"Дикие животные нашей планеты"
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

Творческий проект о диких животных нашей планеты. Знакомство детей с животным миром разных континентов. Развитие познавательных и исследовательских навыков у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dikie_zhivotnye.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Дикие животные нашей планеты»

Проект подготовила воспитатель ГБОУ детский сад №2573

Крохмальная Ольга Петровна

Вид проекта: творческий

        

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.

Образовательные области: познавательно - исследовательская, коммуникативная, продуктивная, чтение художественной литературы.  

Актуальность проекта: недоступность в живой природе познакомиться с животным миром разных континентов подтолкнуло меня заняться этим проектом, чтобы дать детям представление о внешнем виде животных, их повадках, образе жизни, приспособлении к окружающей среде

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательных и исследовательских навыков. Помочь понять, что в природе важна каждая особь, что уничтожение одних животных влечет за собой гибель других.

Задачи:

 Формировать представления о значении диких животных в природе и для человека. Учить устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между различными животными определенной местности. Упражнять в составлении описательных рассказов,  употреблении существительных в родительном и предложном падеже. Учить выражать мысли и высказывать свое мнение.

Основные направления реализации проекта:

  1. Просмотр развивающего видео о животных.
  2. Чтение познавательных рассказов о диких животных нашей планеты.
  3. Знакомство с интересными фактами из жизни животных посредством энциклопедии.
  4. Настольно-печатные, дидактические и словесные игры.
  5. Закрепление знаний через продуктивную деятельность: рисование, аппликация, конструирование, лепка.
  6. Домашнее задание для родителей и детей: помочь ребенку подготовить сообщение об одном диком животном с мини альбомом о нем.
  7. Театральная деятельность.

Предварительная работа:

Подбор видеофильмов из серии «Животный мир»,  аудиозаписей, настольно-печатных игр, иллюстрационного материала, игрушек диких животных, методической и художественной литературы.

Продуктивная деятельность:

  1. Конструирование из бумаги «Зайцы на полянке».
  2. Рисование по сказке «Три медведя».
  3. Лепка – конструирование «Ежик».
  4. Аппликация – рисование «В зоопарке».
  5. Аппликация «На далеком Севере».

6. Оформление альбомов о животных из мини альбомов детей.

Этапы работы над проектом:

1 неделя.

Понедельник.  Знакомство с лисой.

  1. Загадывание загадок о животных.
  2. Сообщение ребенка о лисе с рассматриванием мини альбома.
  3. Чтение р.н.с.  «Лисичка-сестричка  и серый волк».
  4. Развивающее видео «Лиса ловит дичь под снегом».  Масик.тв
  5. П.И. «Хитрая лиса»

       Вторник. Знакомство с зайцем.

  1. Рассматривание картины из серии П.С. Меньшикова «Дикие животные» - заяц.
  2. Сообщение ребенка о зайце с рассматриванием мини альбома.
  3. Чтение.  Соколов-Микитов. «Листопадничек»
  4. Конструирование из бумаги «Зайцы на полянке».
  5. Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Посмотрите, что за пальчик!

Ловко прыгает, как зайчик.

На бревно и на пенек,

Скок да прыг и прыг да скок.

        Среда.  Знакомство с медведем.

  1. Рассматривание альбома «Дикие животные России»
  2. Сообщение ребенка о медведе с рассматриванием мини альбома.
  3. Чтение. Н. Сладков. «Неслух».
  4. Д/И «Назови жилище».
  5. Рисование по сказке «Три медведя»

Четверг. Знакомство с белкой.

  1. Словесная игра «У кого кто».
  2. Сообщение ребенка о белке с рассматриванием мини альбома.
  3. Чтение. М. Пришвин. «Беличья память».
  4. Развивающее видео «Белка и люди». Источник: Масик.тв
  5.  Чтение. В. Бианки.  «Как звери готовятся к зиме».

Пятница. Знакомство с ежом.

  1. Чтение. Г. Скребицкий. «Пушок».
  2. Сообщение ребенка о еже с рассматриванием мини альбома.
  3. Дидактическая игра «Кто что ест».
  4. Физ. минутка «Еж с ежатами»

Под огромною сосной,

На полянке на лесной,

Куча листьев где лежит,

Еж с ежатами бежит.

Мы вокруг все оглядим,

На пенечках посидим,

И все дружно спляшем,

Ручками помашем.

Помахали, покружились

И домой заторопились.

     5. Лепка – конструирование «Ежик»

2 неделя

  Понедельник. Знакомство с волком.

  1. Показ пальчикового театра «Лиса и волк».
  2. Сообщение ребенка о волке с рассматриванием мини альбома.
  3. Чтение. «Волк». Н.С. Жукова. «Первая после букваря книга для чтения».
  4. Настольно – печатная игра «Дикие - домашние».
  5. Беседа на тему: «Кто как готовится к зиме».

  Вторник. Знакомство с оленем.

  1. Рассматривание картины из серии «Животные Севера».
  2. Сообщение ребенка об олене с рассматриванием мини альбома.
  3. Д/И «Чьи следы».
  4. Сравнить копыта лошади и оленя. Исследовательская деятельность: зачем оленю широкие копыта – поставить на землю, слегка вдавливая, маленький и большой кубики.
  5. Чтение. «Олень и его родственники».  Н.С. Жукова. «Первая после букваря книга для чтения».

            Среда. Знакомство с белым медведем.

  1. Развивающее видео «Мишка - ляля – маленький медвежонок». Источник: Масик.тв
  2. Сообщение ребенка о белом медведе с рассматриванием мини альбома.
  3. Д/И «Что общее», «Чем отличается». Сравнить белого и бурого медведя.
  4. Игра с водой и магнитом «Поймай рыбку для Мишки».
  5. Творческое рассказывание на тему «Придумай сказку, как белый мишка пингвина повстречал». Развивать у детей воображение, умение излагать свои мысли.

   Четверг.  Знакомство с животными жарких стран. Слон.

  1. Рассматривание панно «Эти интересные животные».
  2.  Сообщение ребенка о слоне с рассматриванием мини альбома.
  3. Развивающее видео «Слоны спасают слоненка». Источник: Масик.тв
  4. Аппликация – рисование «В зоопарке». Вырезывание слонов, обведенных по шаблонам и их раскрашивание.
  5. Д/И «На чем ездят люди».

   Пятница. Знакомство с носорогом.

  1. Чтение. Б. Заходер. «Сказка про доброго носорога».
  2. Сообщение ребенка о носороге с рассматриванием мини альбома.
  3. Настольно – печатная игра «Зоологическое лото». Закреплять знания о животных разных климатических зон.
  4. Рассматривание иллюстраций носорогов и бегемотов в сравнении.
  5. Развивающее видео «Дикая природа Африки».

  3 неделя.

  Понедельник. Знакомство с жирафом.

  1. Слушание «Песенка про жирафа». Ю. Энтин. муз. Ю. Чичикова.
  2. Сообщение ребенка о жирафе с рассматриванием мини альбома.
  3. Лего – конструирование «Жираф».
  4. Заучивание стихотворения неизвестного автора о жирафе.

          Если кто – то самый длинный,

          Все зовут его жираф.

          Посмотрите, как красив он –

          Вовсе не похож на шкаф.

          Достает он с верхних веток

          Почки сочные, листву.

          Повезло жирафу с шеей,

          Все завидуют ему.

5. Д/И «Хорошо - плохо».  Учить находить положительные и отрицательные качества (например: длинная шея у жирафа -  хорошо, достает листья на высоких деревьях, плохо – неудобно пить воду и т.д.).

          Вторник. Знакомство со львом.

  1. Рассматривание картины из серии «Дикие животные         жарких стран». Львы.
  2. Сообщение ребенка о львах с рассматриванием мини альбома.
  3. Д/И  «Кто что ест».
  4. Чтение. Л. Толстой.  «Лев и собачка».
  5. ТРИЗ Игра «Угадайте, какое животное я загадала».

Среда.  Знакомство с обезьяной.

1. Аудиоэнциклопедия для детей.  Дикие животные.  Обезьяны.

     www detochki.su

        2. Чтение. Е. Чарушин. «Глупые обезьяны».

        3. Д/И «О ком заботится мама».  Упражнять в употреблении существительных в родительном и предложном падеже.

4.Сообщение ребенка об обезьяне с рассматриванием мини альбома.

Четверг. Знакомство с зеброй.

  1. Д/И «Четвертый лишний».
  2. Сообщение ребенка о зебре с рассматриванием мини альбома.
  3. Словесная игра «Зверинец». Узнать животное по описанию

и по 1 и последнему звуку в его названии.

     4. Д/И «Хищные - травоядные»

     5. Физминутка  «Африка».

Мы по Африке гуляли

И бананы собирали.

Маме дали, папе дали

И себя не обделяли…

Пятница. Знакомство с кенгуру.

  1. Сообщение ребенка о кенгуру с рассматриванием мини альбома.
  2. Чтение. А. Усачев. «Что было в сумке кенгуру».
  3. Рассказ воспитателя о сумчатых животных Австралии.  (Материал из интернета).
  4. Д/И «Кто в домике живет?».  Называть особей обоих полов и их детенышей.  ( Например: слон, слониха и слоненок).
  5. Логические ряды. Поставить на фланелеграф  тигра, зайца и белого медведя. Предложить ребенку закончить логический ряд.

4 неделя.  

Понедельник. Путешествие в пустыню. Верблюд.

  1. Рассматривание картины «Верблюды в пустыне». 
  2. Сообщение ребенка о верблюде с рассматриванием мини альбома.
  3. Развивающее видео «Верблюды и люди». Масик.тв
  4. Чтение. Г. Снегирев. «Верблюжья варежка».
  5. Математическое упражнение «Сосчитай верблюдов». Упражнять в счете верблюдов вразброс.

Вторник. Знакомство с пингвином.

  1. Развивающее видео «Пингвины развлекаются на льдине».  Источник: Масик.тв
  2. Аппликация «На далеком Севере».
  3. Чтение. Г Снегирев.  «Пингвиний пляж».
  4. Игра -  тренажер «Повтори животных в том же порядке».
  5. Д/И «Кто кем был». (Например: Пингвин – пингвиненком и т. д.).

 Среда.

  1. Беседа «Дикие животные России».
  2. Развивающее видео «Дикая природа России. Таежный край».
  3. Оформление альбома  «Дикие животные России»   из мини альбомов детей.

Четверг.

     1.Беседа «Животные жарких стран».

     2. Просмотр мультфильма «Маугли».

     3. Оформление альбома  «Дикие животные жарких стран»  из мини альбомов детей.

Презентация проекта: Открытое занятие на тему: «В мире дикой природы».

Задачи: Закреплять знания детей о диких животных нашей планеты, о месте их проживания, повадках и образе жизни, о приспособлении к среде обитания в разное время года,  умению объединять их по определенным признакам: хищники, травоядные, всеядные.

Способствовать развитию исследовательских способностей  и творческого поиска, желанию узнать новое.

Побуждать детей вдумчиво наблюдать за тем, что их окружает.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал: Разрезные картинки с изображением животных в конвертах; картина «Так бывает или нет?» с сюжетами о животных  в непривычных ситуациях (например: слон на дереве);  картинки с изображением следов животных: заяц, медведь, олень, кабан, слон, лев;  

карандаши, силуэтное изображение диких животных для каждого ребенка, ножницы, иллюстрации с изображением разных животных; панно, разделенное на 4 среды обитания: тайга, пустыня, север и саванна.

Ход занятия: Ребята, мы целый месяц знакомились с дикими животными нашей планеты. Смотрели видеофильмы, читали рассказы, сказки,  вместе с родителями  вы готовили сообщения о животных.

Давайте сейчас в играх и упражнениях подведем итоги нашей работы.

Делю детей на 2 команды. За правильный ответ команда получает звездочку.  Чья команда наберет больше звездочек, та и победит.

1 задание.  «Собери картинку». Одна команда собирает животных наших лесов, другая – животных жарких стран.  Спрашиваю у детей 1 команды, каких животных они собрали.  Где они живут?  Аналогично беседую с другой командой.

Есть ли животные, живущие и в жарких странах, и в наших лесах?

2 задание. Помещаю на мольберт картину «Так бывает или нет?» выслушиваю и оцениваю ответы детей.

3 задание. Задачи о животных.

Как под ёлкой встали в круг

Зайка, белка и барсук,

Встали ёжик и енот,

Лось, кабан, лиса и кот.

А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь!

 

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, "косой",

Волк,  с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел -

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей -

Посчитай-ка всех зверей.

В семье у тигров 4 тигренка. Причем мальчиков и девочек поровну. Сколько девочек в семье?

У зайчихи 7 зайчат. Она принесла для них 5 морковок. Сколько морковок надо еще принести, чтобы все зайцы были сыты?

4 задание. Физминутка «Следопыт». 1 команда ищет следы зайца, 2 – медведя и т. д.

5 задание: Игра «Что? Зачем?  Почему?» - вопросы  на

установление причинно – следственных связей.

а). Что будет, если исчезнут жирафы, зебры и антилопы?

б). Почему еж, медведь и барсук осенью впадают в спячку? Кто еще зимой спит?

в). Зачем лисе длинный пушистый хвост?

г). Что будет, если исчезнут львы?

д). Почему  и когда заяц меняет шубку?

е). Что будет, если исчезнут волки?

6 задание: «Запомни животных и назови». Показать картину поочередно  с 4, 5, 6 изображенными животными.  Дети запоминают.  Картинку убрать.  Каких животных запомнили?

7 задание:  «Посели животное в свой дом».  Предложить раскрасить силуэт животного в присущий ему цвет, вырезать его и наклеить на панно.

8. Подвижная игра «Белые медведи»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»  Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме  «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...