Главные вкладки

    Занятие опытно-экспериментальная деятельность с водой
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Кузнецова Екатерина Геннадьевна

    Занятие опытно-экспериментальная деятельность "Вода - волшебница!!"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_voda.docx27.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №13»

    Конспект НООД

    На тему «Волшебница вода»

    Образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, здоровье, физическая культура, социализация.

    Воспитатель: Кузнецова Е.Г.

    Ефремов – 2013

    Задачи:

    познание -  познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, не имеет вкуса, цвета, запаха, собственной формы, принимает форму того сосуда, в который налита, вода – жидкость); познакомить с тремя состояниями воды: жидкость, пар, лед.

    социализация – обогащать игровой опыт детей: учить обыгрывать сюжеты на основе полученных впечатлений, совершенствовать умение объединяться в игре, согласовывать свои действия с партнерами.

    коммуникация – пополнять и активизировать словарь дошкольников (жидкость, жидкая, течет, растекается, наливается и т.д.); совершенствовать умение поддерживать диалог, отвечать на вопросы воспитателя, аргументировать свою точку зрения; развивать умение рассуждать, делать выводы.

    безопасность – продолжать знакомить детей с ситуациями, угрожающими их здоровью и правилами безопасного поведения в них (горячая вода может попасть на кожу и обжечь, нельзя близко подходить к кипящему чайнику или кастрюле и т.д.).

    здоровье – применение здоровьесберегающих технологий: адекватные возрасту методы (игра), частая сменяемость видов деятельности, предупреждающая утомляемость детей.

    физическая культура – совершенствовать двигательные умения и навыки дошкольников (легкий бег на носочках змейкой, врассыпную и т.д.).

    Предварительная работа: наблюдения во время прогулок (сосульки, лед, капель, лужи и т.д.), беседы, рассматривание иллюстраций по теме, исследовательско-экспериментальная работа  в мини-центрах с водой, просмотр обучающих мультфильмов «Путешествие капельки», «Знакомая незнакомка вода».

    Материалы: куклы: Капелька, Льдинка, Паринка; по два стаканчика разной формы, чайные ложечки, по две формочки для заморозки льда, цветные бусинки, салфетки, баночки с гуашью на каждого ребенка; трехлитровая емкость для наливания горячей воды, зеркалье, термос с горячей водой; мультимидийная установка (ноутбук, проектор, экран), презентация «Вошебница ВОДА», аудиозаписи мелодий: Вивальди «Времена года: Зима»; мелодии из альбома «Классика для малышей».

    Ход НООД:

    Вводная часть

    Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласили в гости три замечательные сестрички. Хотите пойти к ним в гости и познакомиться с ними? Но, тогда сначала давайте вспомним, как же нужно вести себя в гостях? Правильно, не шуметь, быть вежливыми, внимательными, добрыми. Молодцы! Ну что же, отправляемся!

    Подходят к домику. Стучим.

    На ширме появляются Капелька, Паринка, Льдинка, ругаются.

    -Нет, я главная!

    - Нет, Я!

    - Ага, а я что же? Хуже вас что ли? Я тоже главная!

    - Ах, так! Сейчас я тебя!

    Дерутся.

    Воспитатель: Здравствуйте! Что случилось? Почему вы ругаетесь?

    Капелька:  Здравствуйте! Вот никак мы решить не можем, кто из нас старше и главнее.

    Представляются:

    - Я Капелька воды.

    - Я Льдинка.

    - Я Паринка.

    Паринка: Мы – родные сестры, никак не разберемся, кто из нас старше и главнее!

    Воспитатель: Сестрички? Что-то не похожи вы на сестричек. Сестрички – они похожи друг на друга, а вы такие разные!

    Капелька: Как же вы можете так говорить. Вы же совсем нас не знаете!  

    Воспитатель: Ребятки, хотите больше узнать про сестричек, поближе с ними познакомиться? Хотите помочь помирить наших подружек? Мы поможем, вам сестрички, и разрешим ваш спор – кто из вас старше и главнее. Для этого нам надо поближе познакомиться с вами.

    Дети: Да, мы согласны!

    Воспитатель: Давайте тогда сначала познакомимся с первой сестричкой – Капелькой. Проходите, садитесь за столики.

    Основная часть.

    Опыт №1.

    Два стакана. Один с водой, один пустой. Формочки для замораживания льда и бусинки, ложечки, баночки с гуашью.  

    Воспитатель: Ребята, что в стаканчике?

    Дети: Вода.

    Воспитатель: Правильно, капельки воды, вода. Давайте поближе познакомимся с ней. Какая она? Давайте понюхаем сначала. Чем пахнет вода?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  Вода не имеет запаха. Она ничем не пахнет. А как вы думаете, вода имеет вкус? Давайте попробуем, имеет она вкус?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  Правильно, вода не имеет вкуса.

    А теперь посмотрите, какие у меня есть красивые колбочки. У них разная форма: шарообразная, конусообразная, цилиндрическая. Как вы думаете, если я сейчас перелью воду в них, она сохранит форму, или примет форму того сосуда, в который будет она налита?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Давайте проверим, проведем эксперимент, нальем воду в эти колбы. Ну что, какой вывод мы можем сделать?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Правильно, вода принимает форму сосуда, в который налита, она не имеет своей формы.

    А теперь и вы перелейте воду в другой стаканчик.  Какая вода?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  Правильно, жидкая, текучая. Вода – это жидкость. А как вы думаете, если мы сейчас перельем немножко водички в эту формочку и положим в холодильник, там, где холодно, что с ней будет, как вы думаете?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Правильно – она замерзнет. Хотите проверить?

    Дети: Да!

    Воспитатель:  Давайте перельем немножко водички в формочки и бросим в каждую бусинку, поставим на поднос, а Наталья Викторовна унесет их и поставит в холодильник. Когда пройдет немножко времени, она принесет их обратно, и мы с вами увидим, что же с ней произойдет.

    Воспитатель: Ребятки, кто скажет, какого вода цвета?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  Правильно. Давайте проведем опыт. Посмотрите, если мы поставим в стаканчик ложечку, видно ее?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Да видно. Какой вывод мы можем сделать?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Правильно, значит, чистая вода не имеет цвета, она прозрачная. А давайте немножко ее покрасим. (Добавляется немножко гуаши, размешивается ложечкой). Посмотрите, теперь вода  не прозрачная и ложечки не видно. Какой вывод мы можем сделать?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  Чистая вода прозрачная, не имеет цвета, но ее легко можно окрасить.

    Воспитатель: Вот так, Капелька, мы теперь много о тебе знаем. Ребята, давайте перечислим все, что мы узнали о капельке.

    Дети:  Вода жидкая, прозрачная, не имеет вкуса, формы, запаха.

    Опыт №2.

    Воспитатель: Ну, вот, пришло время познакомиться со второй сестричкой – Паринкой.

    Давайте пройдем к этому столу. На столике трехлитровая банка. 

    Воспитатель: Ребята, а какой станет вода, если ее нагреть?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Правильно, горячей. Вот здесь в термосе у меня есть горячая вода. Хотите посмотреть? Ребята, я покажу вам ее, если мы будет соблюдать правила безопасности! Горячая вода – опасна для нас с вами! Кто скажет, чем же она для нас опасна?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  Правильно, если неаккуратно обращаться с ней и пролить ее, она может попасть на кожу и очень сильно обжечь. Поэтому с горячей водой нужно быть очень осторожным! Отойдите на полшага назад. Стойте спокойно! Горячая вода наливается в банку. 

    Воспитатель: Посмотрите, что вы видите?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Правильно, пар. Какой он, ребята?

    Дети:  Легкий, воздушный. Пар – это газообразная вода. 

    Воспитатель: Правильно. А откуда пар взялся?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  Ребята, вода – волшебница, когда ее нагревают – она превращается в пар. А если пар снова охладить, он снова обратно превращается в воду. Смотрите, я сейчас положу на горлышко банки зеркальце. Пар поднимается вверх, остывает и на зеркальце нашем что появилось? Правильно, капельки воды. Пар снова превратился в воду. Действительно, Капелька и Паринка сестрички! У них одна мама – вода!

    Воспитатель: Ребята, какой пар?

    Дети: Легкий, воздушный.

    Воспитатель: Как появляется водяной пар?

    Дети: Когда нагревается вода, она превращается в пар!

    Воспитатель: Давайте сядем на корточки, изобразим руками волны. Мы с вами капельки воды. Вода жидкая, течет, разливается. А теперь пригрело солнышко, водичка нагревается и испаряется, мы встаем, поднимаем руки вверх, легко покачиваем ими. Мы теперь легкие воздушные паринки. Молодцы!

    Воспитатель: Ну вот, мы и познакомились со второй сестричкой.

    А теперь пришло время поближе познакомиться с третьей сестричкой – Льдинкой. Вернемся обратно за столики.

    Опыт №3.

    Воспитатель: Посмотрите, Наталья Викторовна, уже принесла наши формочки. Давайте посмотрим, во что превратились наши капельки воды.

    Ответы детей.

    Воспитатель: Правильно. В льдинки. Давайте рассмотрим их. Какого они цвета?

    Дети: Прозрачные. Лед прозрачный, потому что, лед – это вода, а вода тоже не имеет цвета. Внутри видно бусинку.

    Воспитатель: Правильно! Давайте возьмем ложечку и постучим по ним ложечками. Какие они, твердые или мягкие?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  Правильно, твердые. Ребята, внутри льда бусинки. Как же нам достать их?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Правильно, давайте возьмем их в руки, согреем льдинки своим дыханием. Что же произошло с льдинками?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Правильно, они растаяли и превратились во что?

    Дети: Обратно в воду!

    Воспитатель: Возьмите салфетки и вытрите ваши ручки.  Вот какая вода волшебница!

    Воспитатель: Ну вот, ребята, мы выяснили, что Льдинка – третья сестричка – это замерзшая вода. Лед какой?

     Дети: твердый, прозрачный, тает от тепла.

    Воспитатель: Все это: Капелька, Паринка, Льдинка – родные сестрички! Почему?

    Дети: Потому что все  это – ВОДА!

    Воспитатель: Все они равны, и им не стоит ссориться. У них одна мамочка – ВОДА!

    Воспитатель: Как хорошо! Ребята, теперь мы можем помирить сестричек! Поскорее пойдемте к ним, и расскажем им, что все они равны, потому что каждая из них это – ВОДА! А лучше  просто расскажем, но и покажем. Давайте поиграем в игру.

    Подвижная игра «Превращения».

    - Когда вода замерзает. Она превращается в лед и становится твердой. Давайте прижмемся к друг другу крепко-крепко, как будто мы замерзли, станем крепким твердым кусочком льда.

    - А теперь выглянуло солнышко, потеплело, и наша льдинка превратилась в воду. Давайте возьмемся за руки и походим змейкой, как ручеек бежит весной. Вода жидкая, текучая, нам весело!

    - А теперь солнышко пригревает все жарче и жарче, вода нагревается и превращается в пар. Превращаемся в легкие воздушные паринки, отпускаем ручки и разлетаемся, свободно побегаем на носочках, как легкие капельки водяного пара!

    - Молодцы! А теперь давайте присядем на ковер и посмотрим на экран.

    Просмотр мультимедиа.

    Воспитатель: Вода – самое удивительное вещество! Она настоящая волшебница! Во что она умеет превращаться?

    Ответы детей: жидкость, пар, лед.

    Воспитатель: Правильно, вода  бывает  жидкой, как наша Капелька, умеет превращаться в твердый лед и легкий воздушный пар.

    Воспитатель: Когда вода жидкая, как наша Капелька, какая она?

    Ответы детей: не имеет запаха, цвета и вкуса; льется, течет, перетекает и т.д.

    Воспитатель: Когда вода превращается в лед, какая она становится?

    И т.д. Все сопровождается показом презентации.

    Воспитатель: Ну вот, ребятки узнали, что вы самый настоящие родные сестрички. У всех у вас одна мама – вода! И вам не стоит ругаться и ссориться – вы все равны!

    Сестрички: Спасибо вам ребята, что помирили нас! Теперь мы всегда будем дружны и никогда не будем ссориться!

    Капелька: Нам так понравилось дружить с вами! Я хочу пригласить вас в  следующий раз в веселое путешествие со мной и вы узнаете много интересного о том, как я путешествую в природе. Хотите?

    Льдинка: А я приготовила вам сюрприз! Сладкие конфеты-сосульки!

    Паринка: До свидания, друзья!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспекты занятий опытно-экспериментальной деятельности

    опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

    Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"

    Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

    Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль»

    Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с...

    Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

    Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

    Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода и чудеса из снега"

    Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода и чудеса из снега" во второй младшей группе. Опыты для детей с использованием воды и снега....


     

    Комментарии

    Серегина Татьяна Сергеевна

    Очень интересное занятие, спасибо!

    Кузнецова Екатерина Геннадьевна

    Рада, что Вам понравилось!Я всегда публикую только те конспекты, которые написаны мною лично. К сожалению, очень часто нахожу их потом у других людей на страницах без указания автора. Надеюсь все же, что мои работы, написанные от начала и до конца мною самой, были им полезны.