Главные вкладки

    Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Цобехия Анна Юрьевна

     

    Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному миру природы и воспитания бережного и  положительно-деятельного отношения к окружающему миру. Во время походов расширяется кругозор ребенка, удовлетворяются их познавательные потребности, формируется первичное представление об истории родного города, традициях и культуре народа, живущих в нашем городе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл progulki_pohody.docx18.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».

    Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский  сад № 5 «Чебурашка»  расположен в центре города Новошахтинска Ростовской области. Город наш небольшой. Когда-то был шахтерским. Сад малокомплектный, всего три группы: группа раннего возраста, младше-средняя и старше-подготовительная группы.  По своей специфике детский сад санаторного типа для детей с тубинтоксикацией. Поэтому оздоровлению детей уделяется большое внимание.

    Учитывая то, что приоритетными направлениями работы детского сада являются экологическое воспитание дошкольников и оздоровительная работа, прогулки-походы несут в себе именно эту направленность. А так как мы живем в краю с мягким климатом, то для проведения прогулок, прогулок-походов, целевых прогулок  есть все необходимые условия.

    Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному миру природы и воспитания бережного и  положительно-деятельного отношения к окружающему миру. Во время походов расширяется кругозор ребенка, удовлетворяются их познавательные потребности, формируется первичное представление об истории родного города, традициях и культуре народа, живущих в нашем городе.

    Детей  старшего дошкольного возраста отличает высокая степень самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского сада — в парки, зеленые площадки микрорайона, к водоему.

    Организация круглогодичных прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку (июль-август), регулярное (1 раз в месяц) проведение и овладение детьми определённым объёмом знаний и умений.  

    Обычно прогулки-походы включают в себя следующее (полностью или частично в зависимости от целей и задач, погодных условий, времени года):

    1.     Наблюдение в природе и сбор природного материала;
    2.     Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше, если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);
    3.     Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);
    4.     Подвижные и дидактические игры;
    5.     Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;
    6.     Упражнения на дыхание, игры на внимание;
    7.     Самостоятельные игры детей.

    Каждый поход – это большой праздник для детей, к которому они тщательно готовятся: изучают маршрут, рисуют план, изучают и повторяют  правила поведения, технику безопасности, обсуждают то, что им предстоит увидеть, с чем или кем встретиться.

    Перед проведением прогулки-похода детям сообщается конкретная цель предстоящей деятельности, например: «Сегодня мы идем в парк наблюдать за птицами» или «Будем искать деревья, которые не растут  на нашем участке», «Физкультурное занятие проводим в детском городке» и т. д.

    Важно, чтобы дети не уставали во время похода, насыщать его  разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, конкурсы, соревнования, перебежки в различном темпе и др.

    В содержание прогулок-походов мы включаем только хорошо знакомые детям игры и упражнения.

    После того, как дети переходят в старше-подготовительную группу определенное время отводится для подготовки детей к прогулкам-походам:  проводятся беседы, игры,  на которых дети получают необходимые знания о туристах и предстоящих походах. Словарь детей обогащается: поход, турист, привал, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта и т. д.

    Для того, чтобы у детей развился стойкий интерес к данному виду прогулок и для закрепления приобретённых умений и навыков проводятся спортивные игры-развлечения (эстафеты) на участке детского сада.

    В организации и проведении прогулок-походов участвует не только воспитатель, но и инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Иногда к проведению таких походов-прогулок мы привлекаем родителей.   Прогулки-походы проводятся в первую половину дня за счёт времени, которое отводится на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, а также берется время наблюдений экологических занятий. Время, затраченное на проведение прогулки-похода, позволяет   детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.

    Всегда в поход стараемся брать фотоаппарат, чтобы оставить память о самых интересных моментах.

    Так, как я уже говорила выше, наш город небольшой, то и время движения до мест прогулок-походов затрачиваем не много.

    Предлагаем примерную структуру проведения прогулки-похода.

    1.          Сбор детей и движение до назначенного места прогулки-похода (15-25 минут).

    2.          Остановка, привал (5-10 минут по необходимости, если цель прогулки находится дальше 25 минут движения).

    3.     Природоведческая деятельность – если  соответствует  цель прогулки-похода (15-20).

    4.          Комплекс игр и упражнений – физкультурное занятие (25-30 минут).

    5.          Самостоятельная деятельность детей (10-20 минут).

    6.          Сбор детей и возвращение в детский сад (15-25 минут).

    Воспитателю или специалистам следует тщательно продумать, какой инвентарь необходим для проведения игр, для сбора природного материала, для наблюдений.  

    Инструкции по охране жизни и здоровья детей.

    1. Маршрут должен быть тщательно изучен.
    2. Перед проведением прогулки-похода по возможности еще раз проверить маршрут на наличие опасных предметов.
    3. В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых (по возможности привлекать родителей).
    4. Во избежание перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать времени года и состоянию погоды.
    5. Не забывать о головных уборах в солнечную погоду.
    6. Всегда брать с собой аптечку, хорошо знать ее содержимое и уметь им пользоваться в случае необходимости.
    7. При переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.
    8. Использовать специальные флажки при переходе через улицу.
    9. В походе использовать бутилированную питьевую воду, одноразовые стаканчики.
    10. Использовать  средства против укусов комаров, мошек, разрешенные Минздравом РФ.
    11. Следить за правильной организацией режима двигательной активности детей.

    Система проведения прогулок-походов.

    Цель: формирование потребности в двигательной деятельности, воспитание интереса к здоровому образу жизни и окружающему миру.

    Задачи:

    - развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость);

    - обогащение знаний детей об окружающем;

    -  воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость);

    - воспитание нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь);

    - воспитание волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать),

    - формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья);

    - воспитывать желание изучать окружающую природу и не наносить ей вреда;

    - охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении»

    В последнее время результаты медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, увеличении числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе...

    СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

    Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему усло­виями жизни и воспи...

    Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях

    Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению  качества предоставляемых населени...

    Современный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

    Система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой,  отвечающей социальным запросам родителей и повышающим качество дошкольного образования. ...

    СТАТЬЯ "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

    В статье раскрыт вопрос здоровьесберегающих технологий: задачи, этапы работы,цель, виды и использование в режиме дня......

    Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях ДОО

    Обобщенный педагогический опыт представляет собой систему работы с детьми старшего дошкольного возраста обучению дошкольному туризму. В процессе работы были систематизированы основные методы и ме...

    Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях ДОО

    Обобщенный опыт предполагает систему работы по обучению старших дошкольников элементам туризма. В процессе работы были систематизированы основные методы и методические приемы, которые наиболее эф...