Конспект по теме "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Хлебникова Ольга Геннадьевна

Совместная эксперементальная деятельность воспитателя с детьми старшей группы по теме "Растворяемость веществ в воде" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost_vospitatelya_s_detmi_po_teme.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 387»,

Мотовилихинского района, г. Перми.

Конспект совместной деятельности воспитателя

с детьми 5-6 лет по теме «Растворяемость веществ в воде».

Хлебникова О.Г.

Воспитатель

Высшей категории

Г. Пермь, 2013г.


Совместная деятельность воспитателя с детьми по теме: «Свойства воды»

Опыты в лаборатории: «Растворяемость веществ в воде».

Цель. Обогащение знаний детей о свойствах воды.

Задачи.

Учебные: познакомить детей с понятием – вода является растворителем; определить вещества, которые растворяются и не растворяются в воде; научить очищать воду при помощи фильтров; расширять знания и представления об окружающем мире.

Развивающие: развивать наблюдательность, навыки самостоятельной работы, речевые навыки, способность делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любознательность, активность, умение работать в коллективе сверстников и совместно с воспитателем.

Оборудование.

Прозрачные ёмкости, стаканчики на каждого ребенка, воронки, фильтры, салфетки, ложки  для размешивания, фартуки и полотенца; ёмкости с водой,  соль, сахар, песок речной, почва, красители или краски.

Ход совместной деятельности.

–Ребята, вчера я прочитала басню Жана де Лафонтена «Как осёл спасся», хотите расскажу её вам?

«Два осла возвращались домой с рынка. Один осёл вёз мешки с легкими губками, а другой очень тяжелые с солью. Пришлось им пересекать речной поток. Осёл, который вез губки, поплыл первый. Губки впитали в себя воду, и осёл должен был приложить немало усилий, чтобы не утонуть. Второй осёл тоже прыгнул в поток, соль растворилась в воде и осёл спасся.»

– Как вы думаете, почему первый осёл чуть не утонул? Помните, мы с вами проводили опыты с губками и другими материалами?  (высказывания детей)  

– А как второму удалось легко переплыть поток?

(Воспитатель пытается подвести детей к выводу, что соль растворилась в воде, и мешки стали пустыми)

– Хотите  самим проверить, так ли это?

( Дети идут к подготовленному оборудованию и приступают непосредственно к опытам. Все результаты опытов фиксируются в специальных таблицах.)

– Давайте вспомним, растворяются ли соль и сахар в воде? Откуда вы это знаете? Как мы сможем это проверить? Что нам понадобиться для этого? (ответы детей)

Во время проведения опыта предложить детям подумать над, тем как можно разделить растворы и смеси.

Опыт 1. Растворяемость соли и сахара.

Познавательная задача: выяснить растворяться ли соль и сахар в воде.

Действия: налить в стаканчики кипяченой воды, положить по ложке сахара или соли, размешать. Наблюдать как частицы сахара или соли становятся меньше и исчезают. Предложить детям попробовать воду  на вкус, посмотреть, нет ли осадка, пропустить через фильтр.

Результат: вода стала сладкой или соленой, осадка нет, на фильтр ничего не оседает.

Вывод: сахар и соль растворились в воде.

– Да, правильно сказано в басне, что соль растворилась в воде, мешки стали пустые и осёл спасся. Хотите еще проверить, что растворяется в воде, а что нет? (ответы детей)

Опыт 2. Растворяемость почвы.

Познавательная задача: выяснить раствориться ли почва в воде.

Действия: налить в прозрачную емкость воды, положить в неё столовую ложку почвы, размешать. Наблюдать, что происходит с почвой. Пропустить воду сквозь фильтр.

Результат: вода стала «грязной», частицы почвы плавают в воде, не изменяясь, не исчезают; вода прошла через фильтр, а частички почвы остались на фильтре.

Вывод: почва не растворяется в воде.

Обратить внимание на то, что именно при помощи фильтров очищают загрязненную воду люди для ее дальнейшего использования.

Опыт 3. Растворяемость речного песка.

Познавательная задача: выяснить раствориться ли речной песок в воде.

Действия: налить в прозрачную емкость воды, положить в неё речной песок, размешать. Наблюдать, что происходит с песком. Пропустить воду сквозь фильтр.

Результат: песчинки падают на дно ёмкости, лежат там, не изменяясь; вода стала мутной, при прохождении через фильтр, песчинки остались на фильтре.

Вывод: песок не растворяется в воде.

При наличии времени и заинтересованности детей можно продолжать опыты с  красителями или красками. Можно предложить опыт с растворением растительного масла.

Опыт. Растворяемость пищевых красителей или краски.

Познавательная задача: выяснить растворяться ли в воде пищевые красители и краски.

Действия: налить в прозрачную емкость воды, всыпать в неё краситель (краску), размешать. Наблюдать, что происходит. Пропустить воду сквозь фильтр.

Результат: частицы красителя исчезают, вода окрашивается в цвет красителя, осадка нет, при прохождении через фильтр окрашенная вода проходит, не изменяясь, на фильтре ничего не остаётся.

Вывод: краситель (краска) растворяется в воде.

Опыт. Растворяемость растительного масла.

Познавательная задача: выяснить растворяется ли в воде растительное масло.

Действия: налить в емкость с водой растительное масло. Посмотреть где окажется масло. Перемешать. Дать отстояться и снова определить, где масло.

Результат: масло всплывает на поверхность воды.

Вывод: масло не растворяется в воде.

По окончании опытов подвести итоги по таблицам. Сделать вывод:

Если частицы вещества в воде становятся невидимыми, и вместе с водой проходят через фильтр, то это вещество растворимо в воде. Если частицы плавают в воде, всплывают на поверхность  или оседают на дно, а так же задерживаются фильтром, то это вещество нерастворимо в воде.

Предложить начать долгосрочный опыт по разделению растворов соли и сахара «Цветной сахар», «Солевой кристалл».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

Конспектпо математике в подготовительной группе.

Конспектпо математике в подготовительной группе....