Зимняя прогулка к тополям
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Займенцева Александра Александровна

формировать представление о значении тополей как защитников и биологических очистителей воздуха в промышленном городе, о неприхотливости к условиям произрастания, высокой степени пылеулавливания, содержащихся в атмосфере; воспитывать уважительное отношение к этим деревьям как к защитникам городской среды; развивать у детей глазомер и ориентировку в пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnyaya_progulka_k_topolyam.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Родничок»

                  Зимняя  прогулка к тополям.

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы:

Займенцева Александра Александровна

             

Поселок Лотошино Московская область

Тип: интеллектуально-развивающее.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Программное содержание: формировать представление о значении тополей как защитников и биологических очистителей воздуха в промышленном городе, о неприхотливости к условиям произрастания, высокой степени пылеулавливания, содержащихся в атмосфере; воспитывать уважительное отношение к этим деревьям как к защитникам городской среды; развивать у детей глазомер и ориентировку в пространстве.

Планируемые результаты: развивать интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Материал: модели дерева и кустарника, доска магнитная и магнитные буквы.

Предварительная работа: наблюдения, рассматривание картин, беседы, рисование.

Словарная работа: пухлый, мохнатый, искрится.

Ход занятия: В начале занятия раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится в дверь.

Дядюшка Ау: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

Дети: Да.

Дядюшка Ау: Я хочу пригласить вас прогуляться вместе  со мной по экологической тропе. Вы согласны?

Дети: Да.

Дядюшка Ау: Идем. На Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит холод, круглый год – зима. А в какой стране щедрая природа дарит нам весну, лето, осень, зиму?

Дети: Россия

Дядюшка Ау: Правильно, Россия. Мы имеет возможность любоваться всеми временами года. Посмотрите вокруг и скажите мне, какое сейчас время года?

Дети: зима.

Дядюшка Ау: Как вы догадались что зима?

Дети: Солнышко не греет, небо пасмурное, холодно, лежит снег.

Воспитатель: Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы

                                 (А.С. Пушкин)

-Ребята, посмотрите все на снег: какой красивый, потрогайте его. Что можно сказать про снег, какой он?

Дети: Пушистый, искрится на солнце, переливается, пухлый, мохнатый.

Воспитатель: Какого цвета снег?

Дети: Белого.

Воспитатель: Может ли снег менять цвет?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, снег действительно может менять цвет, а зависит

Это от освещения, от солнечных лучей. Посмотрите внимательно: с левой стороны снег какого цвета (оттенка)?

Дети: голубоватый.

Воспитатель: Может быть и с желтым  оттенком. Ребята, послушайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Что это?

   (Дерево)

Воспитатель: Молодцы. Правильно, дерево. Посмотрите, ребята, на красоту деревьев. Красиво?

Дети: Да.

Дядюшка Ау: Ребята, давайте подойдем к этому дереву. Вы узнали, что это за дерево?

Дети: тополь.

Дядюшка Ау: Правильно, это тополь всего известно более 100 видов тополей, но  это число увеличивается.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на модели и расскажем о тополе, есть ли у тополя признаки, которые изображены на модели?

Показывает модели: дерево, кустарник, растет, дышит, размножается, корень, всасывает из почвы влагу, лист, семена.

-У тополя есть эти признаки?

Дети: Да, это дерево.

Воспитатель: Правильно, молодцы, это дерево, а не кустарник, так как у его один большой ствол, оно растет, дышит, размножается, есть корень, и благодаря корням оно ссасывает из почвы влагу. Весной на деревьях появляются листья, после цветения появляются семена. Ребята, попробуйте поднять тополь. Не получается, как вы думаете, почему?

Дети: он тяжелый и у него есть корни.

Воспитатель: У толя очень крепкие корни. Если поднимется буря, он выстоит, не сломается. Какой тополь по высоте?

Дети: высокий.

Воспитатель: Высота тополей достигает 30-45 метров. Какой ствол у тополя?

Дети: стройный.

Воспитатель: Какая кора по цвету?

Дети: темно-серая.

Воспитатель: потрогайте кору у тополя, что вы видите и ощущаете?

Дети: кора  с трещинами.

Воспитатель: Как расположены ветки, в стороны или вниз?

Дети: Они прижимаются к стволу.

Воспитатель: Попробуйте показать мне, как ветки тополя располагаются на дереве. Вот такие деревья называются пирамидальными. Крона у тополя какая?

Дети: Пирамидальная.

Воспитатель: Молодцы! Какие ветки по длине и толщине?

Дети: разной длины и толщины.

Воспитатель: Понюхайте тополь, что чувствуете? Какой запах?

Дети: Душистый.

Воспитатель: Тополь выделяет вещество, похожее на смолу. Как вы думаете, для чего?

Дети: для защиты.

Воспитатель: Правильно, для защиты от вредителей и болезней.

Дядюшка Ау: Ребята, а какого цветет тополь?

Дети: Весной.

Дядюшка ау: Правильно, весной до распускания или одновременно с распусканием листьев. Все в природе продумано тщательно, ведь тополя – ветроопыляемые и поэтому они рано образуют цветки, а затем семена. В конце мая на деревьях созревают коробочки с семенами. Они лопаются, и тополиная метель заменяет город: пух, подхваченный ветром, летит вдоль улиц, точно снегом прикрывает почву и деревья, залетает в раскрытые окна. Из чего состоит тополиный пух?

Дети: из ворсинок.

Дядюшка Ау: правильно, белый тополиный пух состоит из тонких волосков – ворсинок, которые хорошо впитывают влагу и создают условия для прорастания семян. Ребята, почему женские экземпляр тополя дают пух?

Дети: Чтобы лучше перелетать семенами и прорасти.

Дядюшка Ау: Люди предпочитают высаживать мужские экземпляры, которые не образуют пух. Как вы думаете, почему?

Дети: чтобы не было пуха.

Дядюшка Ау: Пух женских деревьев является аллергеном для многих людей. Тополя являются нашими друзьями?

Дети: Да.

Дядюшка Ау: Тополя – наши друзья, они очищают воздух от городского дыма и пыли. Частички городской копоти и пыли легко смывается дождем. Тополя широко используются для защиты почвы. Они выделяют кислорода в семь раз больше, чем еловые.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете родовое название тополя?

Дети: нет

Воспитатель: Родовое название тополя – «популюс». Когда-то, попав в наши края, «пополюс» «потерял» в славянском языке окончание и отдельные звуки. Какие звуки изменили в слове «пополюс»?

Дети работают у магнитной доски: звук меняют «п» на «т», «у» на «о»; убрали «ю», «с».

-Молодцы, справились, и получилось название «тополь». Так что название дерева на многих языках ведет свою линию от древнеримского «пополюса»

Дядюшка Ау: Какие полезные свойства есть у тополя?

Дети: из него готовят лекарства.

Дядюшка Ау: Из почек готовят мази, отвары и настойки, и лечат этим раны, порезы, ушибы, ожоги. Мы должны уважительно относиться к этим деревьям, как к защитникам городской среды. Тополь – наш друг, он очищает воздух.

Я хочу с вами поиграть в игру «Отгадай, сколько шагов». Ребята, вы должны быть внимательными, посмотрите, сколько шагов от нашего первого тополя до пятого? Подумали сколько шагов? Давайте проверим. Молодцы.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка?

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня в группе мы с вами сделаем коллективную аппликацию пирамидальных тополей.

Список использованной литературы:

  1. Л.А. Егорова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
  2. В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
  3. Т.А Шорыгина «Деревья. Какие они?»
  4. А.С. Пушкин «Идет волшебница зима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект подвижной игры на прогулке «Зимняя прогулка»

Подвижные игры на прогулке - одно из основных средств физического воспитания детей. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельн...

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ ПДА в старшей группе Тема: «Зимняя прогулка»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, продолжать знакомить с признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.  Обогатить и ...

Конспект проведения прогулки в младшей группе по теме "Зимняя прогулка".

Загадки, другие названия зимних месяцев,беседа об осадках зимой,стихотворение "Снежинки", подвижная игра "Метелица"...

Наши зимние прогулки. Организация прогулки зимой.

Для того, чтобы прогулки зимой проходили интересно для детей – их надо правильно организовать.Наша прогулка всегда начинается с того, что вместе с детьми вспоминаем о то...

консультация "Зимние прогулки с детьми в зимний период"

Папка -передвижка для родителей о том, как весело и с пользой провести прогулку с ребенком в зимний период: чем можно заняться на улице, в какие игры поиграть.  Полезные советы как правильно одет...

Консультация для родителей «Наблюдения на зимних прогулках для малышей» Консультация для родителей младшей группы «Наблюдения на зимних прогулках для малышей».

Основное средство познания природы ̶ наблюдение. Наблюдения дают возможность познакомить детей с природными явлениями. С вашей помощью ребенок может познать законы, по которым живет природа.Во время н...