Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

    Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в средней группе

с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Тема: «Путешествие в сказочную страну».

Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Задачи:

- формировать умение рассказывать сказку по алгоритму;

- учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе;

- способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу;

- повышать эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.

-  Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

-  Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.

-  Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

Материал к занятию: волшебный сундучок, клубочек ниток, письмо от колобка, колобок,  рукавичка, мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка».

СОД:

1. Организационный моментприветствие:

Собрались все детки в круг. 

Я твой друг,и ты мой друг. 

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.

Проблемная ситуация:  «Здравствуйте ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки. Я убежал и спрятался от лисы. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».

- Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?

Мотивация: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя).

(метод «Мозговой штурм»)

- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что выросла «Большая – пребольшая»?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- Кто потерял в лесу рукавичку?

- Кого выгнала лиса из домика?

Воспитатель: молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы хотите? Вы готовы?

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

- А, это волшебный сундучок».

- Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит. (воспитатель заглядывает в сундучок).

-  Здесь лежат предметы из сказок. (достает Колобка).

- Это кто? (Колобок). Вот он, где спрятался. Колобок будет путешествовать с нами. Мы будем помогать ему искать дорогу домой.

- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).

- А что еще бывает такое же? (метод анализа).

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

- Что случилось с Колобком? (ответы детей).

- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

Воспитатель: А теперь посмотрите, что это?

Воспитатель: Правильно, это рукавичка.

(воспитатель достает из корзинки рукавичку)

- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)

- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)

- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей)

- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее)

- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)

Молодцы, дети, хорошо справились с первым заданием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в свою сказку. (воспитатель бросает клубочек к мольбертам)

   - Ты катись, катись, клубок,

С овражка во лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

- Ребята клубочек привел нас к следующему испытанию.

- А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся рассказать, какая же наша лисонька.

- Что мы можем рассказать о шерстке лисы(шерстка у лисы мягкая, пушистая, рыжая).

-А что мы расскажем о мордочке лисы? (мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).

-А какой же хвост у лисы? (хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).

- Зачем лисе такой пушистый хвост? (хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).

- А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках(лиса в сказках хитрая, обманщица).

-Молодцы, ребята. В каких сказках мы с вами встречали лису? («Лисичка со скалочкой»«Колобок»«Теремок»«Рукавичка»).

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. («Заюшкина избушка»).

- Вот Лисичка нам приготовила такую мнемотаблицу, попробуйте с её помощью рассказать сказку. Я думаю, у вас всё получится, и вы сможете идти дальше» (дети с помощью мнемотаблицы пересказывают сказку «Заюшкина избушка»).

- Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка». А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми)

Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием и нам надо отправляться дальше – бросаем клубочек, он катится на коврик.

ФИЗМИНУТКА

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)        

Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросает клубочек доске)

- Проходите, дети, и присаживайтесь на стульчики, нас ждет последнее испытание. Загадки:

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти,

Маленькие дети? (Семеро козлят.)

 - Молодцы дети, правильно – это сказка «Семеро козлят»

- Кто же всех козляток съел?

- О какой сказке говорится в этой загадке?

- В чистом поле вырос дом,

  Кто-кто проживает в нем.

  Видим мышка в нем, норушка,

  Да Лягушка в нем, квакушка.

  Дом не низок не высок,

  Как зовется? (Теремок)

- Молодцы дети, правильно – это сказка «Теремок»

Следующая загадка:

Он в сказочке живет,

он не ёжик и не котик

из муки он был печен,

на сметане был мешен.

На окошке он студился,

по дорожке он катился.

- Как называется сказка?

- Кого встречал на своем пути колобок?

- Колобок благодарит детей за помощь:

- «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам, я снова оказался в своей сказке!- В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, вот такие Смайлики!

Рефлексия:

- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?



Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в средней группе

с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Тема: «Путешествие в сказочную страну».

Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Задачи:

- формировать умение рассказывать сказку по алгоритму;

- учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе;

- способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу;

- повышать эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.

-  Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

-  Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.

-  Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

Материал к занятию: волшебный сундучок, клубочек ниток, письмо от колобка, колобок,  рукавичка, мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка».

СОД:

1. Организационный моментприветствие:

Собрались все детки в круг. 

Я твой друг,и ты мой друг. 

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.

Проблемная ситуация:  «Здравствуйте ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки. Я убежал и спрятался от лисы. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».

- Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?

Мотивация: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя).

(метод «Мозговой штурм»)

- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что выросла «Большая – пребольшая»?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- Кто потерял в лесу рукавичку?

- Кого выгнала лиса из домика?

Воспитатель: молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы хотите? Вы готовы?

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

- А, это волшебный сундучок».

- Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит. (воспитатель заглядывает в сундучок).

-  Здесь лежат предметы из сказок. (достает Колобка).

- Это кто? (Колобок). Вот он, где спрятался. Колобок будет путешествовать с нами. Мы будем помогать ему искать дорогу домой.

- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).

- А что еще бывает такое же? (метод анализа).

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

- Что случилось с Колобком? (ответы детей).

- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

Воспитатель: А теперь посмотрите, что это?

Воспитатель: Правильно, это рукавичка.

(воспитатель достает из корзинки рукавичку)

- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)

- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)

- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей)

- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее)

- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)

Молодцы, дети, хорошо справились с первым заданием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в свою сказку. (воспитатель бросает клубочек к мольбертам)

   - Ты катись, катись, клубок,

С овражка во лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

- Ребята клубочек привел нас к следующему испытанию.

- А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся рассказать, какая же наша лисонька.

- Что мы можем рассказать о шерстке лисы(шерстка у лисы мягкая, пушистая, рыжая).

-А что мы расскажем о мордочке лисы? (мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).

-А какой же хвост у лисы? (хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).

- Зачем лисе такой пушистый хвост? (хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).

- А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках(лиса в сказках хитрая, обманщица).

-Молодцы, ребята. В каких сказках мы с вами встречали лису? («Лисичка со скалочкой»«Колобок»«Теремок»«Рукавичка»).

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. («Заюшкина избушка»).

- Вот Лисичка нам приготовила такую мнемотаблицу, попробуйте с её помощью рассказать сказку. Я думаю, у вас всё получится, и вы сможете идти дальше» (дети с помощью мнемотаблицы пересказывают сказку «Заюшкина избушка»).

- Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка». А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми)

Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием и нам надо отправляться дальше – бросаем клубочек, он катится на коврик.

ФИЗМИНУТКА

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)        

Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросает клубочек доске)

- Проходите, дети, и присаживайтесь на стульчики, нас ждет последнее испытание. Загадки:

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти,

Маленькие дети? (Семеро козлят.)

 - Молодцы дети, правильно – это сказка «Семеро козлят»

- Кто же всех козляток съел?

- О какой сказке говорится в этой загадке?

- В чистом поле вырос дом,

  Кто-кто проживает в нем.

  Видим мышка в нем, норушка,

  Да Лягушка в нем, квакушка.

  Дом не низок не высок,

  Как зовется? (Теремок)

- Молодцы дети, правильно – это сказка «Теремок»

Следующая загадка:

Он в сказочке живет,

он не ёжик и не котик

из муки он был печен,

на сметане был мешен.

На окошке он студился,

по дорожке он катился.

- Как называется сказка?

- Кого встречал на своем пути колобок?

- Колобок благодарит детей за помощь:

- «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам, я снова оказался в своей сказке!- В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, вот такие Смайлики!

Рефлексия:

- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.

                            Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посре...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕС ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛ...

Конспект занятия. Развитие речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством...

Конспект по развитию речи в старшей группе с приминением технологии ТРИЗ

Конспект по развитию речи в сраршей группе с приминением технологии ТРИЗ...