Непосредственно - образовательная деятельность "Планеты солнечной системы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ямбарцева Оксана Владимировна

Конспект "Планеты солнечной системы" будет полезен педагогам ДОУ работающим с детьми старшего возраста. В процессе НОД дети получат представления о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения. Научатся ставить перед собой цель и находить пути её достижения, справляться с возникающими трудностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_planety_solnechnoy_sistemy.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект проведения
непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной  группе

  Воспитатель  ГБОУ ООШ №17 г. Новокуйбышевска

с/п «Д/с «Алёнушка»

Ямбарцева Оксана Владимировна

Вид деятельность: познавательно-исследовательская деятельность

Тема «Планеты солнечной системы»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Цель: Формировать  у детей познавательный интерес к изучению космоса, Солнечной системы

Задачи:

1. Расширение системы знаний ребёнка путём включения в неё нового знания, формирование способности ребёнка к освоению нового способа действия.  Дать представления о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения. Развивать умение ставить перед собой цель и находить пути её достижения, справляться с возникающими трудностями;  самостоятельность, инициативность; навыки исследовательской  деятельности.

 («Познавательное развитие»)

2.Совершенствовать диалогическую речь. Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов. («Речевое развитие»)

3.Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в парах, группах, чувство сопереживания и желание помочь. («Социально – коммуникативное развитие»)

4. Развивать двигательную активность и мелкую моторику в ходе физкультминутки(физическое развитие)

Предварительная работа:  чтение сказки «Три медведя», игры «Подбери по цвету», «Найди свой домик

Методы и приемы:

- практические: выполнение физкультминутки, опытов в «Космической обсерватории», заполнение пиктограмм, д\и  «Соедини по точкам», выполнение маршрутов.

- наглядные: видео-презентация «Смешарики в космосе», фото солнечной системы, макет солнечной системы.

- словесные: беседа, вопросы, ответы детей, инструкции, объяснения.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:        ковёр, таз с мукой, шарики разного диаметра, камни; макет Солнечной системы,  картинки планет и солнца с названиями на магнитах,  магнитная доска, костюм астронома, бейджик  «Астроном»,  емкости с сыпучим веществом (подкрашенный речной песок) 3 штуки, пустые емкости 3 шт., салфетки и металлические ржавые предметы,  магниты,  ситечки,  куски льда, презентация «Смешарики в космосе»

Раздаточный: простые карандаши,  листы с изображением орбит и  планет Солнечной системы и задания, на каждого ребёнка картинка с изображением ракеты и цифр от одного до двадцати,  пиктограммы.

Оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор и экран.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Планеты солнечной системы»,  «Повернёмся два раза сейчас»

Коммуникативная

Вопросы, указания, ответы.

Игровая

Игры «Пиктограммы», «Соедини по точкам», «Мы сегодня – я и ты»

Познавательно-исследовательская

Опыты: «Метеориты и метеоритные кратеры», «Состав грунта»

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1

Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: Предлагаю поиграть и за мной всё повторять.

Мы сегодня – я и ты, путешествуем в ночи,

Посмотрите-ка направо,

В небе полная луна.

А теперь посмотрим влево -  

Ярко вспыхнула звезда

Вот комета пролетела,  

В атмосфере вся сгорела.

Посмотрите, кто-то там на ракете мчится к нам.

Поприветствуем скорей, долгожданных мы гостей.

Закрывайте-ка глаза, звёзды посчитать пора.

Я в ладоши буду хлопать.  Вы считать и отвечать.

Сколько звёзд зажглось на небе (хлопаю пять раз)

Сколько?

Посчитай, но не хитри (хлопаю три раза)

Сколько звёзд на небе?

И ещё разок попросим, сколько звёзд на небе? (хлопаю 8 раз)

Конечно ………

Открывайте-ка глаза, всё закончилась игра!

Воспитатель: Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

Воспитатель: Приглашаю вас на островок знаний, располагайтесь по удобнее и внимание на экран -  посмотрите  вот оно звездное небо.

На экране появляется Пин(видео-презентация «Смешарики в космосе»)

«Внимание! Внимание!

Мы отправились в межпланетную экспедицию, но бортовой компьютер сломался,  и мы не  знаем куда лететь и как вернуться на планету Земля. Катастрофа. Помогите  нам,  пожалуйста, проложить маршрут.  Отправляю вам фото Солнечной системы и тексты маршрутов».

Воспитатель: Что произошло?

Что делать?

Воспитатель: А вы сможете?

Дети заходят в зал, встают в круг.

Произносят слова с воспитателем.

Руки поочерёдно вперёд.

Смотрят направо.

Смотрят влево.

Круговые движения руками перед собой.

Смотрят перед собой.

Поворачиваются к гостям, здороваются.

Закрывают глаза.

Считают.

Пять.

Три.

Восемь.

Открывают глаза.

Дети высказывают свои предположения.

(внимание детей переключается на доску)

Дети высказывают своё мнение.

Да.

2

Актуализация знания.

Дидактическая задача:

1)актуализировать знания детей о планетах Солнечной системы.

2)используя метод игрового моделирования закрепить умение ориентироваться на схеме,   находить месторасположения знакомых планет и Солнца.

Воспитатель: Тогда не будем терять время, вот фото Солнечной системы  и задания.

-Рассмотрите фотографии, что вы на них видите?

Воспитатель: Чтобы выполнить маршрут, выберите, кто в вашей команде будет читать задание, кто чертить, а кто помогать и проверять. Ребята, задания разные.  Выбирайте.  

Приступаем к выполнению задания – составлению маршрута  

- Мы видим на фотографиях Солнце, планеты, Землю…

(распределяют обязанности).

(выбирают задание).

(дети пробуют проложить маршрут в соответствии с заданием).

3

Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для знакомства с планетами.

2)формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель: Смогли составить маршрут?

Воспитатель: Приглашаю вас на наш островок Знаний на совет

Что мы знаем?

Воспитатель: Смогли выполнить?

Воспитатель: Почему не смогли выполнить задание?

Воспитатель: Значит, что нам нужно узнать?

- Нет.

(садятся на ковёр)

- Знаем планету Земля, Марс, Солнце. Что надо составить маршруты.

- Нет.

- Не знаем другие планеты и где они находятся.

- Нам нужно узнать планеты.

4

Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с планетами Солнечной системы

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того кто знает»;

Воспитатель: Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать, нам разгадать его поможет вопрос: Где это я могу узнать? Ваши предложения.

(проговариваю с детьми каждое  предложение и находим оптимальный вариант)

Воспитатель:  У кого мы можем узнать о планетах?

Воспитатель:

Что б планеты нам узнать надо встать и движенья выполнять.

Физкультминутка:

Вправо повернёмся два раза сейчас,

правой рукой закроем правый глаз,

левой рукой закроем левый глаз,

 топнем левою ногой.

Топнем правою ногой.

Левая рука вперёд,

правая рука вперёд,

Хлопнем в ладоши 4 раза и откроем  оба глаза.

Теперь два раза налево повернись и в Космической обсерватории окажись.

(пока дети выполняют задания, переодеваюсь в астронома и выставляю атрибуты)

Астроном: Здравствуйте, мои друзья!  Я – астроном. Вы знаете, чем занимается астроном?

Астроном: Зачем искали вы меня?

Астроном:  Хорошо помогу вам.  Нам понадобится макет Солнечной системы(открываю ширму, на столе макет).  Что такое Солнечная система?

Посмотрите на макет, что вы здесь  узнаёте?

(Выставляю на магнитной  доске картинку Солнце.)

Астроном: Что такое Солнце?

Астроном:  Спасибо за подробный ответ. Все планеты движутся вокруг Солнца, каждая по своему пути и называется этот путь – орбита (включаю макет).

Самая первая планета от Солнца  Меркурий. Найдите её, сравните с другими планетами, что можно сказать про Меркурий.

Астроном: А ещё Меркурий  самая быстрая планета в Солнечной системе. Догадались почему?

Астроном: Расположен Меркурий ближе всех к солнцу,  днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь, становится очень холодно,   поверхность покрыта кратерами, а  вы знаете почему?

Астроном:  Предлагаю проверить. Проходите в космическую лабораторию.

Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

Астроном: Поверхность планеты Меркурий  мягкая, покрытая толстым слоем пыли. Представьте, что мука – это поверхность планеты, а камень - это метеорит. Возьмите «метеориты». Метеориты летят в космосе с огромной скоростью и ударяются о поверхность планеты(кидаем камни в таз с мукой). Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты?

Астроном: Ребята, почему образовался кратер?

Астроном: Как называется первая планета Солнечной системы?

 Астроном: На какую по счёту орбиту надо установить картинку с планетой Меркурий?

Астроном:  Найдите на макете вторую планету Солнечной системы, с какой планетой она  похожа по размеру?

Астроном: У планеты Земля есть планета сестра,  Венера называется она.

Это злая планета –  её называют планетой бурь, там бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко, это самая жаркая планета Солнечной Системы. Смешарики прислали нам свои координаты, их корабль находится в опасной близости с планетой Венера. Только выполнив  вычисления можно спасти Смешариков и  изменить курс корабля. Вы сможете?

 ( Дидактическая игра  «Соедини  по точкам»).

Астроном: Все справились, молодцы. Как называется вторая планета от Солнца?

Астроном: На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Венера?

 

Астроном: Рассмотрите макет, найдите третью планету от Солнца.  Узнаёте эту планету?

. Что вы можете рассказать о планете Земля?

 Прекрасно, мои юные астрономы. На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Земля?

Астроном: Найдите на макете четвёртую планету от Солнца. Как называется четвёртая планета?

Астроном: Как вы её узнали?

Астроном: Марс покрыт  красно-оранжевым песком, внутри планеты лёд, там холодно и дуют сильные ветры, на поверхности есть горы, кратеры,  вулканы,

Космический зонд  привез образцы  космического грунта с планеты Марс (Показываю песок) .  

Как узнать состав грунта?

Астроном: Замечательное предложение, проходите в лабораторию (На 3 столах расположены ёмкости с песком, пустые ёмкости,  на отдельном столе магниты, ситечки, ложки, воронки)

Вспомним правила исследования сыпучих веществ.

Астроном: Выберите предметы, которые помогут вам провести исследование грунта. Приступаем к работе.

Астроном: Расскажите, пожалуйста, Что вы обнаружили в космическом грунте.

Астроном: Проведя  исследования, вы обнаружили в грунте большое количество железа и льда (показываю ржавые металлические предметы и лёд). Возьмите салфетки и потрите их о железо, что получилось?

Астроном: Почему?

Астроном: Вы догадались, почему Марс называют красной планетой?

Астроном: Чудесно,  юные астрономы вы удивляете меня!   Грунт  с какой планеты мы с вами исследовали?

Астроном: На какой по счёту орбите от Солнца  находится планета Марс?

 

Астроном:  Посмотрите на макет и найдите пятую планету Солнечной системы.  Называется эта планета Юпитер. Про  неё мы узнаем, если расшифруем пиктограммы.  Юные астрономы работаем в парах, возьмите пиктограммы, присаживайтесь на островок Знаний и приступаем к расшифровке.

Пиктограммы: 1 самая большая планета в Солнечной системе. 2.На планете нет твёрдой поверхности. 3.Там гремят сильные грозы, 4.она состоит из ядовитых газов, 5. жить там невозможно.

Астроном:  На какой по счёту  орбите от Солнца находится планета Юпитер?

- Спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому.

- У  того кто знает планеты. У астронома.

(встают лицом к гостям)

Произносят слова физкультминутки

(повороты вправо)

(закрывают правой рукой правый глаз)

(закрывают левой рукой левый глаз)

(топают левой ногой)

(топают правой ногой)

(левая рука вперёд)

(правая рука вперёд)

(хлопают в ладоши, открывают глаза)

(поворачиваются 2 раза)

(здороваются и высказывают свои предположения).

- Астроном изучает планеты и проводит различные исследования в космической обсерватории.

Дети рассказывают.

(высказывают свои предположения)

- Солнце.

- Это огромная звезда, очень горячая, к нему лучше не приближаться.

- Планета Меркурий  самая маленькая.

- Он движется по первой орбите вокруг Солнца. Орбита Меркурия самая короткая.

(высказывают предположения)

(проходят в лабораторию)

(выполняют указания Астронома)

-  Образовались углубления, ямы, кратеры.

- Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, поэтому образовался кратер.

- Первая планета Солнечной системы называется Меркурий.

(дети называют,  устанавливают на магнитной доске картинку,  вместе проговариваем:  Один - Меркурий)

- С планетой Земля.

- Да, сможем.

(дети выполняют задания)

- Вторая планета от Солнца называется Венера.

- Планета Венера находится на второй орбите от Солнца  (дети выставляют на доске картинку, все считаем: Один - Меркурий, два - Венера).

(Дети высказывают предположения)

(Дети рассказывают)

- Планета Земля находится на третьей орбите от Солнца (дети устанавливают картинку, все считаем, Один - Меркурий, два – Венера, три-Земля)

- Четвёртая планета называется Марс.

- По красному цвету.

Провести исследования.

Дети рассказывают правила.

( Работа в подгруппах. Дети выбирают предметы, проводят исследования)

(Дети рассказывают, как проводили исследования и что обнаружили в грунте).

- Салфетки стали красными.

- Металлические предметы от воды и льда  ржавеют.

- Поверхность Марса  становится красной от ржавчины.

- Мы исследовали грунт с планеты Марс.

- Она находится на четвёртой от Солнца орбите. (Дети выставляют  картинку на доску. Считаем: Один – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, четыре – Марс.)

(работа в парах, дети разгадывают пиктограммы и рассказывают)

- Юпитер находится на пятой орбите от Солнца. (выставляют картинку и считаем: Один – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, четыре – Марс, пять –Юпитер)

5

Включение нового знания (способа действия)  в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи:

1)поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей (моделирование).

2)тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Астроном: Отдохнём и поиграем, что узнали повторяем.

Физкультминутка.

Самый первый,

быстрый самый (бег)

среди планет он самый малый (присесть)

К нему лететь мы не рискнули б

называется ….

Вторая планета  

как злая сестра  

Здесь бури бушуют  

И дуют ветра     (дуют)

Лететь к ней, всем скажем, это не дело.  

Там грозы и жарко - ведь это…  

Третья планета (три пальца вверх)

Она лучше всех (Большой палец вперёд

Здесь птицы поют (изображаем птиц)

И звучит детский смех (смеёмся)

Любим планету мы все - ты и я

Её называем красиво-…

Четвёртая красная планета

По соседству с нами.

И зимой и даже летом  

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори,

Лед не сверху, а внутри.

Мечтает каждый из нас посетить планету …  

В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по  пятой орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.  

В нашей солнечной системе  

Никого крупнее нет.  

Жить на нём нельзя, простите,  

Планета эта зовётся…  

Астроном: О, мои юные астрономы.

Пять планет узнали с вами

Остальные узнаете сами. Как вы думаете,  теперь сможете помочь  Смешарикам?

Астроном: Мне с вами надо прощаться, вам в детский сад возвращаться. До свидания!

А, чтобы в детский сад попасть, на белую полоску надо встать

(Дети выполняют соответствующие движения, в это время снимаю костюм астронома)

Физкультминутка:

 Вправо повернёмся два раза сейчас,

правой рукой закроем правый глаз,

левой рукой закроем левый раз,

 топнем левою ногой.

Топнем правою ногой.

Левая рука вперёд,

 правая рука вперёд,

Хлопнем в ладоши 4 раза и откроем оба  глаза.

Теперь два раза налево повернись и в детском саду окажись.

Воспитатель: Я очень рада снова видеть вас. Где вы были?

Воспитатель: Что вы узнали?

Воспитатель: Что сейчас будете делать?

Воспитатель: Как вы будете его выполнять?

Воспитатель: Приступаем к выполнению маршрутов.

Воспитатель: Справились с заданием?

Воспитатель: Я сфотографирую ваши карты и отправлю их Смешарикам.

(фотографирую). Присядьте на нашем островке знаний, отдохните.

Приглашаю всех на  Островок знаний (ковёр).

На экране появляются Смешарики:

Спасибо, ребята! Мы получили ваши фотографии с маршрутами. Вы нам очень помогли, продолжаем нашу космическую экспедицию, держим курс на Марс!

(палец вверх)

(бег)

(присесть)

(крылья показываем и покачиваемся)

- Меркурий.

(два пальца вверх)

(злое лицо)

(круговые движения руками)

(дуют)

(крылья показываем и покачиваемся)

(топаем ногами. Обмахиваемся руками) – Венера.

(три пальца вверх)

(большой палец вверх)

(изображают птиц)

(смеются)

(за плечи себя обнимаем и показываем руками на ребят и на себя)

- Земля.

(четыре пальца вверх)

(обнять за плечи соседей с двух сторон)

(дрожим, обмахиваемся руками)

(руки вперёд)

( пожать плечами)

(руками показать)

(хлопаем в ладоши)

- Марс.

(изображаем)

(пять пальцев вверх)

(руки на пояс)

(показать круговые движения руками)

(руки вниз)

(знак отрицания)

(руки к груди, помотать головой)

- Юпитер.

- Да.

(дети выполняют соответствующие движения)

- Мы были в космической лаборатории…

- Мы узнали планеты.

- Выполнять задание.

(дети объясняют)

(дети выполняют задание)

- Да.

(дети садятся)

6.

Осмысление

Дидактические задачи:

восстановить в памяти детей то, что делали, что узнали, создать ситуацию успеха.

Воспитатель: Чем мы занимались?

Воспитатель: Кому  мы помогли?

Воспитатель: Почему сумели помочь Смешарикам?

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось?

Где вы испытывали затруднения?

Воспитатель: .Вы смогли помочь Смешарикам, потому что, были внимательными, дружными, получили новые знания о планетах Солнечной системы.  

Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать.

Нам разгадать его поможет: желанье новое  узнать!

Молодцы!

(отвечают)

(рассказывают)

- Потому что мы узнали о планетах.

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по теме:"Солнечная система"

Сценарий непосредственно образовательной деятельности .Направлен на реализацию образовательных задач, формирование интегративных качеств дошкольников. Содержит различные виды детской деятельности....

Непосредственно образовательная деятельность "Солнечная система"

Цель: рассказатьи показать детям Солнечную систему...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в группе детей 6-7 лет "Солнечная система"

Кенспект для педагогов по Познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе. Уточнить представления детей о солнечной системе.Названиях планет их расположении и движении относительно со...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Планеты солнечной системы"

Конспект НОД "Планеты солнечной системы"Цель: активизировать знания об основных небесных телах Солнечной системы, значение солнца для здоровья человека, мерах предосторожности при длительном...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Планеты солнечной системы»

полезный материал для детей поготовительной группы , увидительное потешествие в космос !!!...