Главные вкладки
Примерное перспективное планирование прогулки (младшая группа).
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Примерное перспективное планирование прогулки по месяцам (задачи прогулки, экологические т подвижные игры, труд в природе, народный календарь).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное перспективное планирование прогулки (младшая группа).
Сентябрь
Задачи:
- Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде; изменения в живой природе;
- Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое как летом). Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся на улицу, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают;
- Наблюдение в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце);
- Наблюдение за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождь холодный, не такой, как летом);
- Наблюдение за осенними цветами. По возможности пересадить цветы с клумбы в группу и наблюдать;
- Длительное наблюдение за кленом и березой, сравнивание деревьев по форме листьев и по цвету.
Экологические игры:
«Угадай растение по описанию»;
«Найди листок, какой покажу»;
«Да или нет»;
«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты);
«Узнай на вкус».
Подвижные игры:
«Воробушки и кот»; «Наседка и цыплята»; «Кот и мыши».
Труд в природе
Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал и складывать в коробки по видам. Оказывать помощь дворнику в уборке опавшей листвы. Оказывать помощь воспитателю в сборе семян с увядших цветов.
Народный календарь:
Сентябрь – листопадник, золотое лето.
2 сентября «Репорез». Осенью собирают урожай. Каждому овощу – свое время. К этому дню поспевала репа, ее начинали дергать. Её ели пареную, вареную, делали из нее кашу, пекли пироги. Ели ее и сырую, репа очень полезна для детей.
5 сентября Лупа – брусничник. К этому дню поспевала брусника, начинали ее собирать. Бруснику ценили за ее лечебные свойства, вкусовые качества. В этот день из ягод и листьев брусники готовили разные напитки, пекли пироги с брусникой, начинали варить варенье на зиму. (Познакомить с внешним видом брусники, с ее вкусовыми качествами. Закрепить представление о бруснике через продуктивную деятельность – рисование ягод приемами пальцеграфии).
Октябрь
Задачи:
- Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе – листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад), все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели;
Наблюдения:
- Продолжить наблюдения за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных; стало холоднее – надо теплее одеваться);
- Наблюдение за ветром. Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья;
- Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья);
- Наблюдение за отлетом перелетных птиц;
- Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (паук – в пень, бабочки – под кору деревьев, пчелки – в дупло, жуки забираются в кору).
Экологические игры:
«Где спряталась матрешка», «Найди, о чем расскажу», «Найди по запаху», «Стань у дерева».
Подвижные игры
«Карусель», «Кот и мыши», «Воробушки и автомобили», «По ровненькой дорожке».
Труд в природе
Совместно с воспитателем помогают дворнику в уборке опавшей листвы (собирают листья в кучи, уносят их на носилках). Насыпают в кормушку сухой корм. Помогают воспитателю мыть кормушки.
Беседы
«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде».
Народный календарь:
1 октября «Арина – шиповница». К этому дню в лесах поспевал шиповник или шипица. Так издавна старые люди называли шиповник. Его плоды начинали собирать и сушить. Шиповник ценили за его целебные свойства (много витаминов, восстанавливает силы, улучшает настроение). Из его плодов готовили напиток, сироп. Когда цветет шиповник, он очень красив.
(Познакомить с вкусовыми качествами его плодов.)
Закрепить представления о шиповнике через продуктивную деятельность – рисование ягод шиповника поролоном – коллективная работа).
У розовой шляпки лапки – царапки. (шиповник)
Октябрь что март: то плачет, то смеется.
Ноябрь
Задачи:
Формировать представления об изменениях в неживой природе поздней осенью (стало еще холоднее – изменение в одежде, все листья с деревьев опали, звери готовятся в лесу к зиме). Воспитывать желание участвовать в труде.
Наблюдения:
- Продолжать наблюдение за солнцем, ветром. Умение определить с помощью вертушек, есть ли ветер на улице;
- Наблюдение за первым снегом (как кружатся в воздухе снежинки, как они медленно падают на землю);
- Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло. Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает: взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая);
- Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит, провести опыт – вынести на улицу поддон с водой, к концу прогулки отметить, что случилось с водой;
- Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла так же, как снег тает). Для этого кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, как он начинает таять.
Экологические игры: «Угадай, что в руке», «Где спряталась матрешка?», «Найди такой же», «Зайчик в беде», «Угадай, чей хвост».
Труд в природе:
Помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участке.
Беседы:
«Что изменилось в нашей одежде», «Беседа о жизни зверей в лесу».
Декабрь
Задачи:
Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: стало холодно, все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет; люди надели шубы, теплые шапки, сапоги, валенки; дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков.
Наблюдения:
- Наблюдение за снегопадом. Понаблюдать, куда падает снег. Как тихо он падает (протянуть руки и проследить, как на них ложится снег, какого он цвета);
- Наблюдения за свойствами снега (Снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый);
- Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная; когда снег бывает липкий, а когда рассыпчатый. Рассказать, что можно делать из липкого снега (лепка снеговиков, «пирожки» из формочек;
- Наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом для птиц или насыпать корм на определенное место. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?
Экологические игры:
«Кто во что одет», «Сложи картинку».
Подвижные игры
«Лиса и зайцы», хороводная игра «Зайка серенький сидит», ботаническое лото «Помоги листочку найти свое растение».
Труд в природе:
Совместно с взрослым расчищают дорожки от снега, сгребают его лопатками, увозят на санках в указанное воспитателем место; очищают место для игр от снега. Укрывают снегом крону деревьев. Посыпают вместе с воспитателем дорожки песком.
Народный календарь:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Зимой солнце светит, да не греет.
Нет зимы, которая бы не кончилась.
У избы побывал – все окна разрисовал (мороз)
Без рук рисует, без зубов кусает (мороз)
Белая морковка зимой растет (сосулька)
Январь
Задачи:
Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега. Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.
Наблюдения:
- Наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает (опыт);
- Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются, провести опыт по выявлению свойств и качеств воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная);
- Вместе с детьми сделать ледяные игрушки для украшения елки на участке, для чего подкрашенную воду разливают в формочки и замораживают;
- Продолжать подкармливать птиц, для этого следует каждый день в определенный час насыпать корм (крошки, зерна), наблюдая при этом, кого мы сегодня кормили, чем птицы клевали зерна; используя игровой прием, предложить детям показать, как воробьи летают;
- Наблюдение за небом, облаками (чистое, голубое, безоблачное), облака плывут, торопятся, не похожи друг на друга;
- Понаблюдать за работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком. Наблюдение за снегоуборочной машиной.
Экологические игры:
«Кто во что одет», «Кто где живет», «Где спряталась рыбка».
Подвижные игры:
«Караси и щуки», «Лохматый пес», хороводная игра «Зайка беленький сидит…»
Беседы:
«Новогодний праздник дома», «Зимние развлечения на улице».
Народный календарь:
С 7 по 18 января «Святки». С этого дня начинались морозы. Святки или святые вечера были самым длинным отдыхом для крестьян в течении всего трудового года. В эти дни каждый вечер, собирались на вечеринки, где пели песни, плясали, играли в разнообразные игры. По вечерам ходили ряженые с шутками и прибаутками, заходили в дома, прося угощение у хозяев.
Если на святках снег – будет малина.
Если святки морозные – будет урожай хлеба.
Если оттепель – весна будет ранняя и теплая.
Февраль
Задачи:
Расширять и обобщать знания детей о характерных явлениях зимней погоды (морозы, снегопады). Развивать способность видеть красивое в зимней природе. Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.
Наблюдения:
- Наблюдение за солнцем: оно появляется чаще, с каждым днем светит ярче;
- Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной;
- Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине), загадывание загадок о сосульках;
- Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять;
- Наблюдение за ветром, стал теплее, не такой колючий, а ласковый;
- Наблюдение за снегом. В конце месяца начинает таять, он становится липким. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц;
Экологические игры:
«В зимней столовой», «Птички», «Узнай по голосу, какая это птичка».
Подвижные игры:
«Мы веселые ребята», «Птички и автомобиль», хороводная игра «Дружно раз, два, три», «Пузырь».
Труд в природе:
Подкормка птиц на прогулке. Совместно с воспитателем собирать снег в кучи, посыпать песком дорожки.
Народный календарь:
Зима с весной встретились впервой.
18 февраля «Агафья – коровница». Корова была кормилицей семьи. Она давала молоко, а из молока готовили сыр, творог, сметану, масло. Поэтому к ней относились бережно, говорили: «Корова в тепле – молоко на столе», «Корову палкой бить – молока не пить». С этого дня начинали еще больше заботиться о корове, так как у нее должен был появиться детеныш – теленочек. Просили у нее: «Принеси нам, коровушка, бычка или телочку».
Всем нам пригодится Кушай, Ванюшка – дружок!
Белая водица. Ешь да пей, гостям налей
Из водицы белой И коту не пожалей.
Все, что хочешь, делай А. Рождественская
Сливки, простоквашу,
Масло в нашу кашу,
Творожок на пирожок…
Март
Задачи:
Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед). Обращать внимание на красоту весенней природы.
Наблюдения:
- Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым: «Протяните руки солнышку и погрейте их». (Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? – солнце стало более ярким);
- Предложить посмотреть, как тает снег, и исчезают снежные постройки: «Что греет землю? Куда девался снег?»;
- Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказать детям, что такое тень. Понаблюдать за тенью, которую оставляют предметы разной величины;
- Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем – утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед;
- Наблюдение за воробьями, они стали чирикать и летать веселее, понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнездышки.
Экологические игры:
«Вороны», «Через ручеек», «Солнышко и дождик», «Найди, что потерялось», «Кто где живет», «Угадай по описанию», «Загадай, а я отгадаю».
Подвижные игры:
«У медведя во бору», хороводная игра «У бабушки Варвары», «Сова».
Труд в природе:
Уборка с площадки кусочков льда. Уборка участка от веточек и камешков. Продолжать подкармливать птиц. Совместно с воспитателем посыпать песком ледяные дорожки.
Народный календарь:
«У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдет – гвоздь упадет» (сосулька)
Пришла весна, тут уж не до сна.
14 марта «Евдокия – весновка». С этого дня солнце начинает пригревать, появляются сосульки на крышах. с этого дня начинали кликать весну и пекли печенье – жаворонки. Женщины и дети влезали на крыши или пригорки и пели: «Солнышко, повернись!
Красное, разожгись
С весною красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
С этого дня начинали готовиться к работам на огороде: ремонтировали лопаты, грабли, начинали выращивать помидоры.
Апрель
Задачи:
Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе. Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляется первая травка, первые цветы (подснежники, мать-и-мачеха), звери в лесу меняют окраску (заяц), просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик), из теплых стран прилетают птицы. Развивать умение находить общие признаки у деревьев и кустарников. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.
Наблюдения:
- Продолжать наблюдать за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают. (Спросить у детей, почему лед тает?);
- Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. (Спросить детей, почему кораблик намокает.);
- Обратить внимание детей на набухшие почки. Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной лентой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки, как прилетают первые грачи и скворцы и просыпаются мухи. Растереть и понюхать почки.
Экологические игры:
Подвижные «Беги к дереву», «Через ручеек», «Кто быстрее найдет березу, ель, тополь», Угадай по описанию».
Беседы:
«О птицах» (сравнивать внешний вид воробья и синицы – на прогулке и по иллюстрациям в группе), «В какие игры мы играем весной», «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко».
Труд в природе:
Уборка мусора на участке. Посев крупных семян настурции, бобов, гороха.
Народный календарь
Весенний день год кормит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
10 апреля «Мать – и – мачеха зацветает». С этого дня начинает цвести один из первых весенних цветов – мать – и – мачеха. Это радостный яркий цветок, похож на маленькое солнышко, его лепесточки расположены как лучи, расходящиеся от центра. Мать – и – мачеха раскрывается навстречу солнцу, а с его заходом – закрывается, как будто ложится спать. Мать – и – мачеху ценили за ее лечебные свойства – ее цветы и листья помогают от простуды, кашля.
Закрепить представление о мать – и – мачехе через продуктивную деятельность – рисование цветка ватной палочкой – коллективная работа.
На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки,
Желтые глазочки. (Мать – и – мачеха)
Май
Задачи:
- Закреплять представления о весенних изменениях в неживой природе: много солнечных теплых дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее;
- Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост – травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи, скворцы), проснулись после зимней спячки насекомые;
- Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная, способность отражения) и свойствами песка (сухой песок – сыпучий, сырой – липкий);
- Развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.
Наблюдения:
- Наблюдение за солнцем – солнце яркое, теплое, много солнечных дней. Познакомить со свойствами солнечных лучей, высушивать все вокруг;
- Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить на солнце выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать;
- Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с грозой. Рассказать, что такое гроза, молния;
- Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением деревьев: черемухой, вишней. Рассмотреть первые цветы – мать - и - мачеху, подснежник, одуванчик;
- Обратить внимание на появление насекомых (откуда они появились?). Рассмотреть майского жука, бабочку;
- Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы. По возможности понаблюдать за грачами или скворцами, понаблюдать, как птицы купаются в лужах.
Экологические игры:
«Найди дерево по описанию», «Чья это тень?», «Кто как двигается».
Беседы:
«Какие песенки поет дождь?», «Что солнце нагревает быстрее?».
Труд в природе:
Полив посеянных цветов, прополка. Уборка участка от мусора.
Народный календарь:
18 мая «Ирина – рассадница». С этого дня начинали садить капусту и огурцы. Капуста любимый овощ, из нее готовят много разных блюд: щи, бигус, салаты, пекут пироги. Рассаживая капусту по грядкам, приговаривали: «Не будь голенаста – будь пузаста, не будь пуста – будь туга, не будь красна – будь вкусна!»
Закрепить представления о капусте, ее вкусовых качествах. Закрепить представление о капусте через продуктивную деятельность – аппликация «Угостим зайчика капустой».
Ни один рот без капусты не живет.
Без капусты щи не густы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование на тему "Толерантность,в поготовительной группе. ноябрь месяц.Источник: Методические рекоменации-2013 год."Этнокалендарь СПб, 2013"...
Перспективное планирование в младшей группе по формированию здорового образа жизни....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПРОГУЛКИ ( МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ). Карта прогулок....
Примерное перспективное планирование...
Перспективное планирование...
Перспективное планирорвание второй младшей группы на основе примерной образовательной программы " Детсво" ФГОС...