методическая разработка "Доброта спасет мир"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

 Ознакомление дошкольников с историей родного края,о  жизни Елизаветы Федоровны Романовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Доброта спасет мир"

Цель: Через знакомство с жизнью Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой привлечь внимание детей к таким проблемам, как любовь к ближнему, доброта, милосердие, благотворительность, создав условия для формирования и становления целостной личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, гражданина и патриота своей Родины.

Задачи психолого-педагогической работы с детьми:

         Образовательные:

 1. Познакомить детей с понятиями "милосердие", "благотворительность", "доброта", развивать представления о добре и зле;

 2.Познакомить с жизнью Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой;

Развивающие:

1. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции;

2. Развивать словесно-логические приемы мышления (анализ, синтез, сравнение)

3. Развивать самостоятельность, сообразительность, коммуникативные качества.

Воспитательные:

1. Способствовать духовно-нравственному воспитанию детей на основе сопряжения культуры и традиций православия;

2. Воспитание чувства  патриотизма, духовности, потребности в совершении добрых поступков,  умения прощать;

3. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества и взаимодействия.

          Знакомство детей с житием новомучеников может послужить ориентиром в стремлении к нравственному совершенству, важнейшим источником воспитания духовности, патриотизма и нравственности.

Технологии:  здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные

Методы, приемы:

Словесные: беседа, объяснение, диалог, повторение, разъяснение

Наглядные: показ презентации

Практические: выполнение заданий, работа за интерактивным столом

Стимулирование и мотивация: похвала, оценка деятельности детей

Методы воздействия на эмоциональную сферу:  презентация, музыка, доброжелательное общение педагога с детьми, рефлексия

Материалы и оборудование: интерактивный стол SMART Table,  электронная презентация, фотографии Елизаветы Федоровны,  клей, бумага, картон для изготовления аппликации "Белые лилии", запись песни "Дорогою добра"

Предварительная работа: Оформление книжной выставки «Ангел милосердия»,  подбор фотографий Елизаветы Федоровны, изготовление дидактической игры «Хорошие поступки», разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики, работа с интерактивным столом.

Планируемый результат, выраженный в виде целевых ориентиров:

  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и себе, учитывает интересы и чувства других , адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, обладает начальными знаниями о природном и социальном мире;
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну;

Ход организованной образовательной деятельности

I. Организационный момент

Педагог: Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас  и  хочу начать наше занятие со стихотворения  Генриха Акулова:

(Слайд 1)

Добрых людей, как всегда, не хватает

Добрых людей, как всегда, дефицит,

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые - щедро больным помогают,

Добрые - дарят тепло и уют.

Добрые - в ногу со слабым шагают

И никакого "спасибо" не ждут.

Кто уверенно в мире стоит,

Тот другого ни в чем не корит,

Добрый все обращает во благо,

Его сердце пылает отвагой.(Генрих Акулов)

 Педагог: Ребята, я вам прочитала стихотворение,  скажите, о чем оно? (Ответы детей)

Педагог: (обобщает)  Правильно, о добрых людях, о доброте. А еще есть такое слово "милосердие", вы знаете, что оно обозначает? (Ответы детей) (Слайд 2)

 Педагог:  Ежедневно рядом с вами находятся добрые люди. Можете ли вы их назвать? Конечно, это ваши родные. Как вы заботитесь о самых близких людях, как им помогаете? (Ответы детей)

 Педагог:  И мама и бабушка учат нас быть добрыми, милосердными, но всегда ли мы бываем добры друг к другу? (Дети слушают, анализируют) 

II. Основной этап

 Педагог:  Сегодня я хочу рассказать вам о жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, жизнь которой была наполнена добрыми делами.

Элла

Характер человека закладывается в раннем детстве. Какой же была Великая княгиня? Несмотря на высокое происхождение, Элла (так ее называли родители) была приспособлена к жизни. С детства ее приучали к простой одежде и простой еде, к черной работе: она самостоятельно топила камин, убирала комнаты дворца. А еще она была необыкновенно добра и сострадательна. В семье царила любовь и доброта, и Элла вырастала в лучах этой любви. (Слайд 3 - 5)

В детстве Элла любила играть в больницу. Она рассаживала на кукольные диванчики своих кукол и начинала прием. Младшие сестры послушно выполняли ее поручения: накладывали повязки, давали лекарства. Элла относилась к делу со всей серьезностью. Ее мать - принцесса Алиса- часто навещала больных в домах инвалидов и всегда брала детей с собой. "Господь благословил труд и бедность, - говорила она, - но более всего любовь и сострадание к ближним". Родители постоянно брали с собой детей в больницы и приюты, раскрывали им глаза на человеческую боль, учили сострадать чужому горю.

Элла очень любила цветы. Она привозила больным огромные букеты и, поставив их в воду, говорила: "Теперь вы обязательно поправитесь!" Ей казалось, что красота и благоухание цветов помогает переносить боль. Вскоре у Эллы появились мольберт, кисти и краски. У девочки оказался отменный живописный вкус, а любовь к цветам она сохранила на всю жизнь.

После смерти матери, Элла самоотверженно помогала во всем отцу, стараясь облегчить его горе, ухаживала за сестрами, вела хозяйство по дому.

 (Дети слушают, анализируют)

Педагог:  Ребята, скажите, какой была Элла? Чем она любила заниматься? (Ответы детей)

 Педагог:  Давайте немножко отдохнем!

Физминутка "Цветы"

Раз, два, три - выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко:(тянемся на носочках вверх)

Стало им приятно и тепло! (смотрим вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачиваем руками влево, вправо над головой)

Влево качнулись - низко пригнулись, (наклоняемся влево)

Вправо качнулись - низко пригнулись, (наклоняемся вправо)

Ветерок, убегай! (грозим пальцем)

Ты цветочки не сломай! (приседаем)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно поднимаем руки вверх, раскрываем пальчики)

(Дети садятся на  свои места)

Великая княгиня

В 20 лет принцесса Елизавета стала супругой великого князя Сергея Александровича Романова и переехала жить в Россию. (Слайд 6 - 7) У нее появились новые обязанности. По вечерам она устраивала приемы, танцевала на балах, а днем много занималась благотворительностью - посещала больницы для бедных и приюты для беспризорных детей. Она помнила завет матери: самый близкий путь к Богу - самоотречение и служение ближним. (Слайд 8 - 9)

Посещение больниц для бедных, приютов для беспризорных детей стали неотъемлемой частью жизни молодой Великой княгини. По ее инициативе происходила регулярная раздача еды, одежды, денег для особо нуждающихся. Бедные, испуганные, забитые дети не вызывали в ней брезгливости. Каждый день она привозила им еду, деньги, одежду. Самых маленьких брала на руки, целовала им пальчики и говорила "ангел мой".

Когда началась война, Елизавета Федоровна занялась организацией помощи фронту, и к тому же устроила госпиталь для раненых, который она сама постоянно посещала.

         Вскоре был убит ее муж. После долгого траура она решила полностью посвятить свою жизнь служению Богу и ближним, нуждающимся и страдающим. (Слайд 10)

Педагог: Чем занималась Елизавета Федоровна? А знакомо ли вам слово  "благотворительность"?  Как Великая княгиня называла самых маленьких детей. А как вас называют ваши родители? (Ответы детей)

Педагог:  Сейчас я предлагаю вам  вспомним героев сказок, у которых доброе сердце, а у которых холодное, каменное сердце.  (Работа на интерактивном столе)

Великая матушка

Новый отсчет времени..."Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе с вами я восхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих".  В этот день Елизавета Федоровна сменила свое черное траурное платье на монашеское одеяние и стала Великой матушкой, создавшей Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Здесь разместилась больница с храмом, аптека, амбулатория, библиотека, столовая, общежитие,  приют для девочек и другие хозяйственные сооружения.(Слайд 11-12)

Она помогала больным, устраивала дома для инвалидов и сирот. Каждого, кто нуждался в ее помощи, она почитала "как бы богом после Бога", в каждом находила что-то хорошее. За самыми тяжелобольными Великая матушка ухаживала сама и даже ассистировала при операциях. Люди узнавали друг от друга, с какой заботой и любовью относятся к больным и страждущим здесь в обители.  (Слайд 13)

Последние месяцы своего земного пути Великая матушка провела под арестом в помещении  Напольной школы на окраине Алапаевска. Вскоре великую княгиню Елизавету Федоровну вместе с другими членами царской семьи увезли  на место, где сейчас построен мужской монастырь во имя Новомучеников Российских,  избили и бросили в шахту старого рудника, она с тяжелейшими переломами и ушибами и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. (Слайд 14)

(Дети слушают, анализируют)

Педагог: Что вас больше всего поразило в жизни княгини Елизаветы Федоровны? Какими качествами она обладала? (Ответы детей)

Педагог: Милосердие, доброта, любовь к ближнему как к самому себе вне времени и пространства. В подтверждение этому сегодня мы помним и чтим подвиг Великой матушки. Ребята, Великая княгиня Елизавета Федоровна очень любила цветы. Сейчас я вам предлагаю выполнить аппликацию "Белые каллы". А перед этим нужно размять наши руки:

Пальчиковая гимнастика "Мак"

На пригорке вырос мак, (пальцы левой руки собрать в щепоть)

Он склонил головку так, (бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает, (скрестить руки, помахать)

Быстро крыльями мелькает.

Облетели лепестки, (правой рукой отогнуть пальцы левой)

Высох домик от жары.

Стал греметь как погремушка, (пальцы сложить в щепоть)

Вот так славная игрушка! (пальцы левой руки сжать в кулак, "погреметь" как погремушкой)

Продуктивная деятельность - аппликация "Белые лилии"

III. Этап рефлексирования. Оценка деятельности детей.

Педагог:  Ребята, на этом наше занятие подходит к концу. Вам было интересно? Что вы узнали сегодня нового? Что вам понравилось больше всего?  

Скажите, хотите ли вы продолжить знакомство с жизнью Великой княгини Елизаветы Федоровны?

(Дети отвечают, делятся своими впечатлениями)

Педагог: Мне понравилось, как вы работали, отвечали на вопросы и выполняли задания.  Молодцы!

Педагог:  Я хочу, чтобы вы сегодня вечером, перед тем, как заснуть, подумали: кого я сегодня простил? К кому отнесся с милостью? Чего от меня стало сегодня в мире больше - злобы или милости?

Педагог:  Я очень хочу, чтобы вы научились быть милостивыми, научились не озлобляться, а прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живет в душе каждого из нас.

Педагог:  Ребята, сейчас я  предлагаю оформить выставку ваших работ.

 Звучит песня "Дорогою добра"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красота спасет мир" Т.Н.Кириченко

В пособии анализу были подвергнуты около 40 техник и технологий при- кладного искусства. В качестве примеров даны фотографии работ автора, воспи- танников автора и коллег. В качестве материала для п...

Статья :"Красота спасет мир"

« Через красивое к человеческому» - такова закономерность воспитания», писал выдающийся педагог В.А Сухомлинский. Время наше сложное - это время социальных перемен. Политическ...

"Цвет тарелки спасет от переедания"

В памятке для педагогов даны рекомендации по организации здорового питания....

Доброта спасет мир

БеседаЦель: развивать представление  воспитанников о добре....

Сценарий выпускного праздника «Ученье – свет, спасет от многих бед!».

Сценарий выпускного праздника для воспитанников логопедических групп....

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы. Тема: "Кто спасет новый год?" Автор: Васина Ольга Дмитриевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №7 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Данная методическая разработка предлагается к   реализации  с детьми старшей группы детского сада. Приорететная образовательная область - художественно-эстетическое развитие. Области ин...