Конспект по развитию речи в старшей группе с приминением технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гаус Елена Владимировна

Конспект по развитию речи в сраршей группе с приминением технологии ТРИЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_s_elementami_triz.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Задачи:

  1. Развивать коммуникативную активность дошкольников;
  2. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
  3. Развивать творческое мышление, память, внимание;
  4. Способствовать развитию наглядно-образного, логического мышления; памяти, воображения детей.
  5. Активизировать словарный запас детей, развивать связную речь.
  6. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.
  7. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
  8. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Предварительная работа: чтение сказки «Василиса Премудрая»

Оборудование: Кукла «Василиса - Премудрая»; солнышко с лучиками;

карточки с заданиями; конверты; Флипчарт; Ребристая дорожка;

Ортопедические коврики; карточки с предметами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся.

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).

Доброе  утро, ручки!

Вы проснулись?

Погладить  рука  об руку, похлопать в ладоши.

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

Доброе утро, дети!

Мы проснулись!          (Поднять руки вверх!)

Дети стоят по кругу. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда» Метод мозгового штурма. Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Послушайте загадку.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто – то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Премудрая)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Василиса Премудрая. Поздоровайтесь с ней. Как вы думаете, каким образом она у нас появился? Метод мозгового штурма

Дети. Пришла.

Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?

Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и. т. д.

Воспитатель. Если Василиса Премудрая прилетела, то на чем она могла это сделать?

Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.

Воспитатель. Василиса - Премудрая: говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злая колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны. Солнышко загрустило, и теперь не может согревать жителей королевства своими лучиками. Злая колдунья оставила сундучок с заданиями если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы готовы помочь?

Дети. Да!

Воспитатель: Достает из сундучка первое задание.

Колдунья предлагает нам задание игру которая называется «Наоборот» Метод мозгового штурма, я буду вам читать слова а вы будете называть противоположности например: добрый – злой.

Высокий - низкий

Худой – толстый

Сильный - слабый

Умный - глупый

Трусливый – храбрый

Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы справились, и первый лучик расколдовали.

Давайте посмотрим, какое задание приготовила еще для нас Злая колдунья. Колдунья прочитала сказку «Красная Шапочка» и решила испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.

Воспитатель: - Жила – была девочка, и звали ее Синяя Шапочка:

Дети: - Не Синяя, а Красная Шапочка.

Воспитатель: Ах, да Красная Шапочка, и позвал ее папа.

Дети: Не папа, а мама.

Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи – ка к дедушке и отнеси ему цветы.

Дети: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы.

Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке.

Дети: Нет не по саду, а по лесу.

Воспитатель: И встретила лису.

Дети: Нет не лису, а волка.

Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети.

Дети: Нет не дети, а дровосеки.

Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места.

Но я вам предлагаю придумать новый конец для сказки, где волк не съел бабушку. Что можно придумать? Типовое фантазирование

Дети: посадить бабушку в кружку (воспитатель рисует на флипчарте бабушку в кружке).

Воспитатель: почему волк не съест бабушку?

Дети: кружка стеклянная, он сломает зубы; кружка металлическая, кружка пластиковая…

Воспитатель: молодцы ребята, бабушка осталась цела, а волк убежал.

И с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали.

Василисе Премудрой очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть, дети встают на физкультурную минутку.

Физкультурная минутка:

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим в ладоши твои.

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

Нас покружи, оторвав от земли.

(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок

(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.

(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,

(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.

(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой

(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой

(Дети по ортопедическим коврикам проходят на сои места)

Воспитатель: Ребята, в конверте какие-то карточки, на них изображены предметы (раздает карточки детям) Системный оператор

Вам нужно назвать части вашего предмета.

Дети по очереди называют из каких частей состоит их предмет.

Молодцы и с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали.

Осталось последнее задание, чтобы его получить нужно пройти по ребристой дорожке.

Следующее задание такое: «Какой, какая, какое» Метод мозгового штурма

Принц – храбрый, смелый, отважный, добрый.

Принцесса – красивая, добрая, нежная.

Палочка – волшебная, деревянная, сказочная.

Лес – сказочный, волшебный, еловый.

Колдунья – злая, не красивая.

Золушка – трудолюбивая, добрая, внимательная, щедрая.

Воспитатель: Ребята мы выполнили все задания. Давайте расколдованные лучики вернем солнышку. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в королевстве станет весело и хорошо солнышко, будет согревать жителей и все живое на земле. Василиса Премудрая, очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в свое королевство и рассказать всем, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злой колдуньи и вернули лучи солнышку.

Рефлексия: Ребята, скажите пожалуйста, что больше всего вам сегодня понравилось?

Какое задание больше всего запомнилось?

Ответы детей

Литература:

  1. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа; Методические рекомендации;

          Конспекты занятий; Игры и упражнения; Авторы – составители: О.С.           Ушакова, Е.М. Струнина.

  1. Технология развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений разработаннике на основе технологии ТРИЗ и РТВ) Сидорчук Татьяна Александровна, Хоменко Николай Николаевич, 2004
  2. С.И. Гин занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. «ТРИЗ- профи», 2013
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-skazochnyi-gost-po-razvitiyu-rechi-s-ispolzovaniem-tehnologi-triz-dlja-detei-starshei-grupy.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.

                            Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посре...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕС ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛ...

Конспект занятия. Развитие речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством...

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

  Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач...

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.3. Формировать коммуникативные навыки (диалоги...