конспект НОД "воздух-символ свободы" для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Целью занятия является закрепление и уточнение знаний о свойствах воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_starshey_gruppe.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе " Воздух – символ свободы "

Автор занятия: Супрун Елена Павловна воспитатель МБДОУ д\с №28 г. Белгород

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха.

 Задачи:  Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений детей о значении воздуха в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать у детей способности устанавливать причинно следственные связи на основе элементарного эксперемента и делать выводы. Активизировать словарь детей словами: планер, парашют, ветряная электростанция. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Оборудование:

Презентация: «Воздушное путешествие». (Самолет, вертолет, планер, ракета, воздушный шар, мельница, ветряная электростанция). Полиэтиленовые пакеты, веера, соломинки, стаканы с водой, вертушка, свеча, перо птицы, кусочек резины, резиновая игрушка.

Предварительная работа:

 Изготовление совместно с родителями космического шлема. Дидактическая игра «Летает – не летает». Рассматривание папки «Воздушный транспорт».

Ход занятия: 

Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.

(Воздух)

Сегодня мы с вами будем говорить о воздухе. А есть ли воздух в нашей групповой комнате? (да)

Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?

(Воздух)

Опыт №1.

Возьмите в руки целлофановые пакеты, надуйте их и закрутите. Что в пакете? (воздух)

Что мы можем о нем сказать? (воздух прозрачный).

 Вдохните в себя воздух и попробуйте задержать дыхание. Долго ли вы сможете не дышать?

 Какой можно сделать вывод: (Без воздуха человек не может прожить и нескольких минут)

- Ребята, хотите отправиться в большое воздушное путешествие? Как вы думаете, почему путешествие назвали воздушным? (отправимся в путешествие на воздушном транспорте) Но сначала отгадаете загадку.

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? — ...

(самолет)

П\и «Самолет»

А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть? Давайте это проверим с помощью простых опытов.

Опыт №2.

Почувствуете ли вы воздух?
Помашите веером возле своего лица. Что вы почувствовали? (прохладный ветерок)

Опыт №3.

Услышите ли вы воздух?
Развязываю шарик и отпускаю. (свист)

Опыт №4.

Увидите ли вы воздух?
Опустите конец соломинки в стакан с водой и подуйте в нее. Что вы увидели? (пузырьки)

Продолжим наше путештвие…

С виду это самолёт:
Крылья есть и есть пилот,
Хорошо летать умеет,
Но мотора не имеет.
 

(планер)

на планере. Но как, же он полетит без мотора? (Его понесет ветер).

 А откуда берется ветер? Солнце нагревает воздух в одном месте, и нагретый теплый воздух поднимается вверх. И тут на его место врывается холодный воздух. Вот это перемещение, движение воздуха и есть ветер.

Каким бывает ветер? (Сильным, легким, теплым, холодным, ураганным.)

Как определить силу ветра? ( Можно понаблюдать за тем, как качаются деревья на улице).

Мы пересаживаемся на…

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

(воздушный шар)

 На нем люди совершали свои самые первые воздушные путешествия. Но что, же заставляет шар подниматься вверх? (воздух) Теплый воздух, он поднимается вверх, потому, что теплый воздух легче холодного. Это подтвердит еще один опыт.

Опыт №5.

Вот перышко. Если я его просто подброшу, то оно просто упадет вниз. Вот так. Но если его подбросить над огнем, (зажигаю свечу), то вы увидите, что перышко не падает.

Физкультминутка

 Полетели, полетели, - вращение руками, согнутыми

Вперёд руками завертели - в локтях, перед собой вперёд.

Руки в стороны - в полёт - стойка ноги врозь, руки в стороны.

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, - поворот вправо, поворот влево.

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре - лёгкий бег в разных направлениях.

Полетел наш самолёт.

Нас опять ждет пересадка.

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский ..

 (вертолет)

Мы продолжим наше путешествие на вертолете.

Объясните, как человек использует воздух? (надувает воздушные шары, накачивает воздухом мячи, спасательные жилеты и круги, колеса велосипедов или машин).

Неизвестно, где живет.

Налетит -  деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

(ветер)

 Ребята, а ветер умеет работать? ( Ветер сдувает листву с деревьев, сушит белье, кружит мельницы и ветряки).

Вертолет продолжает свой путь, но на посадку не заходит. Как же нам попасть на землю.

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился ...

 (парашют)

Вот мы и спустились на парашютах, на берег моря. (Включить музыку «шум моря») Предлагаю вам представить, что вы лежите на берегу моря, на теплом песке, вам хорошо и уютно. Вы смотрите в голубое небо и слушаете прибой. Дышите глубоко вместе со звуком прибоя. Немного отдохнули.

А теперь послушайте поговорки:

Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.

Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.

Воздух – символ свободы.

Объясните, как вы это понимаете. (Впрок не надышаться; что бы чего - то достичь, необходимо работать; во время полета чувствуешь себя свободным).

А теперь предлагаю отправиться в последнее путешествие…

Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную ...
(
ракета)

В путь! К звездам! На ракете! (дети одевают космические шлемы)

Посмотрите в элюминаторы: воздух накрывает Землю как одеяло со всех сторон. Чем выше от Земли, тем воздуха меньше.. Почему космонавты всегда в скафандрах? ( В космосе нет воздуха, без скафандра космонавтам было бы нечем дышать).

Воздух, окружающий Землю, давит на все предметы, находящиеся на ней. Сейчас мы это проверим с помощью опыта.

Опыт №6.

Воспитатель наливает в стакан воду до самого края. Прикрывает стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переворачивает стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается. ( Сверху на бумагу давит вода, а снизу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается).

Опыт №7.

Возьмите со стола кусочек резины и опустите ее в воду, что случилось? (он утонул).

А теперь возьмите резиновую игрушку и опустите ее, а воду. (Игрушка плавает, потому, что в ней воздух, а он легче воды).

Вот наше космическое путешествие подходит к концу. Мы узнали много нового и интересного о воздухе. (Ответы детей). Скоро мы с вами отправимся в новое путешествие, что бы провести новые опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект итогового ООД в старшей группе "КВН в старшей группе"

Конспект будет интересен воспитателям старшей группы. Конспект построен на интеграции образовательных областей:Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...