«Организация деятельности детей по образовательной области «Познание»
статья по окружающему миру по теме

Волосатова Жанна Сергеевна

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_pedagogov.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Организация деятельности детей по образовательной области «Познание»

      Каким образом следует выстраивать образовательную деятельность, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность?

     Воспитатель принимает позицию заинтересованного, любознательного партнера и последовательно придерживается следующим этапам:

    Привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающий интерес дошкольников и позволяющий поставить вопрос для исследования. События могут быть реальные: яркие природные явления (например, листопад) и общественные события (например предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся). Или специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям (магнит, коллекция минералов, иллюстраций – вырезки на определенную тему и т.п.). Также много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полёт на воздушном шаре персонажей книги «Приключения Незнайки»).

    Обсуждение идей, предложений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем, касающихся определенной темы.

   Отталкиваясь от событий, воспитатель ставит вопросы для исследования: Почему дует ветер? Почему осенью листопад? Как получается радуга? Какие бывают профессии? Какие есть средства передвижения? Какими средствами передвижения пользовался человек, когда еще не изобрел колеса, мотор? Как путешествовать в океане, где нет дорог и указателей ?

    Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, различать и соединять факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, предположения, предлагает свою версию ответа.

    Обсуждение происходит за «круглым столом» (реальным) или на ковре, вокруг ключевого предметного материала. Воспитатель широко использует реальный предмет или иллюстративный материал. Причем это не только единичный набор для демонстрационного опыта или иллюстрация, вывешенная на мольберте. Наборов для опытов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала, прибора, инструмента. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования (анализа-сравнения), представляет собой карточки разного размера от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми детьми, предаются из рук в руки. Это может быть использование компьютерной техники.

    Опытная проверка идей (на уровне практического действия) или фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями на таблице, схеме, карте. Эту часть исследовательской работы дети осуществляют индивидуально, парами и небольшими подгруппами, в зависимости от данного материала. Каждый ребенок выбирает себе удобное место для работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться в разных уголках группы. Воспитатель подключается к одной из подгрупп, затем переходит к другой.

   Образовательная деятельность, организованная во время специально организованной, в совместной форме с детьми согласно плану воспитательно-образовательной работы на основе циклограмм, желательно в утренней отрезок времени, после чтения художественной литературы.

    Наборы для опытов и классификационные таблицы могут дополняться детьми по собственной инициативе (кто-то принесет из дома подходящие картинки, кто-то интересную старую вещь, коллекцию динозавров и т.п.). Для классификационных таблиц, карты полушарий следует найти определенное место на стенах группы, так, чтобы к ним можно было подойти (рассмотреть, поработать). При этом они должны быть мобильны (т.е. иметь возможность снять их со стены, разложить на полу, на столе). Заполненные классификационные таблицы имеет смысл подшивать в большую папку и держать в доступном для детей месте. Из принесенных детьми вещей, коллекций можно организовать собственный музей, наклеив на них ярлычки-подписи.

    Организуя познавательно-исследовательскую деятельность, воспитатель фиксирует с детьми какие-либо знания в быстром темпе, не требующих значительных различных умений.

    Планировать познавательно-исследовательскую деятельность необходимо согласно комплексно-тематическому принципу, т.е. в соответствии с темой недели.

  Варианты подбора:

от простых практических опытов и классификации к исследованиям-путешествиям в пространстве и времени, переводящим детей на уровень символического действия;

  мозаичный набор тем по принципу ассоциативных связей. Например, от опытов движения воздуха и классификации видов транспорта, к путешествию во времени (история транспорта), к путешествиям по карте (по водным пространствам земли – океанам), далее к классификации живых обитателей водных пространств, слова к опытам – с движением воды (водным потокам) и состоянием вещества (вода – лёд – пар). Ассоциативные цепочки могут начинаться от любой точки интереса детей: природное явление, событие. Такой вариант планирования сложнее, но он дает больше возможности для расширения смысловых связей в складывающейся у детей картине мира и позволяет воспитателю не только подстраиваться под сезонные события и праздники, но и гибко реагировать на актуальные события в детской жизни.

     Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

  Например, знакомство с определенной темой может быть продолжено и дома в изготовлении предметов, коллекционирование – в изготовлении собственной коллекции

  Организуя продуктивную деятельность необходимо выполнять несколько условий:

  1. организация общего рабочего пространства. Это большой рабочий стол или несколько. Должны быть предусмотрены места для всех участников. Воспитатель располагается вместе с детьми. Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей самостоятельно. Дети могут свободно перемещаться, если им требуется какой-то инструмент, материал. Воспитатель располагается рядом с тем ребенком, который требует большего внимания. Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы, полученные результаты, обмениваться мнениями и открытиями.
  2. возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам. Начиная, непосредственно образовательную деятельность воспитатель не обязывает, не принуждает  к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы. Лучше предложить детям несколько целей, образцов, схем или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Воспитатель включается в работу наравне с детьми, становится образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с детьми образцы, комментирует этапы своей работы. Воспитатель ведет себя непринужденно, не препятствует комментированию вслух, обсуждению детьми их собственной постройки, обмену мнениями и оценками.
  3. открытый временной конец данного вида деятельности, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

    Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована. При этом необходимо иметь резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. По мере завершения работы дети переходят к свободной деятельности, а воспитатель одобряет своим присутствием медлительных детей, пока все не завершат работу.

     Планировать содержание продуктивной деятельности нужно на месяц вперед, чтобы организовывать предварительную работу, но она может корректироваться.

  Для детей старшей группы на протяжении учебного года надо придерживаться следующего направления: от работы по готовым образцам и незавершенным продуктам (сентябрь-ноябрь), к постепенному увеличению сложности работы по схемам и словесным описаниям (декабрь-февраль), к концу года (март-май) сочетанию всех типов работы. В подготовительной группе: от работы по готовым образцам и незавершенным продуктам (в начале года) к сбалансированному сочетанию всех типов работы в середине года, к преимущественному использованию работы по схемам и словесным описаниям.

    Продуктивная конструкторская деятельность присутствует и в самостоятельной свободной деятельности. Поэтому необходимо предоставлять дошкольникам не только материалы, но и образцы для возможной работы. Для этого в группе необходимо выделить определенное место (столик, за которым могут работать двое-трое детей, стеллаж). В свободной деятельности можно и нужно применять материалы многоразового использования фабричного производства. К этим материалам нужны альбомы или отдельные листы с графическим изображением возможных поделок. Для хранения графических и живописных материалов целесообразно выделить стеллаж, где располагается конструктор различных видов (с мелкими деталями, крупными) и графические образцы для него. Мелкие игрушки для обыгрывания. К материалам, стимулирующим самостоятельную продуктивную деятельность можно отнести разнообразные мозаики, головоломки.

    Итак, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность может сочетаться в таких видах, как:

  1.  чтение художественного произведения, вводящего в культурно-смысловой контекст и в конкретную тему, выделяющего, акцентирующего исследовательскую проблему, вопрос, - затем собственно познавательно-исследовательская деятельность;
  2.  собственно познавательно-исследовательская деятельность – затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (практическое моделирование – создание комплекса вещей, обслуживающего познавательно-исследовательскую деятельность);
  3.   собственно познавательно-исследовательская деятельность – затем сюжетная игра по мотивам путешествий по карте и по «реке времени» (моделирование освоенных представлений в целостной воображаемой ситуации).

  Продуктивная деятельность организуется как партнерская взрослого с ребенком. Образовательная деятельность организуется, как в специально отведенное время , так и в ходе режимных моментов. Это создает привычный распорядок жизни и способствует возникновению у детей настроенности на предстоящую работу. Непосредственно образовательная деятельность проводится не в дополнение, а взамен традиционных (обучающих) занятий. Занятия продуктивного характера в образовательной области «Познание» - конструирование. Для детей лучше обозначить это, как работа в «мастерской». Это позволит создать совершенно другой стиль поведения воспитателя и детей.

  Таким образом, дети к концу дошкольного возраста в данных видах деятельности (познавательно-исследовательская, продуктивная) имеют разнообразные впечатления о предметах, явлениях окружающего мира, выбирают и группируют предметы в соответствии с познавательной задачей, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...

Конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Художественно-эстетическое» Образовательная область «Познание», «Художественное творчество» Тема: «Рябинка для снегирей"для детей второй младшей группы

Интегрированное занятия по художественно-эстетическому направлению по теме «Рябинка для снегирей» проводятся с детьми второй младшей группы, в рамках образовательной области  «Познания» с интегра...

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Интеграция образовательной области «Познание» с другими образовательными областями

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТАпо блоку: «Модернизация региональной системы образования»  ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: Интеграция образовательной области «Познание» с дру...

Доклад на РМО старших воспитателей "Организация и содержание образовательной деятельности по реализации Образовательной области "Познание""

В презентации отмечены направления, интегративные качества, интеграция образовательной области "Познание", примерный проект по формированию знаний у детей старшей группы о свойствах воды....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ?

Ø Уточнить и закрепить  знания детей о хлебе, зерновых культурах, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.Ø Уточнить знания детей о работе комбайнера, хлеб...