Ягоды
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

 

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurkan_ievleva_-_statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

Куркан Т.А.

Иевлева Н.А.

С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в детском саду изменились и требования к образовательному процессу. Вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребёнка (физические, личностные, интеллектуальные). Причём их формирование должно происходить во время образовательного процесса, построенного на адекватных возрасту формах работы.

Появилось и такое понятие как непосредственно образовательная деятельность. «Занятие», как форма обучения ушло далеко в прошлое. Весь образовательный процесс осуществляется в течение дня, в разные режимные моменты. Но начало непосредственно образовательной деятельности (далее НОД), всё равно предполагает некую организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, создание интересных ситуаций и эмоционального настроя, установки на предстоящую деятельность. В ходе такой деятельности осуществляется индивидуализация обучения (советы, напоминания, показ и минимальная помощь).

Хочется отметить, что при организации НОД уже нет руководства взрослого, как было при проведении занятия, а только совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка. Педагог в процессе такой работы только создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг определённого результата.

Не следует путать НОД с игрой, так как в игре ребёнок в большей степени овладевает способами общения, а НОД должна носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность в процессе познания.

Безусловно, НОД необходимо проводить в системе, обязательно опираться на жизненные ситуации, тогда эта деятельность найдёт своё продолжение и дальше, в течение дня в разные режимные моменты. Педагогам, планируя такую деятельность, необходимо подобрать такой материал, так продумать содержание, чтобы всё предстоящее вызвало у детей удивление и восторг.  Конечно, при этом необходимо учитывать возраст детей, приём, который подходит именно для данной возрастной группы.

Увлекаясь интересным процессом, дети сами того не замечая, будут планировать, искать пути решения, доказывать происходящее. Педагог в такие моменты хвалит детей за усердие, желание выполнять эту работу, активизирует положительные эмоции. В ходе НОД педагог видит всю работу детей, чтобы в конце, проанализировать результативность, освоение детьми программных задач, и наметить перспективу дальнейшей деятельности.

В ходе НОД полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс осмысленным, интересным для детей и будет способствовать эффективности развития.

Предлагаем пример НОД, образовательная область «Познание», тема «Ягоды», для детей средней группы.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Интеграция образовательных  областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество».

Цели деятельности педагога:

Закрепить знания о ягодах;

Учить классифицировать ягоды по месту произрастания (садовые, лесные);

Познакомить с ядовитыми ягодами;

Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться;

Вызвать интерес к созданию композиции, развивать творческое мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:  зрительный тренажёр, сенсорно – дидактический крест, корригирующие дорожки, звукозапись (звуки леса), иллюстрации с изображением садовых, лесных и ядовитых ягод, игрушка (медведь), вырезанная из бумаги большая корзина, салфетки, клей, кисти.

Планируемые результаты развития интегрированных качеств: ребёнок задаёт вопросы взрослому, способен самостоятельно действовать, называет названия ягод, проявляет интерес к различным видам детской деятельности,  проявляет любознательность, может участвовать в беседе, бережно относится к природе, подчиняется правилам игры.

Ход:

- Ребята, вы хотите сегодня пойти на экскурсию? Предлагаю сначала пойти в сад, а потом в лес. Пойдём мы с вами по дорожке, а  чтобы не сбиться с пути, проследим наш путь по карте.

Упражнение «Зрительный тренажёр»

-Посмотрите внимательно на карту. Сначала мы пойдём наверх, потом вниз, затем мы с вами отправимся по большому овалу, потом по маленькому. Наше путешествие будет не только по прямой дорожке, мы будем петлять и,  наконец, вернёмся в детский сад. Вы согласны на такой путь? (да). Тогда пойдём в сад.

-А, вы знаете,  что растёт в саду? (фрукты, ягоды, цветы).

-Давайте  с вами пойдём и посмотрим, какие ягоды растут в саду.

      Ягоды – это крыжовник, клюква, черника, брусника,

      Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника.

(Дети с воспитателем подходят к сенсорно-дидактическому кресту, на котором расположены ягоды,  которые растут на дереве).

- Я загадаю вам загадки, а отгадки вы  сможете найти на картинках.

         Родилась она зелёной,

         На цветущей белой кроне,

         А потом росла, краснела

         Как созрела - посинела (слива).

-Правильно, слива, молодцы. А как вы думаете, где растёт слива на дереве или на кустарнике? (ответы детей)

-Правильно, на дереве.

- Послушайте ещё одну загадку.

     Была зелёной, маленькой,

     Потом я стала аленькой,  

     На солнце почернела я,

     И вот теперь я спелая. (вишня).

-Правильно. вишня, молодцы. А где растёт вишня, на дереве или на кустарнике? (ответы детей)

-Правильно, на дереве.

-И ещё одна загадка.

     Варенье солнечно, как юг,

     На пирожки с повидлом - спрос

     В сушёном виде он – урюк,

     А в натуральном (абрикос)

-Правильно, абрикос, молодцы. А где растёт абрикос на дереве или на кустарнике? (ответы детей)

-Правильно, на дереве.

-А сейчас мы пойдём дальше и посмотрим, какие ягоды ещё растут в саду.(Дети с воспитателем подходят к экологическому панно, на котором вывешены картинки с изображением ягод, которые растут на кустарниках).  

-Я вам сейчас ещё загадаю загадки, а ответы попробуйте найти  на картинках.

       Из него варенье-

      Словно изумруд

     Виноградом северным

     Ягоды зовут.( крыжовник)

-Правильно, крыжовник. А где растёт крыжовник на дереве или на кустарнике? (ответы детей)  

-А вот ещё загадка.

    Она бывает разной:

     Чёрной, белой, красной

     Из неё для ребят

     Готовят мусс и мармелад (смородина)

-Правильно, смородина.  А где растёт смородина на дереве или на кустарнике? (ответы детей)

-Послушайте ещё одну загадку.

     На шнурочке - стебелёчке

     Сладких ягод груда -

      На большое блюдо (виноград).

Правильно, виноград.  А где растёт виноград на дереве или на кустарнике? (ответы детей)

- И ещё одна загадка.

     Красненькая матрёшка

     Беленькое сердечко (малина).

-Правильно, малина.  А где растёт малина на дереве или на кустарнике? (ответы детей).

-Как называются ягоды, которые растут в саду? (садовые)

-Ребята, давайте  поиграем  в игру, которая называется «Где что растёт?» Сейчас возьмёмся за руки и сделаем круг, ведущий будет  бросать мяч и называть ягоду, а вы будете бросать мяч обратно, при этом  говорить, где растёт ягода, на кустарнике или на дереве.

(Проводится игра)

- Молодцы, ребята, вам понравилось играть?

А  вы знаете, что все ягоды очень полезны, их можно кушать в свежем виде, потому что в них содержатся витамины, и полезные для организма вещества.

-А вы знаете, какие блюда можно приготовить из ягод? (ответы детей)

-Правильно, варенье, сок, компот, кисель.

-Вы хотите ещё поиграть? (ответы детей).

-Игра называется «Какой? Какое?»

Сок из клубники (какой?) - клубничный.

Варенье из смородины (какое?)- смородиновое.

Компот из сливы (какой?)- сливовый.

Кисель из вишни (какой?) - вишнёвый.

Варенье из крыжовника (какое?)- крыжовниковое.

Сок из малины (какой?) - малиновый.

-Дети, ягоды растут не только в саду, но ещё и в лесу. Сегодня мы собирались после путешествия в сад пойти в лес  и посмотреть, какие ягоды растут в лесу? (ответы детей).

-Но чтобы пойти в лес, нам предстоит пройти по волшебным дорожкам. (Звучит музыка. Дети идут по корригирующим дорожкам).

-Кто сможет описать свой путь по волшебным дорожкам? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили, что вы действительно шли по лесу.

Дети делятся впечатлениями: кто-то представил себе ручеёк, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом.  

Вот мы с вами и в лесу.

(По углам расположены картинки с изображением ядовитых ягод)

-Ребята, посмотрите, по пути нам попадаются ягоды, это вороний глаз и волчьи ягоды, но эти ягоды нельзя трогать руками и кушать,  потому что эти ягоды ядовитые. Если их съесть, то можно отравиться. Поэтому в лесу нельзя пробовать и трогать незнакомые растения, ягоды.

(Подходим к столу, на котором расположены картинки с изображением лесных ягод).

-Дети, послушайте загадки и постарайтесь найти отгадки на картинках.

     Я капелька лета на тоненькой ножке,

     Плетут для меня кузовки и лукошки,

     Кто любит меня, тот и рад поклониться

     А имя дала мне родная землица. ( земляника)

-Правильно, земляника.

-Послушайте ещё одну загадку.

В сенокос – горька,

А в мороз, сладка,

Что за ягодка? (калина).

-Правильно, калина.

- И ещё одна загадка.

В лес  уходили

Здоровыми были,

А вернулись обратно

В синяках и пятнах

Не дрались, не падали

Собирали ягоды (черника).

-Правильно, черника.

-Ребята, отгадайте, какую ягоду собирает медведь в лесу? (малину)

-Малина растёт не только в саду, но ещё и в лесу.

-Как можно назвать ягоды, которые растут в лесу? (лесные)

-Дети, послушайте, кто-то рычит. А вот и сам медведь! Наш мишка сказал, что у него болит лапка, и он не может насобирать малины, давайте ему поможем и насобираем для него корзинку малины. Хотите помочь мишке. Мы сейчас подойдём к столу, и приклеим  ягоды к корзине.

(Коллективная работа смятие шариков из малиновой бумаги и приклеивание к корзинке)

-Молодцы, ребята, помогли мишке собрать ягоды ну, а  нам пора возвращаться в детский сад.

-Ребята, вам понравилось путешествие?

-Что вам запомнилось больше всего во время нашего путешествия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового НОД в средней группе компенсирующей направленности «В лес пойдем, грибов, ягод соберем» Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение, уточнение и активизация словаря....

День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста

День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей " Какие ягоды в лесу растут осенью. Съедобные ягоды в лесу"

Собирать лесные ягоды можно в летний и осенний периоды. Но в осенний период в лесу можно собрать съедобные ягоды такие как:Брусника растет на маленьких кустиках в сухих сосновых лесах. Плоды имеют ярк...

Маршрутный лист на период дистанционного обучения. Тема недели: "Грибы. Ягоды" НОД Развитие речи "Дары леса: грибы, ягоды"

Цель: обогащать представление детей о дарах осени в лесу, формировать умение правильно называть предметы, их качества, цвет, образовывать существительные с помощью суффиксов; воспитывать бережно...

Задания для закрепления по теме «Садовые ягоды. Дифференциация садовых ягод с лесными ягодами» для группы с ЗПР старшего дошкольного возраста

Данные задания рекомендованы для закрепления материала вместе с родителями дома. Они используются для закрепления тем «Садовые ягоды» и «Лесные ягоды», формирования навыка...

Экологический проект "Ягоды садовые,ягоды лесные"

Экологический проект "Ягоды садовые,ягоды лесные."...