КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Черных Ирина Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9»

 

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

«СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Черных И. Ю.

 

Г. Никольск

2020г.

 

 

Цель: создание условий для решения познавательных задач посредством игровых приемов и элементов методики ТРИЗ

Задачи:

- формировать коммуникативные навыки через совместное обсуждение;

- формировать умение решать логические задания;

- активизировать словарный запас детей;

- развивать умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения;

- воспитывать любознательность, желание изобретать.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование и материалы: выставка книг с русскими народными сказками, 2 одинаковых сборника сказок- один с пустыми, второй точно такой же с полными, сундук, яблоко, красная шапочка, рукавица, яйцо желтого цвета, колобок, деревянная ложка.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним; беседы; решение задач по ТРИЗ технологии; игры «Наоборот», «Хорошо-плохо».

 

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, я принесла вам сегодня новую книгу со сказками. Посмотрите, какая она красивая! Хотите послушать новую сказку?

(Воспитатель открывает книгу и обнаруживает, что все страницы в ней пустые, белые)

Воспитатель: Что же могло произойти с книгой? (предположения детей)

(Раздается телефонный звонок, воспитатель имитирует разговор с Бабой Ягой)

Воспитатель: Оказывается это Баба Яга похитила странички из книги , и для того, чтоб она их вернула хочет, чтоб мы разобрали беспорядок в сундуке со сказками. (Дети находят в группе новый предмет- сундук)

Воспитатель: Здесь лежат предметы из сказок. (Достает яблоко). Ребята, что это такое? Какое оно? (красное, румяное, большое, красивое, сладкое, круглое…) Что бывает такое же круглое, как яблоко? Что бывает такое же румяное, как яблоко? Что бывает такое же сладкое, как яблоко? (Метод прямой аналогии (Синектика) В какой сказке нам встречаются яблоки? («Гуси-лебеди», «Крошечка -Хаврошечка»). Найдите в книжном уголке нужную сказку и положите рядом с ней яблоко.

(Воспитатель достаёт из сундука следующий предмет- красную шапочку)

Воспитатель: Интересно, а это из какой сказки? («Красная шапочка»). Какие главные герои в этой сказке? Красная шапочка какая? А Волк какой? А хотите поиграть в игру «Наоборот»? Вставай те в круг- я буду бросать вам мяч и называть качество Волка, а вы мне качество Красной Шапочки.

Волк злой, а Красная Шапочка- добрая

Волк ленивый, а Красная Шапочка- трудолюбивая

 Волк жадный, а Красная Шапочка- щедрая

 Волк плохой, а Красная Шапочка – хорошая

Волк грубый, а Красная Шапочка- вежливая

Волк голодный, а Красная Шапочка – сытая

 Волк трусливый, а Красная Шапочка- храбрая

 Волк грустный, а Красная Шапочка – веселая

Воспитатель: Молодцы, ребята! Найдите нужную сказку и положите рядом с ней красную шапочку.

(Воспитатель достает из сундука рукавицу)

-Что это за предмет? Зачем нам нужна рукавица? (Игра «Хорошо- плохо») Что хорошего в рукавичках? (Она согревает руки в мороз, можно брать горячий чайник или кастрюлю, она мягкая и т.д.) А что в рукавичках плохого? (Жарко, когда на улице тепло, не удобно играть в игрушки и т.д.). Действительно, ребята, оказывается один и тот же предмет может быть как плохим, так и хорошим. А в какой же сказке нам встречается рукавица? («Рукавичка»). Найдите нужную книгу на выставке и положите рядом с ней рукавицу.

(Воспитатель достает яйцо)

Ребята, что это? Почему оно желтого цвета? (Золотое яичко из сказки «Курочка Ряба») А что случилось с яичком в сказке? Что можно было бы сделать, чтоб яичко спасти? (Напугать мышку, чтоб убежала, накрыть яичко чем-то глубоким, подложить что-то мягкое, поймать и т.д.) Найдите нужную сказку на книжной полке и положите рядом золотое яичко.

(Воспитатель достает из сундука Колобка)

-Ой, кто это? Какой он, Колобок? А вы хотите превратиться в Колобков? (Метод эмпатии) Вставайте в круг, Колобки! Расскажите про себя, какие вы Колобки? (Воспитатель задает детям по- очереди вопрос «Какой ты Колобок?» и «Что ты любишь делать, Колобок?») Колобки, а вы любите играть?

Физминутка «Колобок»

(Дети выполняют движения согласно тексту физкультминутки)

Скок, скок,

Скок, да скок,

Покатился Колобок

Круглый и румяный

Прямо на поляну.

Раз- поднялся, потянулся,

Два- согнулся, разогнулся,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять на месте поскакать,

Шесть- на стульчики присесть.

 

Воспитатель: Ребята, давайте найдем в книжном уголке сказку про Колобка и положим рядом с нашим Колобочком.

(Воспитатель достает из сундука деревянную ложку)

- Что это за предмет и в какой сказке встречается? («Три медведя», «Жихарка») Что делали ложкой герои сказки? А что можно еще делать с ложкой, давайте придумаем ей необычное применение. (Можно использовать как музыкальный инструмент, повесить на стену как украшение, почесать спину, использовать ручку ложки как указку и т.д.) Молодцы, вот, оказывается, как полезна может быть обычная ложка! Давайте найдем нужные сказки в книжном уголке и положим рядом с ложкой.

- Ребята, предметы в сундуке закончились, значит мы все разобрали и навели порядок в сундуке со сказками. Давайте проверим, не вернула ли Баба Яга странички в нашу новую книгу. (Дети с воспитателем открывают книгу и обнаруживают, что все страницы стали яркими, с текстом и красочными иллюстрациями)

Воспитатель: Ребята, удалось нам вернуть страницы сказок, которые похитила Баба Яга? Что нам для этого нужно было сделать? Мы справились? Что вам понравилось больше всего? Что показалось самым трудным?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skazki_volshebnogo_sunduka.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9»

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

«СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»

Подготовила и провела:

Черных И. Ю.

Г. Никольск

2020г.

Цель: создание условий для решения познавательных задач посредством игровых приемов и элементов методики ТРИЗ

Задачи:

- формировать коммуникативные навыки через совместное обсуждение;

- формировать умение решать логические задания;

- активизировать словарный запас детей;

- развивать умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения;

- воспитывать любознательность, желание изобретать.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование и материалы: выставка книг с русскими народными сказками, 2 одинаковых сборника сказок- один с пустыми, второй точно такой же с полными, сундук, яблоко, красная шапочка, рукавица, яйцо желтого цвета, колобок, деревянная ложка.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним; беседы; решение задач по ТРИЗ технологии; игры «Наоборот», «Хорошо-плохо».

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, я принесла вам сегодня новую книгу со сказками. Посмотрите, какая она красивая! Хотите послушать новую сказку?

(Воспитатель открывает книгу и обнаруживает, что все страницы в ней пустые, белые)

Воспитатель: Что же могло произойти с книгой? (предположения детей)

(Раздается телефонный звонок, воспитатель имитирует разговор с Бабой Ягой)

Воспитатель: Оказывается это Баба Яга похитила странички из книги , и для того, чтоб она их вернула хочет, чтоб мы разобрали беспорядок в сундуке со сказками. (Дети находят в группе новый предмет- сундук)

Воспитатель: Здесь лежат предметы из сказок. (Достает яблоко). Ребята, что это такое? Какое оно? (красное, румяное, большое, красивое, сладкое, круглое…) Что бывает такое же круглое, как яблоко? Что бывает такое же румяное, как яблоко? Что бывает такое же сладкое, как яблоко? (Метод прямой аналогии (Синектика) В какой сказке нам встречаются яблоки? («Гуси-лебеди», «Крошечка -Хаврошечка»). Найдите в книжном уголке нужную сказку и положите рядом с ней яблоко.

(Воспитатель достаёт из сундука следующий предмет- красную шапочку)

Воспитатель: Интересно, а это из какой сказки? («Красная шапочка»). Какие главные герои в этой сказке? Красная шапочка какая? А Волк какой? А хотите поиграть в игру «Наоборот»? Вставай те в круг- я буду бросать вам мяч и называть качество Волка, а вы мне качество Красной Шапочки.

Волк злой, а Красная Шапочка- добрая

Волк ленивый, а Красная Шапочка- трудолюбивая

 Волк жадный, а Красная Шапочка- щедрая

 Волк плохой, а Красная Шапочка – хорошая

Волк грубый, а Красная Шапочка- вежливая

Волк голодный, а Красная Шапочка – сытая

 Волк трусливый, а Красная Шапочка- храбрая

 Волк грустный, а Красная Шапочка – веселая

Воспитатель: Молодцы, ребята! Найдите нужную сказку и положите рядом с ней красную шапочку.

(Воспитатель достает из сундука рукавицу)

-Что это за предмет? Зачем нам нужна рукавица? (Игра «Хорошо- плохо») Что хорошего в рукавичках? (Она согревает руки в мороз, можно брать горячий чайник или кастрюлю, она мягкая и т.д.) А что в рукавичках плохого? (Жарко, когда на улице тепло, не удобно играть в игрушки и т.д.). Действительно, ребята, оказывается один и тот же предмет может быть как плохим, так и хорошим. А в какой же сказке нам встречается рукавица? («Рукавичка»). Найдите нужную книгу на выставке и положите рядом с ней рукавицу.

(Воспитатель достает яйцо)

Ребята, что это? Почему оно желтого цвета? (Золотое яичко из сказки «Курочка Ряба») А что случилось с яичком в сказке? Что можно было бы сделать, чтоб яичко спасти? (Напугать мышку, чтоб убежала, накрыть яичко чем-то глубоким, подложить что-то мягкое, поймать и т.д.) Найдите нужную сказку на книжной полке и положите рядом золотое яичко.

(Воспитатель достает из сундука Колобка)

-Ой, кто это? Какой он, Колобок? А вы хотите превратиться в Колобков? (Метод эмпатии) Вставайте в круг, Колобки! Расскажите про себя, какие вы Колобки? (Воспитатель задает детям по- очереди вопрос «Какой ты Колобок?» и «Что ты любишь делать, Колобок?») Колобки, а вы любите играть?

Физминутка «Колобок»

(Дети выполняют движения согласно тексту физкультминутки)

Скок, скок,

Скок, да скок,

Покатился Колобок

Круглый и румяный

Прямо на поляну.

Раз- поднялся, потянулся,

Два- согнулся, разогнулся,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять на месте поскакать,

Шесть- на стульчики присесть.

Воспитатель: Ребята, давайте найдем в книжном уголке сказку про Колобка и положим рядом с нашим Колобочком.

(Воспитатель достает из сундука деревянную ложку)

- Что это за предмет и в какой сказке встречается? («Три медведя», «Жихарка») Что делали ложкой герои сказки? А что можно еще делать с ложкой, давайте придумаем ей необычное применение. (Можно использовать как музыкальный инструмент, повесить на стену как украшение, почесать спину, использовать ручку ложки как указку и т.д.) Молодцы, вот, оказывается, как полезна может быть обычная ложка! Давайте найдем нужные сказки в книжном уголке и положим рядом с ложкой.

- Ребята, предметы в сундуке закончились, значит мы все разобрали и навели порядок в сундуке со сказками. Давайте проверим, не вернула ли Баба Яга странички в нашу новую книгу. (Дети с воспитателем открывают книгу и обнаруживают, что все страницы стали яркими, с текстом и красочными иллюстрациями)

Воспитатель: Ребята, удалось нам вернуть страницы сказок, которые похитила Баба Яга? Что нам для этого нужно было сделать? Мы справились? Что вам понравилось больше всего? Что показалось самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе.

Конспект организованной деятельности по развитию речи и художественно-эстетическому развитию детей средней группы с приминением интерактивной технологии "Хоровод"...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе для детей с нарушениями слуха Тема: «Птицы в лесу»

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию речи    в средней группе для детей с нарушениями слуха  Тема: «Птицы в лесу»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...