Конспект НОД в подготовительной группе "Хочу все знать"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чикал Тамара Олеговна

Использование технологий критического мышления

Цель: Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя- самоучки Ивана Петровича Кулибина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskogo_mysh.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе общеразвивающей направленности с использованием технологий критического мышления ( ТРИЗ – технологий).

«Хочу все знать»

                                                   

Цель:        Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-        самоучки Ивана Петровича Кулибина.

Задачи:

  1. Учимся конкретно высказывать свои мысли.
  2. Закрепляем знания о понятии «человек- изобретатель».
  3. Обогатить знаниями о мире открытий и изобретений.
  4. Активизировать логическое мышление; прививать любовь к природе.
  5. Воспитываем чувство уважения к труду взрослых и желание быть похожими на них.

Материал: Набор иллюстраций «Мастерская природы», ковролин, таблица ТРИЗ, колокольчики-цветы (для поляны), колокола, аудиозапись «Звон колоколов».

       .

Ход занятия.

(Дети сидят на лужайке)

Воспитатель:  Давным-давно человек был близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он изобрел.. (На стенде разложены картинки с изображениями разных предметов).

Дети: Нож

Воспитатель: Это был изобретатель. Изобретатель был очень любопытным, любил наблюдать за природой. Как-то, поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве.. Ребята, а как вы думаете в качестве чего?

 Дети: Иголки, наконечники для стрел, рыболовные крючки.

Воспитатель: Изобретатель – такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает.

- У кого же учился человек? Кто был его главным учителем?

Дети: Природа.

Воспитатель: Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц?  Человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако, он не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу, с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица?

Дети: Самолет .

Воспитатель: А что общего у птицы и самолета?

Дети: У самолета есть крылья и хвост.  

                        

Воспитатель:  Самолет – хорошо, но есть у него один недостаток. Ребята, подумайте и назовите его.

Дети: Чтоб ему взлететь, нужна взлетная полоса.  

 Воспитатель: Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. Сидит она на цветке и, вдруг, сразу, без разбега, взлетает вверх. И придумал человек  машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? Отгадайте загадку и узнаете что это.

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет,

Что же это?

Дети: Вертолет.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки ( птицы, самолета, стрекозы, вертолета.) Чем они похожи и чем отличаются?

                                                     

Физкультминутка

Мы садимся в самолет

     Начинается полет.

Полетаем над горами,

Над лугами и полями

1 2 3 4 5 начинай полет опять.

(Дети вместе с воспитателем имитируют движения самолета)

Воспитатель:  А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывает на одуванчик).  (Ответы детей).

Воспитатель:  Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится?

Дети:  Полетят пушинки, как парашютики.

 

Воспитатель:  Как хорошо, что человек наблюдательный. Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол). Вы слышали когда-нибудь, как звонят колокола? Давайте послушаем колокольный перезвон. (Слушают в аудиозаписи). А колокольчик – цветок,  звенит? Давайте устроим эксперимент. Посмотрите на нашу лужайку, какие цветы растут на ней?  

  

Дети: Колокольчики.

Воспитатель: Подойдите поближе, присядьте, дотроньтесь пальчиком до цветка и прислушайтесь, звенит колокольчик?

Дети: Нет

Воспитатель: Даже есть загадка об этом:

     Эй, звоночек, синий цвет,

      С язычком, а звона нет.

 Как вы думаете, что человек придумал, наблюдая за рыбами? (Ответы детей).

Воспитатель: Их обтекаемая форма помогла создать подводную лодку.  Наблюдая за рыбьим хвостом, человек сделал ласты. Тело рыбы покрыто чешуей – человек стал покрывать крыши домов черепицей. (Прилагаются иллюстрации). И таких примеров очень, много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.

(Выслушиваем высказывания детей)

Воспитатель: Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями.

Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.

Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изобретения принадлежат И. Кулибину.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед).

Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомашина).

Я весь день жужжу-жужжу,

Ветерком тебя стужу.

(Вентилятор).

То снизу вверх, то сверху вниз

Он целый день послушно ходит.

Ты только к кнопке прикоснись –

Он тут же сам к тебе подходит.

(Лифт).

Воспитатель: А вы хотите быть изобретателями? (ответы детей).

А как вы думаете, что для этого нужно? Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в подготовительной группе «Правила дорожные знать всем положено»

Конспект развлечения в подготовительной группе «Правила дорожные знать всем положено»...

Конспект развлечения в подготовительной группе «Правила дорожные знать всем положено»

Конспект развлечения в подготовительной группе «Правила дорожные знать всем положено»...

конспект досуга в подготовительной группе по ПДД «Правила Дорожного Движения важно знать»

конспект досугового занятия по ПДД для подготовительной к школе группы...

Конспект викторины для подготовительной группы «Хочу всё знать» (ФЭМП)

Цель: Систематизировать знания детей об условных мерках.Задачи: Закреплять умение измерять с помощью условной мерки длину предметов.Формировать понятие сыпучие, жидкие вещества, умение определять усло...

Календарное планирование работы с детьми подготовительной группы. Тема: «Знать правила дорожные каждому положено»

Календарное планирование работы с детьми подготовительной группы. Тема: " Знать правила дорожные каждому положено"...

«Газ опасным может стать, если правила не знать». Конспект занятия в подготовительной группе.

laquo;Газ опасным может стать, если правила не знать»“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чемгрозит она и как ее преодолеть”.  Цель:-пропаганда безопасности пользовани...