Кустарники зимой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Займенцева Александра Александровна

расширить у детей представление о кустарниках, об их приспособлениях к зимним условиям, знакомя с разными видами кустарников: лесными, садово-ягодными и садово-декоративными; учить детей сравнивать , анализировать, делать обобщения; воспитывать бережное отношение к растениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kustarniki_zimoy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Родничок»

                   Кустарники зимой

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы:

Займенцева Александра Александровна

             

Поселок Лотошино Московская область

Тип:  интеллектуально - развивающее.

Вид детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Программное содержание: расширить у детей представление о кустарниках, об их приспособлениях к зимним условиям, знакомя с разными видами кустарников: лесными, садово-ягодными и садово-декоративными; учить детей сравнивать , анализировать, делать обобщения; воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Материал: картинки с изображением кустарников: орешника, калины, малины, крыжовника.

Предварительная работа: прогулка по экологической тропе; бесед о «зеленых этажах», в том числе и о кустарниках.

Ход занятия: дети собираются на прогулку, в это время звонит Дядюшка Ау и назначает встречу возле ворот у входа на территорию детского сада. Он встречает детей, приветствует их.

Дядюшка Ау: Ребята, а вы знаете, почему я назначил встречу именно здесь?

Дети: Нет.

Дядюшка Ау: Да потому что я не смог дальше пройти. Меня здесь держит какое-то колючее растение.

Дети внимательно смотрят и замечают, что Дядюшка Ау зацепился за куст шиповника. Они освобождают Дядюшку.

Дядюшка Ау: Спасибо вам, ребята. Ох, и сердитое растение, не хотело меня к вам пускать. Что же это за растение?

Задумывается.

-А! это дерево, только маленькое еще. Да, ребята?

Дети: Нет, это кустарник.

Воспитатель: А как вы узнали, что это кустарник, оно же похоже на дерево?

Дети рассказывают и показывают.

-Своими колючками этот кустарник обороняется, защищается от своих врагов. Ты, Дядюшка Ау, прошел слишком близко от веток, вот и зацепился за колючки, или, как их еще называют, шипы. Но если тебе вздумается сломать ветку, то хорошенько подумай – потому что тебя встретят острые шипы и поцарапают руки до крови. В ветках таких кустарников устраивают гнезда мелкие птички, чтобы никто не смог добраться до их птенцов. Называется этот кустарник шиповник, зимой его можно легко угадать по плодам.

Рассматривают ягоды.

Дядюшка Ау: Ребята, а колючие ветки только у шиповника, или есть еще у других кустарников?

Дети вспоминают и отвечают, если затрудняются, то воспитатель помогает им, задает наводящие вопросы: «Колючие ветки есть еще у малины, ежевики, крыжовника, облепихи».

-Ребята, а кустарники растут только в поселке, вот у вас в детском саду или еще где?

Дети: В лесах, садах, парках.

Воспитатель: Дядюшка Ау, кустарники могут расти везде. Те, что растут в лесу, называются лесными, это малина, крыжовник, лещина. Те кустарники, которые растут в парках и садах для украшения местности, называются садово-декоративными. На территории детского сада растут такие. Пойдемте, найдем их.

Дети вместе с дядюшкой Ау находят кустарники спиреи, сирени, кизильника, рассматривают их.

-Такие кустарники называются декоративными, потому что у них очень красивые цветы и плоды, которые мы сможем увидеть весной, летом, ранней осенью. Есть кустарники, которые садоводы специально разводят в садах ради их вкусных и полезных ягод. Их называют плодово-ягодными. Ребята, назовите, какие вы знаете ягодные кусты.

Дети: Малина, крыжовник, смородина.

Воспитатель: На нашей экологической тропе мы можем увидеть смородину и китайскую вишню.

Дети находят их и рассматривают.

Дядюшка Ау: Вот спасибо вам, ребята. Молодцы, так хорошо объяснили старичку. Только я забыл, какая же польза от кустарников?

Дети с помощью воспитателя: Кустарники, как и деревья, очищают воздух, украшают наш город: сады и парки; угощают вкусными ягодами людей и животных, создают уютные и укромные уголки для гнезд мелких птиц. А какие кустарники, как шиповник, смородина, китайская вишня обладают еще и целебными свойствами. Из их цветов, листьев и плодов готовят настои, отвары, сиропы и применяют при лечении болезней. Эти растения называют лекарственными.

Дядюшка Ау: Хорошо вы мне рассказали о пользе кустарников. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру на внимание. Я называю слова, а вы выбираете лишнее слово и объясняете, почему они лишнее.

  1. Малина, смородина, дуб, крыжовник.
  2. Береза, тополь, клен, шиповник.
  3. Сирень, ромашка, василек, колокольчик.
  4. Смородина, малина, ежевика, одуванчик.
  5. Яблоко, груша, орех, слива.

После игры дети прощаются с Дядюшкой Ау и обещают заботиться о кустарниках и других растениях, бережно к ним относиться.

Список использованной литературы:

  1. Л.А. Егорова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
  2. В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
  3. Т.А Шорыгина «Деревья. Какие они?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Во саду ли, в огороде" часть 2 "Плодовые кустарники"

Презентация по окружающему миру по ознакомлению детей с плодовыми кустарниками....

конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Деревья и кустарники"

Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ...

Лексическая тема Деревья и кустарники.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫДети должны знать:названия основных (в данной местности) деревьев, их клас­сификацию (лиственные, хвойные, смешанные, фрукто­вые, лес — бор — чаща — сад);внешнее...

Лексическая тема "«Деревья и кустарники»" 2-ое занятие – «Кустарники»

Представлены изображения  на тему "Кустарники", загадки, корневая система сходства и различия...

календарный план "Деревья и кустарники зимой"

планирование рабочей недели в саду в средней группе  на тему "Деревья и кустарники зимой"...