ТРИЗ и мнемотехника для дошкольников
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Сергушова Мая Алексеевна

Конспекты НОД в средней группе с использованием технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД  В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Образовательная область: «Познание»

Тема: «Игрушки»

Задачи:

  1. Продолжать учить классифицировать предметы по внешним признакам.
  2. Обобщать и систематизировать знания о свойствах предметов.
  3. Развивать наглядно-образное мышление и способность к анализу и систематизации.
  4. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Развитие интегративных качеств:

  1. Способствовать развитию интегративного качества «любознательный активный».
  1. Способствовать проявлению интереса к получаемой информации и развитию любознательности.
  1. Способствовать развитию интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» 
  1. Способствовать проявлению инициативы в оказании помощи товарищам, взрослым.
  1. Способствовать развитию интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
  1. Содействовать возможностям самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия).

Инновационные технологии: ТРИЗ – противоречие в предметах.

Развивающая среда: мешочек, игрушки небольшого размера (7-8 штук), 2 коробки, мяч, дудочка.

ХОД НОД.

  1. Классификация игрушек по различным признакам ( проводится на ковре)

Игрушка приходит с большим мешком. Она очень любит играть и принесла разные предметы. Дети хором называют их. Игрушка немного играет, а потом собирается уходить – «наигралась».

Воспитатель предлагает собрать игрушки в 2 коробки, прежде чем уйти.

  1. Игрушка собирает предметы без опоры на какой-либо признак.
  2. Игрушка начинает «ошибаться». Проводя неправильные классификации. Дети помогают исправить ошибки.

  1. Подвижная игра «Разбежались!» ( проводится по всей группе)

Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними и называет какой-либо признак и показывает руками, в какую сторону должны разбегаться дети: мальчики – направо, девочки – налево и т.д.

Воспитатель называет признаки, которые четко делят группу на 2 части: одежда с карманами – без карманов, длинные- короткие рукава и т.д.

  1. Обсуждение противоречий в предметах. (проводится у стола)

Пока дети играли, кто-то убрал почти все игрушки, остались только 2: мячик и дудочка.

  1. Игрушка проводит классификацию «хорошая – плохая»
  2. Анализ – что хорошего и плохого в оставшихся игрушках.

В конце проводится игра с мячом и дудочкой по выбору детей (проводится по всей группе)



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД  В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание»

Тема: Составление рассказа «Дикие животные»

Задачи:

  1. Упражнять детей в умении рассказывать о животных с использованием мнемотаблицы.
  2. Развивать словарный запас – называть отличительные признаки  диких животных /заяц, волк/, используя мнемотаблицу.
  3. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание. Формировать умение соотносить знаковые символы с образом.
  4. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Развитие интегративных качеств:

  1. Способствовать развитию интегративного качества «любознательный активный».
  1. Способствовать проявлению интереса к получаемой информации и развитию любознательности.
  1. Способствовать развитию интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» 
  1. Способствовать проявлению инициативы в оказании помощи товарищам, взрослым.
  1. Способствовать развитию интегративного качества «эмоционально отзывчивый»
  1. Способствовать развитию умения Эмоционально откликаться на переживания близких взрослых, детей, персонажей историй
  1. Способствовать развитию интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
  1. Способен использовать простые схематические изображения для составления простого рассказа, строить повествование по схеме

Инновационные технологии: мнемотехника.

Развивающая среда: мнемотаблицы – ЗАЯЦ, ВОЛК. Игрушка заяц и шапочка волка, предметные картинки «угощение для животных». Аудиозапись «Октябрь» П.И.Чайковский.

ХОД НОД.

  1. Проводится на ковре.

Звучит музыка П.И.Чайковского. Вопросы к детям:

  1. Какое чувство у вас вызывает эта музыка?
  2. Какая это музыка?

  1. Подвижная игра «Найди зайку!» ( проводится по всей группе)

Дети ищут игрушку-зайца, который спрятался от волка. Заяц думает, что волк хочет отнять у него морковку.

Воспитатель и дети утешают и его.

  1. составление рассказа по мнемотаблицам ВОЛК И ЗАЯЦ. (проводится на ковре)

Дети рассказывают по мнемотаблице о зайце и волке, при этом сравнивают этих животных.

  1. проводится подвижная игра «Волк и зайцы»

Один из детей надевает шапочку-волк, а остальные играют роль зайцев. «Зайцы» под музыку прыгают, волк пытается догнать зайцев.

  1. Задание «Угощение для животных»

Из предложенных картинок нужно выбрать то, что любят кушать разные животные.

  1. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегративного занятия с элементами методики ТРИЗ и мнемотехники.

Воздушный город.Старший возраст.Цель: Развитие эмоционально-эстетической отзывчивости при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений, развитие творческого воображения.Задачи:·...

Совместная образовательная деятельность «Поможем царевне» с детьми подготовительной группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи» (с использованием ТРИЗ, ИКТ, мнемотехники).

Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, знание прав детей по сказкам, называть автора сказок по коллажу;  активизировать словарный запас детей; развивать свя...

Занятие по обучению рассказыванию с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники

Итоговое занятие по обучению рассказыванию с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники по теме "Зима" для старшего дошкольного возраста...

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посре...

Конспект по развитию речи с элементами ТРИЗ и мнемотехники «Путешествие в сказочную страну»

Конспект по развитию речи с элементами ТРИЗ и мнемотехники «Путешествие в сказочную страну»...

Конспект занятия. Развитие речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством...

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

  Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач...