Конспект образовательной деятельности "Путешествие солнечного зайчика и капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сёмушкина Оксана Валерьевна

Конспект итегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._kapelka_i_zaychik.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности

в области «Познание»

 «Путешествие солнечного зайчика и  капельки»

(подготовительная группа)

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей в подготовительной группе.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

- развивать интерес к окружающему миру;

- развивать навыки лабораторных опытов;

- развивать внимание; логическое мышление.

Образовательные:  

- познакомить детей со свойствами воды; дать элементарные представления о процессе фильтрации; закрепить знания о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое; учить использовать пословицы и поговорки в своей речи; активизировать и обогатить словарь существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Методы и приемы: познавательно исследовательская деятельность, словесные инструкции и пояснения, использование наглядного материала, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок. Беседа.

Интеграция компонентов содержания:

Область «Познание» - расширение кругозора, закрепление знаний.

Область «Коммуникация» – коммуникативные навыки и умения, обогащение словаря, развитие связной речи.

Область «Социализация» – игровая деятельность.

Предварительная работа: 

Проведение опыта: закрыть один листочек герани бумажным листом. Выучить с детьми стихотворения, потешки, пословицы, которые будут использоваться в ходе образовательной деятельности.

Раздаточный материал: банка с водой, вещества для растворения в воде (соль, сахар), фильтр для очистки воды, кусочки льда.

Демонстрационный материал: глобус; запись звука воды; деревянные щепочки, камешки, пластмассовый катер; слайды «Вода на Земле»; дидактическая игра «Куда спряталась капелька?»; прибор «Ореол».

Ход образовательной деятельности:

Ребенок читает стихотворение В. Берестова «Здравствуй, сказка»

Здравствуй, сказка!

Солнце, дождик приходите,

Детям сказку приводите!

А из тучи – гром, гром

Загоняет в дом, в дом.

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети скорей светлицу,

Расскажи нам небылицу.

Дети: продолжают читать русские народные потешки.

Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей,

Всех добрых людей.

На стене появляется солнечный зайчик: «Привет, привет. Всех видеть рад. Я – зайчик, солнца младший брат. Мне на месте не сидится. Пришел я к вам повеселиться!»

Воспитатель: читает стихотворение Е. Серова

Встало утром Солнышко

И гулять отправилось.

И на нашей улице

Все ему понравилось.

Побежало Солнце

Золотой дорожкой,

И попало Солнце

Прямо к нам в окошко!

Ребенок:

Вместе мы отправились

С Солнцем в детский сад.

Приласкало Солнышко

Сразу всех ребят!

(Солнечный зайчик прыгает ребенку на ладошку, по щеке, в глазки)

Дети говорят пословицы про солнце:

«На солнышко во все глаза не взглянешь»

«Красное солнышко на белом свете черную землю греет»

«Худо лето, когда солнца нет»

«Мешком солнышка не поймать»

«Не светит луча против солнечного луча»

«Солнышко своего света никому не жалеет»

«Что мне золото-светило бы солнышко»

«Вешнее солнышко землю воскрешает»

Воспитатель: Значит, без солнышка и растения не растут?

Опыт: Воспитатель обращает внимание детей на растения: поворачивает растение к детям и убеждаются, что все растения тянутся к свету, к солнцу. С той стороны, где светит солнце, у растений листва гуще, красивее и цвет листочков ярче. Потом дети рассматривают закрытый от света листик герани. Обсуждают, почему он стал жёлтым. Делают выводы.

Воспитатель: Почему сейчас на улице нет зелени?

Дети: На улице нет зелёных листочков на деревьях и нет растений, потому что зима, а зима это холодное время года, мало света, тепла, солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Ребята, помните, мы приносили веточки с улицы и поставили их у нас в группе в водичку. Что тогда произошло?

Дети: Растение ожило, стали появляться почки, а потом и новые зелёные листочки.

Воспитатель: Так же от тепла оживает вся природа. Скоро ранняя весна, а весной  солнце станет активнее, начнёт светить ярче, что вы о нем можете рассказать о солнышке?

Дети:

  1. Больно смотреть на солнышко – оно яркое.
  2. Когда стоишь спиной к солнцу, оно греет спину, а ногам еще холодно.
  3. Когда пригревает солнышко, начинает капать с крыш.
  4. Появляются проталины, под снегом виднеется травка.
  5. Оттепель. Повышается температура воздуха.
  6. Солнышко раньше восходит. День становится длиннее.

Ребенок читает стихотворение А. Фет.

Еще весны душистой нега,

К нам не успела снизойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте.

Сквозь березняк чуть желтеет.

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте.

               Воспитатель: А весной все оживает. Это солнце творит чудеса: тает снег,                  

                бегут ручьи, звенит капель, просыпаются деревья, кусты, цветы. И помогает  

               солнышку вода!

(Солнечный зайчик появляется на глобусе)

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Это наша планета «Земля», только уменьшенная во много раз, модель нашей планеты. Расскажите, почему наша планета голубая?

Дети: Потому что на нашей планете больше воды, чем суши.

(Воспитатель показывает слайды по теме: «Вода и водоёмы». Дети называют, где мы встречаемся с водой (реки, озёра, моря, океаны, ручьи, родники, болота, лужи)

Ребёнок читает стихотворение:

Ключик, ключик родничок,

Чистая волна.

Вечно мира новичок

Звонко бьет со дна.

Воспитатель: Давайте послушаем, как она журчит (звуковая запись журчания воды).

Воспитатель: «Была бы водица – зелень зародится».

(Ребенок: поливает цветок)

Воспитатель: Кому нужна вода?

(Дети вместе с воспитателем составляют схему «Кому нужна вода?»)

Дети: Людям, рыбам, птицам, растениям, животным всему живому на земле.

Воспитатель: Что такое вода?

Дети: Вода – это жидкость, мы слышали, как она течёт, журчит, ею можно поливать цветы.

Воспитатель: Одно из состояний воды – жидкое.

(Воспитатель прикрепляет картинку на фланелеграфе)

Воспитатель: А что я вам раздаю?

(Воспитатель раздаёт детям льдинки в ручки)

Дети: Это лёд.

Воспитатель: Мы подержали его в руках, какими стали ладошки?

Дети: Мокрые. Лёд – это тоже вода, только в твёрдом состоянии.

(Воспитатель прикрепляет ещё одну картинку на фланелеграф)

Воспитатель: А ещё вода может быть паром.

(Воспитатель включает прибор «Ореол» и из него поднимается водяной пар)

Опыт: Воспитатель подносит стёклышко  к пару и на нём остаются капельки. Дети убеждаются, что пар – это тоже вода.

(Выставляется третья картинка на фланелеграф)

Воспитатель: Вот три состояния воды. Давайте вспомним, где мы можем встретить воду?

(Дети перечисляют три состояния воды, глядя на карточки на фланелеграфе)

Воспитатель: Теперь мы с вами отправимся в лабораторию, где будем проводить опыты, а потом расскажем всем, что нового узнали о воде. Подойдите к своим столам, на них стоят баночки с водой, красные коробочки с сахаром, синие коробочки с солью, камушки и щепочки.

Вода – растворитель, в ней всё растворяется. Мне это рассказали солнечный зайчик и его подруга – капелька. Проверим?

Дети: Да.

(Дети высыпают в одну банку соль, а в другую сахар, размешивают. Воспитатель напоминает об аккуратности, по необходимости пользоваться бумажными салфетками)

Воспитатель: Что стало с водой?

Дети: Она осталась прозрачной, а соли и сахара не видно они растворились.

Воспитатель: Это свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. В моей банке вода стала синей, помогите мне ребята!

Воспитатель: Попробуем нашу воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги, вырезанной кругом и сложенной воронкой.

(Воспитатель показывает, как сделать фильтр, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют воду.)

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, всё ли плавает в воде? Давайте посмотрим, какие из данных предметов тонут, а какие нет.

(Воспитатель наливает в посуду воду, и опускает в нее катер, щепки, камушки. Наблюдая за предметами, дети приходят к выводу, что легкие (пластмассовый катер, щепки) плавают по поверхности, а тяжелые (камушки) опускаются на дно)

Воспитатель: Что вы узнали о воде?

Дети: Вода всё растворяет, её можно профильтровать, вода выталкивает лёгкие предметы.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Где спряталась капелька».

Воспитатель показывает слайды, дети отгадывают, где спряталась капелька.

Воспитатель:

Шла у нас до вечера дружная игра.

Но сказало солнышко: «Мне домой пора!»

Завтра утром рано вас будить приду.

Снова будем бегать, и играть в саду.