Методическая разработка" День доброты."
методическая разработка по окружающему миру на тему

Дрозд Наталья Викторовна

Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektden-dobra1.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «День доброты».

                                                   Составила:

воспитатель,

Дрозд Н.В.

Санкт-Петербург

Первый этап. Целеполагание.

Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Цель: формирование эмоционального отношения к действительности.

Задачи:

  1. Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
  2. Развивать социальные чувства, просоциальные действия, взаимопомощь.
  3. Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей.
  4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.

 Второй этап. Разработка проекта.

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Подбор методической литературы:

  1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2010 год.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.
  3. Журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2008 год.

3. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (соответствующие теме проекта).

 Третий этап. Выполнение проекта.

  Образовательные области

Формы и методы работы.

Социализация

Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и ежик на качелях», ситуативная игра «Машина»,

ситуативная игра-история «Случай в малине»,

ситуативная игра-история «Помощь бельчонку»,

ситуативная игра-история «Ириски».

Подвижные игры: «Добрые эльфы», «Театр теней!», «Волшебный стул»

Игры «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Солнце».

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дополни рисунок», «Школа вежливости», «Я не должен - я должен», «Звери на болоте».

Познание

  1. Занятия «Дарите людям доброту».
  2. Просмотр мультфильмов

«Добро пожаловать», «Сказка про доброго носорога», «Чудовище», «Как ослик счастье искал».

  1. Беседы о добрых поступках и делах.
  2. Моделирование ситуаций.

Коммуникация

  1. «Урок дружбы».
  2. Разучивание мирилок


Музыка

  1. Прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко солнце светит»

Ознакомление с художественной литературой.

Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына»,

Осеева «Добрые слова»,

стихи А. Кузнецова «Подружки»,

Е.Серова «Нехорошая история»,

Е.Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал»

Коллективная работа «Дерево ласковых имен»

 Четвертый этап. Презентация проекта.

1. Проведение праздника «День добра»

2. Создание совместно с детьми «Дерева добрых дел».

 Пятый этап. Определение задач для новых проектов.

1. Продолжать воспитывать добрые, дружеские отношения среди детей группы.

2. Создание пособия «Мирилка».

НОД: «Дарите людям доброту»

Цель:

1. Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих;

2. Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников;

3. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

Игровое оснащение:  игрушка Буратино, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, шапочки животных по количеству детей, Чудо-дерево, сердечки, фишки, аудиозапись песен В. Шаинского.

Ход .

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру-приветствие «Солнце встало!»

Солнце встало -

Хватит спать,

Хватить спать,

Пора вставать!

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.

- Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

- Здравствуйте всем! Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой. Возьмемся за руки и передадим свое Добро, тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.

Психогимнастика: «Не сердись, улыбнись!»

- Каждый из вас повернет голову к рядом стоящему, посмотрит в глаза и скажет ласково, улыбаясь «Не сердись, улыбнись!»

Стук в дверь. Взрослый вносит игрушку - Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Буратино по-разному!

Дети кланяются, говорят разные приветственные слова, здороваются за руку.

Буратино: Ой, мне больно! Я повредил ногу … (плачет)

Воспитатель:  Ребята, как мы можем помочь Буратино? (Пожалеть, перевязать, отвезти к врачу…)

Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов»

Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.

Буратино:  Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? Научите меня петь ее и танцевать!

Звучит песня В.Шаинского «Улыбка».

Буратино:  Ребята, как у вас хорошо, весело, теперь я точно знаю, что вы сможете помочь мне ещё в одном деле.

В группу вносят сундук.

Буратино: этот сундук под елочкой нашел, но без вас побоялся его открыть. Давайте посмотрим, что там!

Открывает сундук, достает письмо, взрослый читает.

- Здравствуйте, дети. Я - Волшебница. Живу я в сказочной стране и помогаю всем учиться вежливо разговаривать, совершать добрые дела и поступки. Это мой сундучок Вежливости, в котором и вы найдете много интересных заданий.

Взрослый вынимает первый конверт.

Словесная игра «Наоборот».

Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.

Воспитатель:  Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)

- Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.

Буратино: Спасибо, ребята, давайте ещё раз заглянем в сундучок.

Достает из сундучка ещё одно задание.

Дидактическая игра: «Оцени поступок».

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.

Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.

Буратино: Помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. Сложим из них цепочку и расскажем Добрую историю!

Воспитатель:  Волшебнице очень понравился такой рассказ, мы его сложим в ее сундук. (Достает сверток и записку.) Ребята, это Чудо-дерево! Посмотрите, какое оно печальное и сухое! Помогите ему стать нарядным и веселым!

Игра «Чудо - дерево».

Цель: упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде.

Воспитатель:  Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению.

Буратино: Этими картинками мы украсим наше Чудо-дерево! Теперь все звери в волшебном лесу смогут погреться под его ветвями.

Буратино достает из сундучка последний конверт. В нем - сердечки.

- Это благодарность вам от Волшебницы за ваши добрые поступки!

Раздает сердечки ребятам.

- Мне у вас очень понравилось, но пора возвращаться домой. До свидания!

Взрослый. Ребята, давайте по-разному попрощаемся с Буратино!

НОД по ИЗО "Символы добра".

Цели:

– дать представление о символах добра и зла через волшебную сказку и научить отображать символы добра на листе бумаги;

– научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;

– совершенствовать умение работать кистью и красками;

– развивать фантазию, наблюдательность и воображение у учащихся;

– формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.

Оборудование для педагога: плакаты: с изображением моря, с изображением символов добра, с изображением символов зла, с сочетанием цветов; изображения сказочных героев: царя “рис. 1” и пирата “рис. 2”; бумажные заготовки кораблей; текст сказки; музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский “Времена года”, “Щелкунчик”, музыка И.О. Дунаевского из кинофильма “Дети капитана Гранта”, запись шума моря и криков чаек.

Оборудование для детей: краски, кисти, карандаши, баночки с водой, клеенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Вступительное слово воспитателя.

- Здравствуйте, ребята. (Звучит музыкальный отрывок из ”Щелкунчика” П.И. Чайковского. Воспитатель продолжает говорить на фоне музыки).

- Ребята, я слышу музыку! А вы ее слышите?

- Какая она? (Ответы детей)

- Действительно, эта музыка волшебная, сказочная. Куда она зовет? (Ответы детей)

- В сказочную страну, где живут добро и зло. И сегодня на уроке мы попробуем изобразить добро и зло с помощью символов. А поможет нам в этом сказка.

- Вы любите сказки?

- Тогда я с удовольствием поведаю вам волшебную сказку. А вы сядьте поудобнее и будьте внимательны. Ведь всё, что услышите, вам пригодится в работе.

- Сказка начинается…

Всю сказку учитель рассказывает на фоне музыки. В начале звучит волшебная музыка.

В одном царстве-государстве правил мудрый царь. И был он большим любителем морских путешествий. Величественно и важно бороздил царский флот воды бескрайнего моря. Гребцы и матросы славились своим мужеством и отвагой. Тысячи жителей ранним утром провожали смелых путешественников, и встречали их, когда багровый закат разливался над городом.

Под шум моря и крики чаек сказка продолжается.

Однажды возвращался царский флот из дальнего плавания. Скрипели мачты, туго натягивались канаты; ветер раздувал разноцветные паруса кораблей. Стоя на корме, царь любовался синевой бескрайнего моря. Неожиданно на горизонте показался корабль. Он быстро приближался к царскому флоту. Сколько ни вглядывался царь в раздувающиеся от ветра паруса, сколько ни пытался разглядеть флаг на верхушке деревянной мачты, никак не мог понять, кто плывет им навстречу. Только чувствовал он - встреча эта не сулит им ничего хорошего.

Далее сказка рассказывается на фоне тревожной музыки.

Напали на царский флот пираты. С шумом и криками налетели они на большой корабль, окружили гребцов, схватили царя. Неоткуда было ждать спасения. Доставили пленников на пиратский остров.

Звучит музыкальный отрывок из цикла “Времена года” П.И. Чайковского.

Напрасно жители царства государства ждали своего царя, напрасно вглядывались в горизонт бескрайнего моря. Алое солнце скрылось, ночь опустилась на город, окутав его своим звездным покрывалом. Царский флот не вернулся. Поняли жители, что приключилась беда. Поняли, что его захватили пираты. Опечалились жители города: царь был добрый и справедливый...

Стал подрастать царский сын. Печальную историю поведала ему мать. И дал он клятву освободить своего отца. Со всех концов царства-государства съехались самые сильные и смелые люди; самые искусные мастера принялись за строительство нового флота.

Сказка продолжается под шум моря и крики чаек.

И вновь отважные гребцы сели на весла, вновь засвистел ветер, надувая паруса. Величественно и важно поплыл флот царевича навстречу коварным пиратам.

Долго плыли корабли по морю, и вот, наконец, вдали черной точкой показался остров. Но не успели приблизиться к нему смелые путешественники: уже плыл им навстречу флот пиратов.

Музыка И.О. Дунаевского из фильма “Дети капитана Гранта”.

Расстояние между кораблями сокращалось с каждой минутой. Уже можно было разглядеть флаги на верхушках высоких мачт, увидеть, как украшены паруса. Но некогда было любоваться всем этим: царевич и его отважные друзья приготовились к встрече с пиратами.

Заканчивается сказка на фоне волшебной музыки.

...Сказка закончилась благополучно. Выполнил царевич свою клятву: флот пиратов был уничтожен. Царь вместе с сыном вернулся в свое государство. И пошла с той поры слава об отважных мореплавателях по всему свету...

II. Беседа с детьми.

Воспитатель: Но наше занятие-сказка еще не заканчивается. Ведь сказка тем и хороша, что можно ее не только услышать, показать, но и нарисовать. И мы ее изобразим на сказочном море.

- Ребята, посмотрите, какие два флота изображены на доске? (Ответы детей).

- Это сказочные корабли, но корабли просто белые, ничего незначащие. И так как корабли одинаковые, их можно спутать. Вот чтобы этого не произошло, как вы думаете, что нужно сделать? (Раскрасить).

- Давайте подумаем, как мы их будем раскрашивать.

- Чем занимались пираты? (Нападали на корабли, грабили).

- Что они несли людям? (Зло).

- Какими красками вы бы изобразили зло? (Ответы детей).

- Посмотрите на это сочетание цветов. Даже яркие цвета здесь кажутся тревожными, потому что окружены тёмными. (Демонстрация плаката “рис. 3”).

- Если пираты причиняли зло, то царский флот нес людям … (Добро).

- А вот какие краски вы бы взяли, чтобы изобразить добро? (Ответы детей).

- Посмотрите на эти краски. Эти цвета веселые: в них много солнечного цвета. (Демонстрация плаката “рис. 4”).

- Но не только цвет помогает изобразить добро и зло, но и определенные символы, которые делятся на символы добра и зла.

- Здесь изображены символы добра. Это солнце, крест, круг. Как вы думаете, паруса царского или пиратского флота украшали этими символами? (Показ символов добра “рис. 5”).

- Вот эти символы - это символы зла: змея, жук, ворон. А они, к какому флоту подходят? (Показ символов зла “рис. 6”).

- И вот сейчас мы попробуем оживить наши корабли при помощи цвета и символов. Но раз у нас сегодня День Добра, то давайте оживим корабли царского флота.

III. Практическая работа.

Детям раздаются белые заготовки “рис. 7” и они раскрашивают их под волшебную музыку.

IV. Подведение итогов урока.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на наши корабли.

- Ребята, но кроме сказочного моря и ваших волшебных кораблей, есть еще и волшебное стихотворение. Давайте его прочитаем. (Воспитатель громко, с выражением читает).

“Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа”.

- Как вы понимаете эти слова? (В сказке добро всегда побеждает зло).

- Наше занятие-сказка подошло к концу. Я очень хочу, ребята, чтобы в вашей жизни всегда было больше добра, чем зла, и, чтобы вы сами всегда дарили людям только доброту.

Праздник «День добра» - презентация проекта.

Цели:

1. Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве;

2. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

3. Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов, а также в речи или рисунке.

Оборудование: шары, ленты, цветы для украшения группы, стенгазета, оформленная накануне, коробка-копилка.

Персонажи: Медведь

Ход занятия.

В гости к детям приходит Мишка, который рассказывает им свою невеселую историю.

Мишка: На лес, в котором я живу, напала старуха Лень. Она заколдовала все вокруг: трава сохнет, цветы чахнут, все деревья в паутине. Птицы давно не поют своих песен, а звери, лесные жители, впали в спячку, они даже не слышат, как от голода, холода и одиночества плачут их малые детки. Одному только мне удалось вырваться из плена злой и ленивой старухи. Я пришел к вам ребята, за помощью, чтобы вы помогли мне освободить лес от старухи Лени.

Воспитатель: Дети, поможем нашему гостю? Мишутка, подскажи нам как же тебе помочь?

Мишка: Лесных жителей и наш лес спасут добрые поступки детей, трудолюбие, вежливость. Дети, а вы умеете совершать добрые поступки? (ответы детей) А вы знаете, что такое «доброта», «добрые поступки»? Как их можно, по-вашему, совершить?

Воспитатель: Добрый - это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Мишка: Дети, а вы тоже, при встрече утром в детском саду друг другу говорите добрые слова - приветствия? Вот, видите, одно доброе дело у вас есть. Но одним добрым поступком, к сожалению, лес не спасешь, и он может погибнуть.

Воспитатель: Не расстраивайся, Мишка! Мы сейчас насобираем тебе полную «копилку добрых дел». Эту «копилку добрых дел» ты отнесешь в лес. (Педагог показывает детям копилку и предлагает бросить в нее первую фишку - «добринку».)

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите-ка на наши цветочки: они плачут.

(Педагог обращает внимание на сухую землю в цветочных горшках. Дети поливают цветы.)

Мишка: А как еще можно помочь цветам?

Дети: Полить, протереть листочки, подрыхлить землю. (Дети оказывают помощь цветам.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы все добрые, заботливые. (Мишка предлагает поиграть в игру «Добрые и вежливые слова».)

Игра с мячом «Добрые и вежливые слова».

Дети стоят в кругу. Взрослый берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно.

Воспитатель: Дети, пока мы с вами играли, поступил сигнал от наших книжек: им тоже нужна помощь. (Дети наводят порядок в книжном уголке, при необходимости чинят книги. Педагог напоминает ребятам, что после каждого доброго дела нужно в копилку бросать фишки - «добринки».)

(Мишка предлагает поиграть в игру «Менялки»).

Игра «Менялки».

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг - стульев становится на один меньше, чем играющих. Взрослый называет признак, например: «Меняются местами те, у кого (светлые волосы, красные носочки, синие шорты и т.д.)». Дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами. Водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим. Обязательное правило: соблюдение права на личное достоинство и уважение этого достоинства.

Мишка: А вашим игрушкам, ребята, тоже нужна помощь! У многих из них невеселые глаза. (Дети моют игрушки, приводят в порядок платья кукол, аккуратно складывают строительный материал, вытирают пыль с полок с игровым материалом.)

(Проводится игра «Обыграй превращение».)

Игра «Обыграй превращение».

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с этими предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет «яблоко» - дети его «моют», «нюхают», «едят».

Мишка: Дети, у вас есть друзья? Часто вы им говорите добрые слова? (Ответы детей.) (проводится игра «Волшебный стул».)

Игра «Волшебный стул».

Дети стоят в кругу, педагог в центр круга ставит стул и говорит: «Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто- то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова. Взрослый предлагает одному из детей сесть на «волшебный стул» и сразу начинает об этом ребенке говорить что-нибудь приятное, хорошее. Затем «волшебная палочка» передается ребенку, который стоит справа от педагога, и тот продолжает говорить добрые слова о сидящем на стуле воспитаннике Взрослый дает возможность высказаться каждому участнику игры, а потом интересуется у ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес. Затем посидеть на «волшебном» стуле приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на «волшебный стул» приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на «волшебный стул» приглашают сесть Мишку, дети говорят о нем добрые слова.

Мишка: Дети, мне понравилось сидеть на вашем замечательном стуле, но я очень хочу помочь своим друзьям, спасти свой лес от злой старухи Лени.

Воспитатель: Мишутка, в нашей «копилке» уже много добрых дел скопилось, отнеси ее своим друзьям, лесным жителям.

(Мишка берет «копилку добрых дел», благодарит детей за помощь, прощается с ними.)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас чудесный день - День добра. Надеюсь, наши добрые дела спасут лес и его жителей от старухи лени. А мы с вами продолжим делать добрые дела до самого вечера и будем говорить друг другу добрые слова, которые всем приятно слышать. (Вечером педагог предлагает детям нарисовать как они провели этот необычный день. Свои рисунка дети по желанию уносят домой, чтобы познакомить свою семью с таким замечательным днем, как День добра.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария развлечения «Доброта – она от века украшенье человека» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.

В предлагаемом материале  решаются следующие задачи:o       расширять представление детей о влиянии благоприятного психологического состояния (хорошее настроен...

Методическая разработка плана-конспекта совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дерево доброты".

Цель занятия - воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивочти , желания помогать друг другу. Для лучшего восприятия материала использованы подвижные игры, дидактическе игры , слайды....

Методическая разработка по непосредственной образовательной деятельности по теме:"Всех нужнее и дороже в этом мире доброта"

Эта методическая разработка к нод по теме: "всех нужнее и дороже в эом мире доброта". Простые слова из детской песенки передают основную мысль, которую я хотела раскрыть в своем игровом занятии. Перед...

методическая разработка "Доброта спасет мир"

Ознакомление дошкольников с историей родного края,о  жизни Елизаветы Федоровны Романовой...

Методическая разработка: "Доброта живёт везде".

Конспект занятия о доброте. Старшая группа....

Методическая разработка для детей 2 младшей группы «Уроки доброты» методическая разработка (младшая группа)

Цель: сформировать представление детей о жизни бездомных животных, об их содержании в приюте для бездомных животных. Задачи: • познакомить детей с понятиями «бездомное животное»...