Сценарий непосредственно образовательной деятельности по теме:"Солнечная система"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дац Наталья Владимировна

Сценарий непосредственно образовательной деятельности .Направлен на реализацию образовательных задач, формирование интегративных качеств дошкольников. Содержит различные виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_solnechnaya_sistema.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Солнечная  система»

Старший  дошкольный  возраст

Сценарий  непосредственно  образовательной  деятельности  с  использованием  различных  видов  детской  деятельности

Аннотация: сценарий  непосредственно  образовательной  деятельности по  теме    направлен  на  реализацию  образовательных, развивающих , воспитательных  задач  программы  дошкольного  образования, формирование  интегративных  качеств  ребёнка.

Программное  содержание: формирование  целостной  картины  мира; расширение  кругозора   детей; развитие  познавательно-исследовательской  и  продуктивной  деятельности,   свободного  общения  со  взрослыми  и  детьми,  детского  творчества , игровой  деятельности; сохранение  и  укрепление  физического  и  психического  здоровья  детей.

Цель: формировать  первоначальные  представления  о  строении  Солнечной  системы,  о  физических  явлениях  в   космическом  пространстве.

Задачи:

Познание:  обогащать  представления  детей  о  мире , формировать  умение  устанавливать  простейшие  взаимосвязи  между   объектами  и  явлениями.    Развивать  восприятие , умение  выделять  разнообразные  свойства  и  отношения  предметов.Воспитывать  бережное  отношение  к  оружающему  миру.

Социализация: совершенствовать и  расширять  игровые  замыслы  и  умения  детей. Формировать  желание действовать  с  разнообразными  дидактическими  играми. Рзвивать  творческие  способности , умение  перевоплощаться. Развивать  стремления  выражать  своё  отношение  к  окружающему. Воспитывать  дружеские  взаимоотношения  между  детьми , желание  помогать  друг  другу.  Воспитывать  ценностное  отношение  к  профессии  космонавта.

Коммуникация: обогащать  словарный  запас  детей , совершенствовать  диалогическую   форму  речи. Развивать  умение  делиться  собственными  впечатлениями. Воспитывать  культуру  общения.

Физическая  культура :  совершенствовать  физические  качества , двигательные  умения  и  навыки. Развивать  потребность  в  двигательной  активности.

Здоровье : сохранять  и  укреплять  физическое  и  психическое  здоровье  детей. Знакомить  с  приёмами  сохранения  и  укрепления  здоровья. Развивать  умение  определять  состояние  своего  организма. Воспитывать  потребность  следить  за  своим  здоровьем.

Труд: развивать  ручной  труд ,умение  изготавливать  аттрибуты  к  игре. Развивать  мелкую  моторику  пальцев. Воспитывать  трудолюбие ,  ценностное  отношение  к  труду  других.

Художественное  творчество: совершенствовать  умение  передавать  в  работах  образы   предметов , объектов, явлений. Закреплять  приобретённые  навыки  лепки,  аппликации, рисования. Развивать  умение  реализовывать  задуманное  в  творческой  работе.Воспитывать  эстетическое  восприятие  мира.

Музыка : обогащать   музыкальный   опыт  детей. Развивать  умение  через  движения  передавать  эмоционально-  образное  содержание  музыки.  Воспитывать  ценностное  отношение  к  музыкальной  культуре.

Чтение  художественной  литературы: формировать  целостную  картину  мира. Развивать  интерес  к  художественной  и  познавательной  литературе.Воспитывать  нравственные  качества  на  основе  прочитанных  произведений.

Методы: наглядные , словесные , практические ,  игровые.

Приёмы : постановка  задачи ,  создание  игровой  ситуации , показ  способов  действий , перевоплощение ,участие  в  опыте, моделирование .

Формы  и  виды  детской  деятельности: игровая ,  коммуникативная , познавательно -  исследовательская ,  продуктивная ,  музыкально- художественная, чтение  ( беседа,  рассматривание  объекта, моделирование, опыт,  дидактическая  игра,  словесная  игра,  подвижная  игра, рисование,  лепка,  аппликация).

Предварительная  работа : чтение  познавательной  литературы, наблюдение  за  небесными  объектами  и  явлениями, изготовление  моделей  Земли,  знакомство  с  космическим  оборудованием , рассматривание  моделей  космических  кораблей,  показ слайдов  о  полёте  человека  в  космос.

Здоровьесберегающие  технологии:  чередование   видов  деятельности, комплекс  физических  упражнений «Стань  космонавтом»,  подвижная  игра  на  открытом  воздухе «Солнце  и  планеты» , гимнастика  для  глаз, релаксация  с  использованием  музыки.

Оформление: глобус,  памятки  по  охране  природы, наборы  конструкторов ,  геометрические  фигуры  из  бумаги, космический  коллаж, воздушные  шары,  электрическая  лампа, маски – планеты,  энциклопедия, азбука, ребусы, пластилин, цветная  бумага, альбом, цветные  карандаши, краски.

Программное  обеспечение: От  рождения  до  школы.  Примерная  основная  общеобразовательная  программа  дошкольного  образования / Под  ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой. – 2-е  изд.,  исп.  И  доп. – М.:  МОЗАИКА -  СИНТЕЗ,  2011. – 336 С.  Комплексно – тематическое  планирование  МБДОУ  детский  сад №27  «Берёзка».

Реализация  Федеральных  государственных  требований: в  сответствии  с  Федеральными  государственными  требованиями  к  структуре  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования.

Образовательные  ресурсы:

 Методическая  литература :Сценарии  занятий  по  экологическому  воспитанию: Средняя , старшая ,подготовительная  группы.М.:ВАКО ,2011. – 240 с. –(Дошкольники : учим , развиваем , воспитываем).  Корзун  А. В. , Кишко  С. В. Экологическое  воспитание детей  среднего  и  старшего  дошкольного  возраста. –Мозырь, 2003.

Познавательная  литература : Планета –наш  дом. Мир  вокруг  нас: Учебник – хрестоматия  по  основам  экологии  для  дошкольников  и  младших  школьников / Под  ред. Т. А. Сидорчук. – Ульяновск , 2001. Отчего  и  почему: Энциклопедия  для  любознательных .М. , « Махаон»,  2008.

Интернет  ресурсы: сайты  дошкольного  образования.

(Проводится  в  первой  половине  дня)

Наша  планета – Земля

Воспитатель  читает  стихотворение:

На  этой  планете

Цветы  и  поля,

Моря,  океаны.

Есть  ты  там  и  я.

И  солнечным  светом

Она  вся  согрета.

Встречает  и  зиму

И  жаркое  лето.

Ей  дорог  и  каждый  жучок

И  травинка

И  звери  и  птицы

У  дома  рябинка.

Ты  эту  планету,  как  мать береги

Чудесную  жизнь  её  сохрани!

- Вы  узнали  эту  планету?  (Наша  Земля)

- Как  вы  будете  её  беречь? ( Работа  с  памятками  «Не  убивать  насекомых»,  «Не  разорять  птичьи  гнёзда» , «Не  ломать  ветви  деревьев», « Не  рвать  редкие  растения», «Помогать  взрослым  в  озеленении  территорий», «Помогать  взрослым  в  заботе  о  животных  и  птицах».)

Рассматривание  глобуса. Беседа .

Воспитатель:

Глобус- модель  Земли.  Это  наша  Земля, только  уменьшенная  в  миллион  раз.

-Какие  цвета  вы  видете  на  глобусе?

-Какую  форму  имеет  Земля?

-Как  вы  думаете, кто  увидел  Землю  такой? (космонавты)

- Вы  слышали  о  других  планетах?  Хотите  их  увидеть?

В  добрый  путь!

Подготовка  к  полёту

Подвижная  игра «Стань  космонавтом»

Тренировку  начинаем

На  месте  дружно  зашагаем

Руки  вверх   поднимем  выше

Их  опустим, глубже  дышим

Все  мы  любим  упражненья:

Руки  к  плечам- круговые  вращенья

Раз, два –вперёд, три,четыре-назад

Тренировке  каждый  рад.

Гибкость  всем  нужна  на  свете

Наклоняться  любят  дети:

Раз-  вправо,  два- влево

Пусть  окрепнет  наше  тело

Руки  к  бёдрам,  ноги  врозь

Так  давно  уж  повелось:

Три  наклона  делай  вниз,

На  четыре- выпрямись.

На  тренировке, в  добрый  час

Мы  прыгаем   сейчас

1,2,3,4

Космонавтов  нет  сильнее  в  мире!

Космонавты  готовы !

Что  нам  необходимо  для  полёта? ( космический  корабль)

Моделирование  космического  корабля.

-Придумайте  космический  корабль,  на  котором  будет  комфортно  и  безопасно .

( из  предложенных  материалов – различные  виды  конструктора , наборы  геометрических  фигур  , мягкие  модули  )

Дети  обосновывают  выбор  деталей, дают  характеристики (прочный, надёжный,  с  необходимым  оборудованием)

Одеваем  космический  костюм ( скафандр)

-Что  ещё  необходимо  нам  в  пути? (космическое  питание)

Дидактическая  игра  « Выбери  космическое  питание»

( дети  отбирают  питание  в  специальных  упаковках)

Запуск  корабля

С   использованием  обратного  счёта  10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.Пуск!

В  открытом  космосе

Рефлексия

Включается  космическая  музыка, дети  выполняют  хаотичные  движения  в  невесомости.

- Ребята,  посмотрите  в  иллюминатор

(показ  космического  коллажа)

Что  вы  видете  в  космосе?( звёзды, пролетают  кометы, метеориты)

- Что  это  за  огненный  шар  в  центре?

Это  Солнце  - звезда, основной  источник  тепла  и  света .

Оно  как  лампочка ( дети  подносят  руку   к  включённой  лампочке)

- Что  вы  чувствуете?

- Можно  близко  приближаться  к  солнцу? (нет,  сгоришь)

Парад  планет

Вокруг  Солнца  вращаются  планеты. Солнце  и  планеты  кружат  в  космическом  хороводе,  который  никогда  не  останавливается.

Опыт  «шарики  на  ниточках»

 (Ребёнок -  солнце,  шарик - планета. Ребёнок  кружится,  останавливается - шарик  падает)

Солнце  притягивает  планеты, которые  вращаются  вокруг  неё  по  своим  орбитам.

У  каждой  планеты  есть  собственный  путь

Нельзя  ей поверьте, с  орбиты  свернуть.

Каждая  планета  уникальна.

Давайте  с  ними  познакомимся.

Дидактическая  игра  «Такие  разные»

- На  какой  орбите  орбите  находится  Земля?

Земля  находится  на  таком  расстоянии  от  Солнца,  что  на  ней  достаточно  тепла  и  света  для  жизни.

Эта  планета  нам   всем  дорога

Нам  жизнь  подарила  она.

(Земля , №3)

- Покажите  самую  близкую  к  Солнцу  планету

На  этой  планете  такая  жара

Что  там   оказаться  опасно , друзья

(Меркурий ,№1)

- Покажите  планеты- соседи  Земли

К  планете  Земля  две  планеты  близки

Венера  и  Марс-  вот  соседи  Земли.

(Венера,№2 Марс, №4)

-Покажите  самую  большую  планету

Эта  планета  гордится  собой

Поскольку  считается  самой  большой.

( Юпитер, №5)

- А  какая  планета  самая  необычная?

Планета  кольцами  окружена

И  этим  от  всех  отличилась  она.

(Сатурн,№6)

А  что  за  планета

Зелёного  цвета?

(Уран, №7)

Царь  морской  названье  той  планете  дал

Он  именем её  своим  назвал.

(Нептун ,№ 8)

Гимнастика  для  глаз

Раз -  налево , два  - направо

Три – наверх ,  четыре  -  вниз

А  теперь  по  кругу  смотрим

Чтобы  лучше  видеть  мир.

Дидактическая  игра « Планеты, по  местам»

( Выбирается  ребёнок -  «Солнце»,  на  него  одевается  пояс  с  пришитыми  лучиками  - лентами  разной  длины  с  номерами  планет. У  детей  маски  с  изображением  планет.  «Планеты»  занимают  места  в  соответствии  с  позицией  к  Солнцу,  вращаются)

Кружится  хоровод  планет.

У  каждой  свой  размер  и  цвет.

Для  каждой  путь  определён,

Но  только  на  Земле  мир  жизнью  заселён.

( На  прогулке)

Моделирование  Солнечной  системы

(из  снега)

Дети  катают  снежные  шарики,  соблюдая  соотношение  размеров  Солнца  и  планет. Располагают  их   по  удалённости  от  Солнца.

Подвижная  игра « Солнце  и  планеты»

Выбирается  ребёнок- Солнце,  остальные  дети- планеты. Солнце  в  центре,  планеты  движутся  по  кругу, стараясь  не  наталкиваться  друг  на  друга  и  не  приближаться   близко  к  Солнцу. Если  Солнце  коснулось  планеты -  она  сгорела.

( Проводится  во  второй  половине  дня  в  самостоятельной  деятельности  детей)

Дидактические  игры

« Угадай  планету  по  первой  букве»

«Космические  загадки»

«Зашифрованное  письмо»

Словесные  игры

«Как  зовут  жителей  планеты»

(Земля- земляне,  Марс- марсиане, Юпитер  -  юпитерцы  и  т.д . Дети  прелагают  свои  названия.)

«Какими  ты  представляешь  инопланетян»(описание)

«Послание  на  другую  планету»

Чтение  познавательной  литературы( энциклопедии)

Художественное  творчество ( с  прослушиванием  космической  музыки)

Рисунок, лепка,  аппликация  «Мой  космос».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности Тема: «Нервная система и органы чувств»

Образовательная область: «Познание»Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникацияТип: интегрированноеВозраст: 4-5 летФормы непосредственно образовательной деятельности: дидактическая ...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие солнечного зайчика и капельки"

Конспект итегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП "Солнечные лучики". Первая младшая группа дошкольного возраста.

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербург.     Конспект непосредствен...

Планирование образовательной деятельности по удаленной системе работы

Планирование образовательной деятельности по удаленной системе работы, старшая группа...

Планирование образовательной деятельности по удаленной системе работы

Планирование образовательной деятельности по удаленной системе работы (6-7 лет возрастная группа) 30.03.2020-15.04.2020...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Планеты солнечной системы"

Конспект НОД "Планеты солнечной системы"Цель: активизировать знания об основных небесных телах Солнечной системы, значение солнца для здоровья человека, мерах предосторожности при длительном...

Непосредственно - образовательная деятельность "Планеты солнечной системы"

Конспект "Планеты солнечной системы" будет полезен педагогам ДОУ работающим с детьми старшего возраста. В процессе НОД дети получат представления о планетах Солнечной системы, их особенностя...