Времена года
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме

Семенова Светлана Александровна

Времена года для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vremena_goda.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

              МДОУ   детский  сад  № 2  «Рябинка»  г. Дрезна

                   КОМПЛЕКСНОЕ      ЗАНЯТИЕ

        ДЛЯ     ДЕТЕЙ    СТАРШЕЙ    ГРУППЫ

ВКЛЮЧАЮЩЕЕ    ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВУЮ

           И   МУЗЫКАЛЬНУЮ     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        НА   ТЕМУ :

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ      ВОСПИТАНИЕ     ДОШКОЛЬНИКОВ

                « ВРЕМЕНА     ГОДА»

                                   

 Воспитатель : Семёнова С. А.

                            Детский сад № 42

                                   г. Санкт Петербург

         

     

       КОНСПЕКТ   КОМПЛЕКСНОГО    ЗАНЯТИЯ

                             «ВРЕМЕНА    ГОДА»

ПРОГРАММНЫЕ     ЗАДАЧИ :

1. Систематизировать   и  углублять   представления   детей  о  сезонных    

    изменениях   в   природе . Воспитывать  интерес  к  народному  календарю.

2. Учить  быть  наблюдательными . Знать  несколько  народных примет ,

    пословиц ,  поговорок   и   стихов  о  временах  года .

3. Формировать  культуру  общения  с  природой , эстетическое  отношение  

    к   природе , любовь  к  Родине , развивать  экологическое   мышление .

4. Продолжать  развивать  связную  речь детей , работа  над  дыханием ,

    дикцией , интонационной  выразительностью .

5. Воспитывать  гуманное  отношение  ко  всему  живому , учить  правиль-

    ному  поведению  в  природной  среде , закладывать  основы  экологичес-

    кой  культуры. Учить  вести  себя  так , чтобы  не  навредить  природе.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ     РАБОТА :

Заучивание  стихотворений , пословиц , поговорок  о  природе , о  временах года ; чтение  художественой  литературы , рассматривание  репродукций  с  картин  известных  художников , наблюдения  на  прогулках ; слушание  песен  о  природе ; дидактические   игры : «Четыре  времени  года» ,

«Береги  живое» , «С  какого  дерева  листок ?», « 12  месяцев», «Перелётные  птицы» .

Дети  входят  в  зал , здороваются  с  гостями  и  рассаживаются   на  стульчики .

Вед.: С  давних  пор  повелось  на  русской  земле  славить  песнями  приход  снежной  зимы , тёплой  весны , красного  лета  , урожайной  осени . Приглашали  выглянуть  красно  солнышко , зазывали  птиц , закликали  дождь , чтобы  он  напоил  землю  влагой . Складывались  в  народе  пословицы , поговорки , загадки , припевки  о  временах   года . Из  уст  в  уста  передавались  народные  приметы  и  дошли  до нас . Сегодня  и  у  нас  в  гостях  побывают  4  времени  года . Послушайте , о  каком  времени  года  будет  первая  загадка ?

Снег  на  полях

Лёд  на  реках

Вьюга  гуляет

Когда  это  бывает ?

Дети : Зимой !

Вед : Правильно !  А  вот  и  сама  Зима  к  нам  идёт .

Зима : Я  принесла  вам   отличные   лыжи

            И  коньками  я  вас  не  обижу

            Я  лучшую  ёлку  в  лесу

            На  праздник  в  детсад  принесу

  Приятно , когда  запоёт

  Под  ёлкой  детей  хоровод.

ВЕД : С  чем  пришла ?

Зима : С   загадками :

Без  рук , без ног , а рисовать  умеет .( мороз)

Бежит по  снегу , а  следа  нету . ( позёмка)

Скатерть  бела  всю  землю  одела . ( снег)

С неба – звездой , в  ладошку – водой .( снежинка)

Вился , вился  белый  рой , сел на землю – стал горой ( снег).

Не  колючий , светло-синий  по  кустам  развешан …( иней)

Бел  да  не  сахар,

Ног  нет , да  идёт . ( снег) .

Гуляет  в  поле , да  не  конь

Летает  в  поле , да  не  птица . ( вьюга)

Вед.: Ребята , а скажите , как  вы  думаете , почему  летом  тепло , а  зимой  холодно ?

Дети : Солнце  плохо  греет , даёт  мало  света  и  тепла .

Вед.:  -Какая  земля  зимой ?  ( землю  покрывает  снег) .

           -Цветы  растут  зимой ? ( нет , земля  мёрзнет , им  не  высосать  корешками  влагу .

           -Что  происходит с  деревьями и  кустами  зимой? (деревья  зимой  спят, ствол  покрыт  корой , она  защищает  от  холода ).

            -А  почему  деревья  сбрасывают  на  зиму   листья ?( им  нечем  питаться , так  как по корню  не  идут  питательные  вещества , поэтому  листья  опадают ).

            - А что  происходит  с  животными  зимой?(звери приспосабливаются , меняют окраску , например  зайчик , меняет свой  мех на  белый , и в такой  шубке он  становится  незаметным  на  снегу , и  ему  легко  спрятаться  от  врагов ,  медведь  впадает в  спячку и  спит в  берлоге  , потому что  холодно  и  голодно).

             - Какие  птицы  остаются  зимой? ( осёдлые снегири , синицы, сороки, вороны , воробьи и др. )

             - Как  вы  думаете  легко   им  найти пищу зимой ?

        -Как  люди  приспосабливаются к  зиме ? ( тепло  одеваются , катаются на  санках, на  лыжах, расчищают  снег , подкармливают  птиц  и  зверей )

             - Сколько  месяцев  длится  зима ? Назовите  их .(перечислите  их)

Вед.:  Ребята  какие  пословицы  про  зиму  вы  знаете ?

Дети : Снега  надует – хлеба  прибудет .

Новый  год – к  весне  поворот .

Спасибо  мороз , что  снега  принёс .

Много  снега  -  много  хлеба .

Мороз  лешего  за  нос  хватает , а  перед  проворным  шапку  снимает .

Зимой  вьюга – летом  ненастье .

Растёт  день , растёт  и  холод .

Вед.: Для  тебя  , наша  снежная  зима, дети  споют весёлую  песню.

«Песня  о  Зиме» .

Зима : Полно , беленький  снежочек  на  талой  земле  лежать

            Время , беленький  снежочек  в  долинушку  стекать

            И  сыру  землю  питать .

 Вед.:    Проходи , зима, садись  на  стульчик . Вот вторая  загадка :

Тает  снежок

Ожил  лужок

День  прибывает

Когда  это  бывает ?               

Дети : Весной !

Вед .: Вода  с  гор  потекла,

           Весну  принесла.

Весна : Я – весна !  Очарована  мной  вся  страна .

              И  примет  моих  не  перечесть

              На  цветах  моих  бабочки  есть

              В  поле   травка  и  солнечный  свет

              Есть  стрекозы . Чего  только  нет !

              Я  хозяйство  своё  обойду

              Обласкаю  я  вишню  в саду

              Я  сонливых  жучков  разбужу

        И  фиалкам  цвести  прикажу

              Столько  радости  я  доставляю

              Что  людей  каждый  год  удивляю.

Вед .: Ну , весна , как  дела ?

Весна : У  меня  уборка.

Вед : Для  чего  тебе метла ?

Весна : Снег  смести  с  пригорка

Вед.: Для  чего  тебе  ручьи ?

Весна : Мусор  смыть  с  дорожек.

Вед: Для  чего  тебе  лучи ?

Весна : Для  уборки   тоже .  Я  лужайки  подсушу

              В  лес  весенний  приглашу.

Вед.: Спасибо  за  приглашение .

          Как  хорошо  весной  в  лесу :

          Ручьи  звенят , птицы  поют …

Давайте  закроем  глаза  и  послушаем  всё  это . ( предлагает  весне  сесть  на  стульчик  и  послушать  вместе  с  детьми ) .

Фонограмма  «Ручьи  и  птицы» .

Вед.: Ребята , сколько  месяцев  длится  весна ? Назовите  их .

         Послушайте  стихи  о  весенних  месяцах :

1. Замер  лес  в  прозрачной  

    На  деревьях  тают  льдинки.

    С  веток  падает  капель ,

    И  слышна  синицы  трель . ( О  каком  весеннем  месяце  это  стихотворение , о  марте )                                                                        

2. Снег сошёл . Запахло  прелью ,

    Прокатился  в  небе  гром .

    Муравьи  под старой  елью

    Всем  семейством  строят  дом . (  о  месяце  апреле )

3. Дружно  лопаются  почки ,

    Распускаются  листочки ,

    На  траве  роса  дрожит ,

    Лось  за  радугой  бежит .  ( о  месяце   мае)

ВЕД. :  Ребята , весной  просыпается   всё   в  природе , почему ?

Дети :  Солнце  с  каждым  днём  светит  всё  ярче , греет  землю.

Вед.: Ребята , какие  весенние  признаки  вы  знаете ?

Дети : Весеннее  солнце , деревья  с  почками , деревья  с  молодыми  листочками  , насекомые , птицы  летят  с  юга , птицы  строят  гнёзда , звери  линяют , меняют  окрас , выводят  потомство .

ВЕД.: А  когда  появляются первые  проталины ? ( в   марте ).

А кто знает  как  называются  первые  весенние  цветы ? ( подснежники)

Ребята ,  мы  называем  «подснежниками» ранние  весенние  цветы , например , пролески , примулы , ветреницу   и  др.

Вед.: А  наши  дети  умеют  показать  пробуждение  природы  весной  музыкально-ритмическими  движениями .

Становись , весна , вместе  с  нами  в  хоровод .

Хоровод «Веснянка» .

Весна : Уж  ты , ласточка ,  ты  касаточка

              Ты  возьми  ключи , лети  на  небо

              Ты  запри  зиму , отопри  лето .(уходит)

Вед.: Проходи , весна , садись  вместе  с  нашими  ребятами .

ТРЕТЬЯ     ЗАГАДКА : Солнце  печёт , липа  цветёт

                 Рожь  поспевает , когда  это  бывает ?

Дети : летом.

Выходит  Лето : Я – весёлое  лето  в  разноцветное  платье  одето.

( в  руках  держит  поднос  с  фруктами)

Вед. :  С  чем  пришла ?

Лето  :  с  загадками –

1. Поднялися  ворота – всему  миру  красота ( радуга )

2. На  лесной  полянке  33  сестрички

    Глазки  золотые , белые  реснички . ( ромашки)  

Лето : Всех  фруктами  угощаю и  здоровья  желаю. ( отдаёт  поднос )

ВЕД.: Ребята, какие  летние  месяцы  вы знаете ? Перечислите  их.

Что  происходит  с  природой  летом ?

ВЕД:  Каждый  летний  месяц   богат  и  щедр по-своему .

Вед. : Спасибо  тебе , лето ! А  наши  дети  знают  стихи  про  тебя .

СТИХИ :

1. Очень добрым , очень светлым  золотистым  ясным  днём

    Мы  поедем  в  гости  к  лету , в  гости к  солнышку  пойдём .

2. Земляничкой  и  цветами  встретят  нас  и  лес и  луг

    Наши песни  вместе  с  нами  будут  птицы  петь  вокруг .

3. Рано  утром  яркий  лучик  зазвенит  в  густой  траве

    Речка  плавать нас  научит , ветер-плавать  по  траве .

Звучит  фонограмма   песни  «Про  красную   шапочку».

Вед.: Слышите , какая  весёлая  песенка . Это  кто-то  идёт  по  летнему  лесу.

Входит  красная  шапочка.

Вед.: Здравствуй , девочка  хорошая , как  зовут  тебя  пригожая ?

Красная  шапочка : Я – красная  шапочка !

Вед.: А  куда  ты  идёшь?

Красная  шапочка : Я  иду  к  своей  бабушке , несу  ей  пирожки .

        Иду  я  смело  по тропе  никто  в  лесу  не  страшен  мне

Вед.: Какая  смелая  девочка ! Никого  не  боится ! А  если  встретится  тебе  большой , зубастый  серый  волк  и  его  не  испугаешься ?

Красная шапочка : Не  испугаюсь  нисколечко !

Вед. : Ой , ребята … А  вот  и  он , серый  волк , сам  сюда  идёт . Красная  шапочка , спрячься  пока  вот  сюда  за  ёлочку (прячется) .

Под  музыку  входит  Волк  ( садится  на  стульчике , в  руках у него  целофановая  сумка с едой) .

Волк : Ну , наконец – то , я пришёл  , здесь  отдохнуть так хорошо

            Сейчас  поем , потом  посплю  и  дальше  по  делам  пойду

            ( ест , разбрасывает  бумагу , фантики ,  пустые  банки из-под консервов , гладит  живот ) .

   Ну  вот , поел , теперь  можно  и  поспать

   Вот  здесь под  ёлочкой  и  лягу .

  Под  музыку  выбегают  зайчики :

1 заяц : Ах ,как  приятно  нам  поймать   луч  солнца  золотой !

              Мы  любим  бегать  и  скакать  друг с  другом  в  прятки  поиграть .

2 заяц : Да !  Это  точно!  Друг с  другом  в  прятки  поиграть

              Шалить , смеяться , хохотать  и  никогда  не  унывать !

Зайцы  танцуют  под  ритмическую  музыку .

( один  заяц  после  танца  скачет  и  «спотыкается» о консервную  банку)

3 заяц : Ой , беда , скорей  спасите ! Доктора  сюда  зовите !

              Наступил  на  что-то я , лапка  бедная  моя !

Из-за ёлочки  выбегает  красная  шапочка !

Добрый день , зверята , милые  зайчата !

Почему  не скачете , и  о  чём  вы  плачете ?

3 заяц :  Я  поранил  лапку  о  консервную  банку

               И  кто-то  разбил  стекло  в  лапку  врезалось оно .

Кр. Шапочка : Ах. как  гадко ! Ах, как  скверно !

           Кто-то  очень злой , наверно , здесь в лесочке  побывал

        Всюду  мусор  разбросал  , зайчишку  к  доктору  сведём

        А  после  вместе  уберём .

Выбегают  две  белочки с  корзинками , танцуют :

1 белочка :Ау , ты нашла  хоть  один  грибок ?

2 белочка : Нет , у  меня  пустой  кузовок  

                    Кто-то  здесь  в  лесочке  побывал

                    Мусор , фантики  разбросал .

1 белка : Здесь  и  там  грибы  сорвал , остальные  -  растоптал

                 Ничего  здесь  не  найдём  на  зиму  не  запасём…

Звучит  музыка , волк  кряхтит , ворочается  и  просыпается  , встаёт .

Волк : Как  хорошо  я  поспал ! И  проголодался !

            Зубы , зубы  я  точу , всех  девчонок  съесть  хочу !

            Надоели  мне  девчонки – силы  мало , голос  тонкий ,

            А  повсюду  нос  суют ,  жизни  просто  не  дают .

            Всех  съем , ни одной  не  оставлю .

Выходят  Кр. шапочка  и  зайцы , из-за  ёлки   выбегают  белки , прячутся  за  Кр. шапочку .

Кр. шапочка :  Не  боюсь твоих  зубов! Лучше  отвечай  мне , волк ,

        Кто в лесу  здесь  побывал  всюду  мусор  разбросал ?

Волк : Я  в  лесу  побывал  да  под  ёлкой  отдыхал.

            Пил  кефир  и  ел конфеты , а  тебе  зачем  всё  это ?

Кр. шапочка : Как  тебе  не стыдно волк ! Лес  зелёный  так  хорош ,

        А  ты  его  не  бережёшь !

1 белочка : У  нас  в  лесу  любому приятно отдохнуть

        Но  мусор  за  собою  убрать  ты  не  забудь.

2 белочка : Тогда  в  лесу  везде , всегда  будет  уют  и  чистота !

        Лес – богатство  и  краса . Береги свои  леса !

Волк :  Ладно , ладно , не  шумите  

             Вы  меня  друзья , простите

             Буду  лес я  охранять , мусор  буду убирать

             Все  узнают , что  недаром  называюсь  «санитаром».

1 заяц : Природу  будем  мы  любить , с  природой  будем  дружно  жить .

2 заяц : И  тогда  в  любое   время  года  нас  будет  радовать  природа .

Кр. шапочка : Берегите  землю, берегите !

            Жаворонки  в  голубом  зените

            Ястреба , парящего  над  полем

            Ясный  месяц  над речным  покоем

                          Ласточку , мелькающую  в  жите.

                          Берегите  землю , берегите !

Вед. : Ну , раз  так  всё  хорошо  закончилось , так  и  потанцевать не  грех !

Дети  исполняют  танец  «Губки  бантиком».

ВЕД :  А  вот и  последняя  загадка :  

Пусты  поля , мокнет  земля , день убывает , когда  это  бывает ? ( осенью)

Звучит  тихая  музыка  . На  фоне  музыки  ведущий  говорит :

Ребята , закройте  глаза  и  давайте  с  вами  представим , что мы  идем   по  осеннему парку . Деревья  вокруг  жёлтые  , словно  из  золота . Под ногами  шуршит   листва , а в  лужах , словно  жёлтые  кораблики , плавают  листочки. Такая  красота  вокруг ! Мы    остановились  и  прислушались : тихо-тихо , слышите , с  ветки  сорвался  лист  и медленно кружась  в воздухе , ложится  на  землю .

Входит   Осень , в  руках  поднос  с  овощами .

Осень

Несу  я  урожаи ,

Поля  вновь  засеваю ,

Птиц  к  югу  отправляю ,

Деревья  раздеваю.

Но не  касаюсь  сосен

И  ёлочек . Я…. (осень)

Правильно , я – Осень . И  не  простая , а  золотая . Я – самое  красивое  время года , которым  все  любуются , о  котором  пишут стихи  и  песни . Но не  только  красотой  я  знаменита . Золотой  осенью  в  природе  происходит  множество  интересных  явлений .

ВЕД.: Ребята , сколько  месяцев  у  осени ? Назовите их.

Какие изменения  происходят в  природе  осенью ?

Какие приметы осени вы знаете ?

Осенью  птицы  летят  низко – к  холодной  , высоко – к  тёплой  зиме.

Поздний  отлёт  птиц – к  тёплой  зиме .

Поздний  листопад – к суровой  и  долгой  зиме.

В ноябре  зима  с  осенью борется.

Какова  погода в  ноябре , таков  и май.

Вед. : Золотая  Осень , а наши  дети  знают  частушки .

Мы  осенние  частушечки

Пропоём  сейчас  для  вас.

Громче  хлопайте  в  ладоши

Веселей  встречайте нас .

Осень – времечко  сырое        

Дождик  льётся  с  высоты

Люди  чаще  раскрывают

Разноцветные  зонты .

Любим  свёклу и морковку

Яблоки  и  груши  есть

Потому  что  витамины  

В  овощах  и  фруктах есть .

ВЕД.: Осень  а  ты  принесла  для нас   загадки ?

Осень загадывает  загадку :

 У кого  есть  шапка  без  головы ,

    Нога  - без сапога ? ( гриб)

Входит  гриб  Боровик . ( с корзинкой) .

Наконец – то  я  пришёл ,

Путь – дороженьку  нашёл.

Я – гриб Боровик

К  порядку привык

Но люблю  и  порезвиться

Поиграть , повеселиться

Я  к вам  в  гости  пришёл

И  загадки  принёс :

1. Стоял  на  крепкой ножке

    Теперь  лежит  в  лукошке . ( гриб)

2. Бусы  красные  висят ,

    Из  кустов  на  нас  глядят.

    Очень  любят  бусы  эти

    Дети , птицы  и  медведи . ( ягоды )

3. Летом  вырастают

    Осенью  опадают ( листья).

4. Люди  ждут  меня , зовут ,

    А  приду  к  ним – прчь  бегут . ( дождь)

Молодцы , ребятки , отгадали  все  загадки .

Боровик : А  танцевать  вы  умеете ?         

Вед. : Наши  дети  всё  умеют .

Дети  исполняют  «Хоровод  с  листьями»( фонограмма «Чернобровый-черноокий) .

Боровик : Молодцы , мне  очень  понравился  ваш танец. А  вот   ещё  загадка :

Возле  леса , на  опушке

Украшая  тёмный  бор

Вырос  пёстрый , весь  в  горошках

Ядовитый….(мухомор).

Выбегает  мухомор:

Я  нарядный мухомор

Украшаю  тёмный  бор

Я  заметный , я  красивый

Самый  лучший , самый  милый

Всех  грибов  важнее  я

Уж поверьте мне , друзья .

Боровик : Погоди , мухомор ! Не хвастайся ! Может  ты  и  самый  красивый , но зато  не  самый  полезный .

Мухомор : Я самый  красивый- это  раз ! Самый  полезный – это 2 . Самый  вкусный – это 3.

Боровик : Дети , это  правда ? Вот  видишь , дети  с тобой  не  согласны . Они  знают  много  других   грибов , которые  гораздо  вкуснее  тебя .

Мухомор : Не  может  быть ?

Боровик : А вот  и  может! Ну-ка , ребята , скажите мне , что  это  за  грибы .

1. Нет  грибов  дружней  , чем эти

   Знают взрослые  и  дети

   На  пеньке  растут  в  лесу

   Как  веснушки  на  носу .

  1. Он  в  красной  шапочке  растёт

Среди  корней  осиновых

 Его  заметишь  за  версту

Зовётся….(подосиновик)

  1. Ходят в  рыженьких беретах

Осень  в  лес приносят  летом

Очень  дружные  сестрички

Золотистые ….(лисички)

Мухомор: Молодцы , ребятки! Отгадали  загадки.

Ну-ка  мой  грибной  отряд

Выходи  и  стройся  в  ряд.

Дети  исполняют  «Танец  Мухоморов».

Осень : Дорогие  дети !  Мне  у  вас  очень  понравилось  .Вы  все   такие  дружные , весёлые . Вас  за  всё  благодарю , угощенье  вам  дарю. А  нам  с  Боровиком  пора  , потому  что  на  дворе  зима .

Вед. : Дорогие , ребята  время  встречи  с  четырьмя  временами  года  подошло к концу . Мы  убедились , что все  четыре  времени  года  по  своему  хороши  и  нужны . Что  в  отношениях  времён  года  есть  взаимная  польза.

Именно  такое  сотрудничество  зимы , весны , лета и осени  в  природе  поддерживает  в  ней  экологическое  равновесие .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Наглядное пособие Времена года, время

Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...

Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»

Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...