Конспект непосредственно- образовательной деятельности. (Познание) Тема: "Экскурсия по лесной полянке".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кшуева Алена Анатольевна

 

Данная тема всегда вызывала и вызывает интерес у маленьких исследователей. Благодаря занятию ребёнок может окунуться в мир самых маленьких обитателей нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность. (Познание)

 Тема: "Экскурсия по лесной полянке". 

Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».  Познакомить детей со строением тела насекомых. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа. Продолжать упражнять в составлении предложений с использованием союза потому - что.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать  любовь к природе и доброе отношение к маленьким соседям по планете.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать общую моторику, координацию. Развивать зрительную и слуховую память.  Развивать  ВПФ и познавательную активность детей через экспериментальную деятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением насекомых,  игрушки насекомых,  манка,  рукавицы, цветы, ноутбук,  лепестки цветика – семицветика (белые и цветные), увеличительные стекла.

Предварительная работа. Заучивание стихов о насекомых, отгадывание загадок,  наблюдения, чтение сказок  К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка  с изображением насекомых, рассматривание  игрушек, картинок.
Ход занятия:

Организационный момент.

(Дети входят в группу, встают около воспитателя).

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие   на лесную полянку.

Физ. минутка «Мы к лесной полянке шли»

 «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветки и  пенечки.

Кто так  ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

(Дети выполняют упражнение на ковре).

Основная часть:

Дети  (Подходят к ковру  на котором цветы ).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. (Раздается звонок телефона).

-Ой, нам пришло СМС-сообщение. Интересно, от кого  оно? Письмо от Старичка-Лесовичка.

(Воспитатель читает письмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята!  У меня был удивительный цветочек «Цветик-семицветик» и друзья-насекомые,  но  меня настигло ненастье.  Лепестки цветка потеряли окраску, а насекомые все разбежались. Помогите мне,  пожалуйста! Верните прежний цвет лепесткам и отыщите насекомых. А для этого надо выполнить  задания, я один не справлюсь».

Поможем  Лесовичку, ребята?

Дети: Да.

(Воспитатель обращает внимание  детей на    бесцветный цветик-семицветик (на фланелеграфе),  с заданием на каждом лепестке)).

Задание I «Отгадать загадки».

(Воспитатель  читает задание на первом лепестке . По мере отгадывания идет показ слайдов с изображением насекомых)

1 Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.

2 С утра жужжу,

Цветы бужу.

Кружу-кружу,

Мед вожу.

3 Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.

4 Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?

5 Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.

6 На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

7 Не летаю, не жужжу.
На малине я сижу.
Гладок я, с зеленой спинкой.
Ты не съешь меня с малинкой!

8 В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий — весь день хлопочет,
Дом повыше построить хочет.

9 Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает?

10 Ниток много-много, 
А в клубок не смотает, 
Одежды себе не шьёт,
А ткань всегда ткет

11 Желтая тельняшка
Летает над ромашкой.

12 Это что за вертолет
Отправляется в полет
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями?

13 По дорожке лезут рожки -
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко —
Рожки спрятались опять.

13 Самого не видно, а песню слышно; 
Летит, пищит, случай не упустит: 
Сядет и укусит

14 Не жужжу, когда сижу, 
Не жужжу, когда хожу, 
Не жужжу, когда тружусь, 
А жужжу, когда кружусь

15 Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы

16 Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят

17 Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку ..

Воспитатель: Муравей, комар, жук, пчела, кузнечик, стрекоза  – как назовём общим словом?

Дети: Насекомые.

Молодцы, ребята, справились с первым заданием. (Меняет цвет лепестка).

Задание 2  Д/и «Найди насекомое».

Воспитатель. Пройдите на   лужайку, и посмотрите, кто спрятался под цветочком.

(На ковре  лежат  цветы, под ними по одному насекомому).

-Кого из насекомых вам удалось найти?

Ответы детей.

-Ребята, насекомые  очень  мелкие  и их очень трудно рассмотреть,  я предлагаю вам рассмотреть их с помощью увеличительного  стекла. Дети рассматривают 2 насекомых. Называют насекомое и его части.

Воспитатель: Молодцы! Справились со вторым заданием.

(Меняет цвет лепестка).

Задание 3  Д/и «Собери целое из частей»

Воспитатель:  В волшебной коробочке лежат  части целой картинки. Возьмите по одной части насекомого.

А  теперь назовите, какая часть тела у вас в руках? ( Ответы детей).

Посмотрите внимательно, и соберите картинку.

(Дети, подходят к столу и собирают картинку).  

Какое насекомое вы собрали?

Ответы детей.

Правильно, кузнечик. Его еще называют «Чемпионом по прыжкам». Так как у него мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается. Ребята, а кто знает, где у кузнечика уши?

Представьте себе – на ногах. Вот такое удивительное насекомое, кузнечик.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием.

(Меняет лепесток).

Задание 4 Физминутка «Сороконожка»

Читает четвертое задание.

«Изобрази сороконожку»

Шла сороконожка.  По сухой дорожке.

( дети идут ритмичным шагом,  слегка пружиня)

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

Ой, промокнут сорок лап!

( дети останавливаются и приседают.)

Насморк  мне не нужен

Обойду я лужи!

( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Грязи в дом не принесу,

Каждой лапкой потрясу!

( дети останавливаются, трясут одной ногой),

( трясут другой ногой).

И потопаю потом

- Ой, какой от лапок гром!

( дети топают ногами)

Воспитатель: Молодцы ребята! Все правильно изобразили сороконожку.

(Меняет цвет лепестку).

Задание 5  Игра «Кто лишний?».

 Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:  Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель: И с этим заданием справились .

(Меняет лепесток).

Задание 6  Дид. игра  с мячом «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая).

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие).

Гусеница ползает, а бабочка…(летает).

Пчёлы летают, а паук…(ползает).

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка…(нет).

Пчёлы живут в ульях, а муравьи…(в муравейнике).

 Бабочка питается нектаром цветов, а паук…(мухами…).

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

(Меняет лепесток).

Задание 7 «Какие насекомые больше переносят пыльцу»

Воспитатель берет следующий лепесток.

Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик?

Ответы детей.

Давайте проведем эксперимент.

- У меня есть волшебные рукавички, одна гладкая и блестящая, вторая – пушистая, ворсянистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых,

надев мохнатую  превращаешься в шмеля, а надев гладкую – в кузнечика.

- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.

- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку.

- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?

- Вот для чего некоторые  насекомые покрыты ворсинками.

-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Вот и последний лепесток приобрел цвет.

(Появляется Старичок-Лесовичок).

Лесовичок.  Какие  вы молодцы. Вы помогли  мне справиться с заданиями и вернули прежний цвет лепесткам  цветику-семицветику.  И подарю я вам всем подарки.

Итог занятия

-Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?

Ответы детей.

- А мне сегодня понравилось какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли  задания.

-Молодцы, спасибо вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе "На лесной полянке"

Конспект   в средней группе познавательно-исследовательской деятельности охватывает обучающие,развивающие и воспитательные задачи.НОД проходит в игровой форме, с музыкальным сопровождением.что до...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество. Лепка "Зайчики на полянке" в средней группе.

Этот конспект предполагает развитие творческих способностей детей, творческого воображения и восприятия; тренирует моторику рук, воспитывает экокультуру и желание работать в коллективе. Через игровую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы "Чудо-полянка"

Данный материал позволяет развивать умение создавать разнообразные художественные образы из природного материала, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира; закреплять знания о правилах пов...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие на лесную полянку»

Конспект организованной образовательной деятельности  по ФЭМП   «Путешествие на лесную полянку»  для детей второй младшей группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе "Волшебная полянка"

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений), «Социализация», «Чтение художественной литературы», ...

Конспект регламентированной образовательной деятельности по речевому развитию «На лесной полянке»

Конспект регламентированной образовательной деятельности по речевому развитию «На лесной полянке»Цель: развитие воображения и творческих способностей детей, активизация речи.Зада...