

        Дети: У всех домов есть стены, окна, двери, крыша.

        Воспитатель: Верно, а ещё посмотрите, у каждого дома, чтобы он не стоял на земле, есть основание. Оно называется цоколем.

        Кузя: У вас в городе дома такие высокие, в каждом очень много этажей. Как же они называются?

        Дети: Многоэтажные, высотные.

        Кузя: А вот у нас в деревне дома совсем другие. Вы были когда-нибудь в деревне?

        Воспитатель: Ребята, вы были в деревне? Что такое деревня? Какие здания есть в деревне? Чем по внешнему виду они отличаются от городских?

        Детские ответы.

        Воспитатель: Лесов в России много, поэтому дома строили из дерева. Их называли избами или срубами. Как вы думаете, почему избу называли срубом?

        Предположения детей.

        Воспитатель: Верно, в старину избы ставили из толстых брёвен с помощью только одного топора (показывает иллюстрации). Как вы думаете, какие деревья выбирали, чтобы поставить сруб?

        Предположения детей.

        Воспитатель: Для строительства годились больше всего сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надёжная. Дома строили большие, иногда в два этажа. Раньше под одной крышей жили  и деды, и отцы, и внуки, и правнуки. «Семья сильна, когда над ней крыша одна» - так считали наши предки. Но не каждая семья самостоятельно справлялась с возведением родового дома, вот и приглашали плотников. Их главным инструментом был топор. Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – с места не сдвинуть. Каждая часть, каждая деталь, необходимая для постройки и удобства проживания, придумывалась ещё и так, чтобы могла украшать избу. Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней (показывает иллюстрации).

        Давайте и мы с вами попробуем построить такую избу.

        И ты, Кузя, внимательно смотри и всё запоминай.

Воспитатель раскладывает посередине стола приготовленные заранее заготовки для моделирования избы, которое сопровождается рассказом.

        Сначала заготавливали для строительства вот такие (показывает заготовки) брёвна, рубили деревья, очищали их от сучьев и коры. Затем прикладывали брёвнышко к брёвнышку – возводили стены.

Для крыши тоже доски тесали топором (пристроить крышу). Два ската крыши соединяли бревном, на конце которого выстругивали голову коня – делали конёк.

(Далее по тексту идёт украшение модели). 

Скаты крыши напоминали крылья, а окна – глаза дома. На Руси говорили: «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепили резные козырьки-наличники с резными ставнями.  

  Как правило, с южной стороны дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля-крыша. Всё крыльцо украшалось ажурными подзорами. На крыльцо  вели ступеньки. Для удобства делались перила. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей и соседями.

        Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты! Как талантливо всё придумано и хитро сделано! У каждой избы свой облик, свой характер.

        Кузя: Да, ладная изба вышла, совсем как на моей улице в деревне.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Такие разные дома"

Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ,...

Презентация "Такие разные дома" Старшая группа.

Тематическая неделя "Что нам стоит дом построить"...

конспект НОД по теме "Такие разные дома"Конспект

Конспект НОД в старшей группе  детского сада по формированию способности организации действия....

Конспект занятия " Такие разные дома"

Конспект занятия "Такие разные дома"...

Презентация "Такие разные дома".

Можно использовать во время НОД в старшем дошкольном возрасте...

Презентация по познавательному развитию на тему "Такие разные дома"

Презентация по познавательному развитию на тему "Такие разные дома"...