Предмет: Развитие речи Дидактические игры и упражнения.
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая группа) на тему

Чекалина Ирина Сергеевна

Предмет: Развитие речи

Дидактические игры и упражнения на тему: «Овощи»; «Нам на улице не страшно!»;  «Улица полна неожиданностей»; «Игрушки»; «Ягоды. Черника, облепиха»; «Мебель. Чайная посуда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx43.27 КБ
Package icon razvitie_rechi1.zip41.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Казенное Учреждение 

Детский Дом Интернат «Южное Бутово»

                        Предмет: Развитие речи

Дидактические игры и упражнения на тему: «Овощи»; «Нам на улице не страшно!»;  «Улица полна неожиданностей»; «Игрушки»; «Ягоды. Черника, облепиха»; «Мебель. Чайная посуда».

подготовила

Воспитатель

Чекалина Ирина Сергеевна

                                                           г. Москва

                                                          2013

Предмет: Развитие речи

Тема: дидактические игры и упражнения на тему «Овощи»

Наглядно-дидактический материал: вареные овощи морковь, свекла, помидор, игра «Чудесный мешочек», мяч.

Лексический материал: учить использовать в речи слова сырой, вареный, саленный, длинный, круглый.

Организационный мотивационный компонент.

Перед занятием организуется 1 - 2, целевые прогулки на огород. Детям показывают, как растут морковь, свекла, капуста, картофель. Исследуют их на ощупь, характеризуя цвет форму.

Последовательность предлагаемых заданий.

На стол воспитатель выкладывает вымытые овощи: морковь, свеклу, картофель, помидор (овощи вареные). Воспитатель показывает их, обращает внимание на цвет форму.

Воспитатель вызывает двух детей и просит найти тот или иной овощ среди других.

Дальше предложит детям определить овощи на ощупь (дидактическая игра «Чудесный мешочек»), в мешочке лежат овощи, что и на столе. Надо определить овощ на ощупь и назвать его.

Если ребенок выполнит задание правильно, овощ оставляет на столе среди других, если ошибся, возвращает в мешочек.

Затем воспитатель проводит упражнение «Угадай овощ по вкусу».

Вызывает ребенка к столу, ребенок закрывает глаза, педагог вилочкой с блюда берет кусочек овощей и показывает всем и кладет в рот ребенку (морковь, картофель, помидор и свекла).

Динамическая пауза: подвижная игра с мячом «Назови овощи».

Цель: закрепить название овощей и ловить мяч.

Воспитатель: к нам в гости пришли овощи, поприветствуем их!

                                Свекла.

Выходят дети с символами овощей, и читают стихотворение:

Я тетушка Фекла красная свекла,

Я салаты, винегреты украшаю алым цветом

Нету ничего вкусней и наваристей борщей.

             Помидор.

Всем известен тот синьор

Он растет в теплице

Красный помидор - важный круглолицый.

                Капуста.

Про меня вы знаете загадки

Сто одежек надеваю я,

В огороде в них сижу на грядке

Щи и борщ не сваришь без меня!

И так ребята давайте посмотрим на картинки, которые я вам сейчас покажу:

Показываются картинки овощей, дети их называют

Далее все садятся за стол и кушают блюда из приготовленных овощей.

                 Тема занятия:  «Нам на улице не страшно!».

Наглядно-дидактический материал: макеты домов, созданных детьми из строительных кубиков, макет светофора, игрушки: зайчонок, медвежонок, лисенок.

Лексический материал: стихотворение «О профессии» автор Л. Завальнюк.

     Цели:

-Закрепить у детей знание правил дорожного движения;

-Расширить знания  о правилах поведения на улице; объяснить алгоритм перехода проезжей части по переходу на определенный цвет светофора.

-Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность.

-Развивать игровую деятельность, предложить различные варианты развития сюжета.

 

        Организационный, мотивационный компонент.

Воспитатель предлагает детям подойти к макету улицы, который они создали на занятиях по конструированию.

Он предлагает перейти проезжую часть улицы возле перехода, где стоит светофор.

  Последовательность предлагаемых заданий:

Вы твердо должны запомнить и всегда выполнять правила:

-Подойти к переходу «зебра» и остановиться!

-Посмотреть какого цвета сигнал на светофоре.

-Закрепляем на макете светофор с зеленым сигналом.

Воспитатель задает вопрос!

-Какие действия должны сделать зверята, увидев этот цвет на светофоре?

-Дети должны уяснить, что зеленый цвет, значит «путь тебе открыт».

Переставляют фигурки зверюшек  на переходе «зебра».

-Закрепляем «желтый сигнал»

-Подожди готовься к переходу!

-обратить внимание детей  на стоящих в ожидании зверюшек на тр-ре улице.

-Затем дети сами закрепляют макет  светофора с красным сигналом.

-Воспитатель задает детям  вопрос.

-Как должен вести себя лягушонок, увидев красный цвет  сигнала?

-Обратим внимание – он стоит на месте и смотрит на красный цвет сигнала.

              Динамическая пауза (закрепление занятий и навыков).

              Игра «Красный, желтый, зеленый».

Воспитатель по очереди поднимает разноцветные кружки, дети выполняют движения в соответствии с цветом кружка.

-Красный цвет: Дети замирают в разнообразных позах.

-Желтый цвет: Хлопают в ладоши

-Зеленый цвет: Свободно двигаются по группе.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение и угадать, какое слово подходит по рифме.

     Вдали на возвышенности

     Там, где пруд и старый сквер

     Регулирует движение

    Аист- (милиционер)

    Жезлом он своим взмахнет

Все машины замирают,

(Пешеходов) пропускают

А потом опять вперед!

              Занятие по правилам уличного движения.

                 Тема: «Улица полна неожиданностей».

Наглядно-дидактический материал: макет  автомобиля, заготовки из картона желтого, зеленого, красного цвета, дидактическая картинка «Улица».

      Лексический материал: стихотворения, загадки.

1.Цели: развивать диалогическую речь. Учить детей составлять рассказ по картинке. Используя занятия, полученные ранее.

Воспитывать уметь нее слушать, отвечать на вопросы четко и внятно, закреплять произношение звука.

    Организационный, мотивационный компонент

Дети сидят на коврике полукругом. Педагог произносит слова:

- В город  дорога в гору, а из города с горы.

Детям предлагается проговаривать слава.

Затем педагог предлагает детям «сесть» в автомобиль( макет из картона) двигаясь, дети изображают рыкание автомобиля, произнося звук.

Последовательность предлагаемых заданий:

- Где мы часто слышим этот звук?

-Рычит собака -Р-Р-Р.

-Работает двигатель автомобиля Р-Р-Р.

Дети двигаются дальше по «улице».Затем дети выходят на остановке:

Им задает воспитатель вопрос.

-Скажите, ребята, кто такие пешеходы?

-Кто такие  пассажиры?

-Сегодня мы с вами превратимся в пассажиров и едем по улицам города.

Дети едут мимо «домов»

-Следующая остановка

-Вопрос воспитателя: Как назвать одним словом автобус, тройлебус, трамвай? (Транспорт).

-Кого перевозит транспорт? (Пассажиров).

-Чем отличается автобус от трамвая? (Воспитатель показывает картинки).

-Едем дальше. Перед нами остановка дорожные знаки. Зачем они нужны?

(Каждому ребенку дается в руки картинка с изображением дорожного знака).

-Воспитатель обращает внимание при продолжении движения «Что на перекрестке стоит?» и зачитывает стихотворение, дети должны отгадать загадку:

«На самом перекрестке, висит колдун трехглазый. Но никогда не смотрит тремя глазами сразу.(Светофор).

Встаю с краю улицы, в длинном сапоге, чучело трехглазое на одной ноге(Светофор).

Где машины движутся, где сошлись пути ,помогает улицу людям перейти. (Светофор).

Едем дальше.

-Остановка.

Вопросы:

-Что такое улица? (Дорога, дома, деревья).

-Где едут машины? (По дороге).

-Где можно перейти улицу?(По переходу «Зебра»).

И так! Поехали дальше!

Мы с вами пассажиры в автобусе, а как должны себя вести пассажиры в транспорте и почему?(Ответы детей).

Я буду говорить, где вы двигаетесь на автобусе, а вы будете отвечать, как он двигается.

-Автобус от остановки…(Отъехал!). К другой остановке…(Подъехал).Затем на небольшую горку….(Въехал).Вместе с нами он мост…(Проехал).Он быстро в тоннель…(Заехал). И от туда вскоре…(Выехал).Большую лужу он мудро …(Объехал).И к нашему дому он тихо…(Подъехал).

Вышли мы из автобуса и пошли пешком в группу.

Воспитатель благодарит детей за помощь и участие в игре. Занятие заканчивается.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи

на тему:

Игрушки.

Коррекционно - образовательные цели:

Формировать представления об игрушках. Уточнить словарь по теме, сформировать обобщающее понятие игрушки.

Коррекционно - развивающие цели:

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, вербальной памяти, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематических процессов.

Коррекционно - воспитательные цели:

Формировать навык взаимодействия. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Кубики с картинками - демонстрационные. Картинки для игры « без чего?», конверты с разрезными картинками игрушек, конверты с танграмом, салфетки, цветные карандаши, клей карандаш - по количеству детей.

Мольберт, стол, цветик - семицветик из бумаги.

Предварительная работа:

Чтение учителем - логопедом рассказа В. Катаева «Цветик — семицветик». Заучивание с детьми загадок о игрушках.

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед приглашает детей пройти на ковер. Дети становятся в круг.

  1. Ребята у меня в руках волшебный цветок, а как он называется? (цветик - семицветик )
  2. Правильно. Этот цветок исполнит все наши желания. Сегодня я приглашаю вас отправиться в чудесный мир... .Вы хотите туда попасть? (да)
  3. Чтобы туда попасть нужно оторвать один лепесток и произнести волшебные слова.
  4. Вы знаете, какие слова нужно сказать? (да) Как их нужно произнести? (четко, внятно, громко).

Дети произносят хором.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лить коснешься ты земли - Быть по-моему вели.

(логопед отрывает один лепесток)

  1. А чтобы узнать, как называется этот чудесный мир, мы должны отгадать слово.

Вы хотите узнать название? (да)

Основная часть:

Задание № 1 (Кубики с картинками)

Цель: развитие фонематичекого слуха.

  1. Посмотрите внимательно у меня на столе стоят кубики, на них изображены картинки. Чтобы разгадать слово, нужно определить первый звук в названии каждой картинки.

Опрос индивидуально:

~ будут отвечать только те ребята, которых я спрошу.

  1. (первый ребенок) Скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове машина? (м)
  2. (второй ребенок) какой первый звук в слове индеец? (И) и т.д. картинки: Машина, Индеец, Рыба - (мир)

Иголка, Гриб, Рак, Улитка, Шапка, Ель, Кот - (игрушек)

Дети читают хором, что у них получилось - « Мир игрушек».

  1. Мы попали в «Мир игрушек». Молодцы!

Задание № 2 (Разрезные картинки игрушек.)

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание - (картинки раздаются учетом индивидуальных особенностей ребенка из 3, 4, 5, 6 частей).

  1. Игрушки бывают разные. А какие? Мы узнаем, когда вы соберете игрушку из частей. Тихонечко садитесь за столы. Возьмите конверт, достаньте части и соберите каждый свою игрушку.
  2. Какие у вас получились игрушки? (разные, яркие, красивые)
  3. Молодцы!

Задание № 3 (Штриховка)

Цель: научить детей штриховать в зависимости от направления контура.

Соблюдение границ и размеров. Развивать мелкую моторику.

  1. Ребята, а вы знаете загадки про игрушки? (да)
  2. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете загадывать и отгадывать загадки.
  3. Ребята отгадки у вас на листочках, нужно найти отгадку и заштшховать самостоятельно .
  4. Как мы будем штриховать? (не выходя за контур, аккуратно, соблюдая расстояние).
  5. Ребята приготовили для вас загадки. Внимательно послушайте их.

Загадки (отгадки дети заштриховывают, три картинки: мишку, мяч и матрёшку).

( первый ребенок)

Толстый он И косолапый,

У него большие лапы,

Сделаны они из плюша.

Мыть его нельзя под душем.        (плюшевый        мишка)

( второй ребенок)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

  1. Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул - вот и всё. (мяч)

(третий ребенок)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка, (матрешка)

Отгадки детей спрашиваются индивидуально. Что это? Как ты догадался?

  1. Молодцы!

Физ. минутка - « Буратино» проводится (2 раза).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он - ключик золотой.

Задание № 4 Игра « Без чего?»

Цель: Расширение словарного запаса по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование форм родительного и творительного падежей имен существительных. Развитие зрительного внимания.

Дети подходят к мольберту.

  1. Ребята игрушки бывают новые и старые. Как нужно обращаться с любимыми игрушками? (их нужно беречь, любить, не ломать)
  2. Посмотрите у меня здесь картинки старых игрушек. Их нужно починить, чтобы они стали как новые. Вы хотите помочь им? (да)
  1. Картинки игрушек: ( Буратино без носа, машина без колеса, стол без ножки, поезд без трубы, заяц без уха, самолет без крыла, медведь без лапы, кукла без руки, коляска без ручки, чайник без носика.)

Дети по очереди берут недостающую часть игрушки и крепят её на мольберт с помощью магнита.)

  1. молодцы!

Задание № 5 (Танграм - лисичка, зайка, волк)

Цель: сложить фигуры разной формы. Развивать оперативное мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.

Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Письмо от игрушек детям.

Логопед читает письмо: « Помогите, помогите из кусков меня сложите»

  1. Ребята поможем игрушкам? (да)

Работа за столами.

  1. Давайте поможем собрать фотографию игрушек.

Опрос индивидуально, у кого, какая фотография игрушки получилась.

Пальчиковая игра «Игрушки».

На большом диване в ряд, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Куклы Танины сидят (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

2 медведя, Буратино (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И весёлый Чиполлино. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И котёнок, ( загибают по одному пальцу на каждой руке )

И слонёнок. (загибают по одному пальцу на каждой руке )

Раз, два, три, четыре, пять - (сжимают и разжимают кулачки )

Помогаем нашей Тане (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Мы игрушки сосчитать, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Задание № 6 Творческое.

Цель: развивать мелкую моторику. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности, индивидуальности.

  1. Ребята давайте принесем домой для ваших любимых сестричек и братьев для мам и пап подарки из страны игрушек? (давайте)
  1. Вы хотите подарить подарки? (да)
  2. У вас на столах лежат игрушки собачки и зайчики. Давайте с помощью салфеток сделаем наши игрушки пушистыми.

Дети выполняют аппликацию.

(отрывают маленькие части от салфетки, скатывают их до состояния маленького комочка и приклеивают на картинку.)

Итог:

  1. Ребята, наше с вами путешествие пора заканчивать.

Дети подходят к логопеду. Учитель - логопед берет цветик - семицветик в руки.

  1. Посмотрите, на нашем цветике - семицветике осталось ещё много лепестков благодаря которым мы можем попасть не только в мир игрушек, но и в другие чудесные миры и узнать много нового и интересного.
  2. Вам понравилось в мире игрушек? (да). Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами.

Рефлексия детей. (по завершению занятия)

Цель: приобретение детьми наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ребенку оценивать результат собственной деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.

  1. Давайте вместе попробуем не только рассказать, но и показать своё отношение к путешествию. Те ребята, которые считают, что им всё удалось на занятии - подойдите и возьми картинку с мишкой, который улыбается. Те ребята, которые в чем - то затруднились - подойдите и возьмите картинку с мишкой, который смотрит на вас задумчиво.( см. приложение №8).

Индивидуальный опрос детей, что, кому и почему больше понравилось в путешествии. Кто из ребят, в каком задании испытывал затруднения.

Коррекционное занятие по развитию речи. Тема: Ягоды. Черника, облепиха.

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями «облепиха», «черника», учить составлять рассказ по плану.

  1. Развивать зрительное восприятие, вкусовые ощущения, мелкую моторику; умения сравнивать, определять форму предмета , обогащать активный словарь и навыки словообразования.
  2. Воспитывать умение работать в группе, гостеприимство.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Ребята, вы любите варенье? Из чего его варят? Сядет тот, кто назовёт своё любимое варенье.

  1. Развитие        зрительного восприятия, навыков словообразования.

Посмотрите на картинки («Наложенные изображения» - на фоне банок изображены ягоды и фрукты). Что в этой банке? (яблоки) Значит, варенье какое? (яблочное) и т.д.

  1. Развитие        мелкой моторики.

Пальчиковая и мимическая гимнастика. На что похожи ягоды?

Ягоды - как шарики, россыпями бус.

Яркие фонарики, сочные на вкус.

Ягоды разные - голубые, красные,

Пушистые и гладкие, кислые и сладкие.

  1. Новый        материал.

Сегодня я расскажу вам ещё о двух ягодах, (рассказ сопровождается показом слайдов).

  1. .        Это черника. Она растёт в лесу, на маленьких кустиках. Ягоды почти чёрного цвета, когда их много съешь, язык становится чёрным или тёмносиним. В них очень много витаминов, особенно для глаз. А какие они на вкус
  1. подойдите и попробуйте.
  1. .        Эти ягоды называются облепиха. Их так назвали потому, что ягоды очень плотно облепляют ветки деревьев. Какого они цвета? В этих ягодах тоже очень много витаминов. Попробуйте на вкус.

3.Развитие зрительного восприятия, ориентировки на плоскости

Ребята, а что хранится в кухонном шкафу? Как назвать одним словом: чайник, чашки, блюдца? (посуда, чайная посуда)

Поглядите-ка! О чудо!

Ожила вдруг вся посуда:

Чашки, с ними - блюдца Весело смеются.

И, конечно, дорезвились!

Вниз упали и разбились!

Ребята, помогите собрать «сломанные» блюдца и тарелки (собираем разрезанные на несколько частей одноразовые цветные тарелки).

  1. Развитие зрительного восприятия

С полки крикнул чайник:

- Тихо! Я - начальник!

Надо же, повсюду Вижу я посуду!

А какую посуду вы видите здесь? (Называют увиденные «наложенные» изображения посуды)

  1. Развитие зрительного восприятия, операций анализа и синтеза Чайник тут раздул бока:

- Я - главнее всех пока!

У меня есть носик, ручка,

Я - загадочная штучка!

а)        покажите на этих разных чайниках носики, ручки, крышки, (картинки с изображением чайников)

б)        Дорисуйте, что не дорисовал художник к этим чайникам, («недорисованные» изображения чайников)

в)        какие это геометрические фигуры? Превратите их в чайники, (карточки с изображением кругов, овалов)

6. Физминутка.

Ребята, встаньте, выйдите из-за парт. Мы будем изображать чайники. Правой рукой покажите ручку, левой - носик. Потом наоборот.

6. Развитие умения наблюдать, сравнивать, устанавливать логические связи

Для чего нужен чайник? Вы умеете заваривать чай? Давайте заварим чай вместе. Помогайте мне, добавляйте в стихотворение слова.

Я в (чайник) прозрачный Кипяток наливаю,

И бросаю (пакетик) очень вкусного чая.

Очень нравится мне наблюдать и смотреть,

Как вода начинает из светлой (темнеть).

(наливаем чай в прозрачный стакан)

Насыпаю я (сахар). На дне сахаринки Таять начали, будто (снежинки).

До чего я люблю крепкий чай ароматный!

И С друзьями Мне пить его очень(приятно)!

Что произошло в стакане? Куда делся сахар? Почему нам было видно всё, что происходило в чайнике и в стакане?

8. Итог.

Ребята, что мы делали на занятии? Как назвать одним словом: стол, шкаф, стул? (мебель)

Как назвать одним словом: чайник, чашки, блюдца? (посуда, чайная посуда).

А теперь давайте угостим наших гостей ароматным чаем!

Коррекционное занятие по развитию речи.

Тема: Мебель. Чайная посуда.

Цели: 1. Познакомить детей с понятиями «мебель», «чайная посуда».

  1. Развивать зрительное восприятие, ориентировку на плоскости, конструктивный праксис, коммуникативность.
  2. Воспитывать умение работать в группе, гостеприимство.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Приглашаю вас, друзья,

В дом к себе на кухню я.

Как? Согласны? Если да - Проходите все сюда!

Кухни - мир, где тайн полно,

Где всегда есть волшебство...

Нужно только лишь уменье,

И старанье, и терпенье.

А что можно увидеть на кухне? (Картинка «Кухня»).

Как назвать одним словом: стол, шкаф, стул? (мебель)

  1. Развитие конструктивного праксиса

Ой, чего-то не пойму я - Кто здесь отодвинул стулья?

Как бы мне узнать теперь,

Кто открыл у шкафа дверь?

Задание: выложите из счётных палочек по образцу мебель для кухни: а) стул, б) стол, в) шкаф.

Воспитатель:- Что она нам принесла? Солнышко с теплом, капель звонкую, первую травку. (Воспитатель достаёт и прикрепляет на магнитную доску.)

Основная часть

Весна: - Какое сейчас время года? (На доске или стенде сюжетная картинка «Весна»),

Воспитатель: - Поздоровайся с весной. Мы её долго ждали. (Ребёнок отвечает жестом.)

Воспитатель: - Весна наступает после зимы. По календарю 1 марта. Но в природе так бывает не всегда и не сразу. Погода весной не устойчивая: то тепло, то холодно. Днем солнце начинает светить ярче. Теплеет. От этого снег и лёд тают. Бегут ручьи.

Весна: - Посмотрите, дети, что стало со снегом? - Он растаял. А утром в чашке был снег. Мы внесли его в группу, у нас тепло, вот он и растаял.

Воспитатель: - Март-первый месяц весны. Солнце уже пригревает всё сильнее. С середины марта снег делается рыхлым и зернистым. На открытых местах, где растаял снег, видны проталины - голая земля. Начинается капель - тают на крышах сосульки, капает в лужицы талая вода. Снег и мороз иногда возвращаются, но уже ненадолго.

Индивидуальная работа.

(Воспитатель ненадолго открывает окно.)

Воспитатель: - Вы слышите, кап-кап, кап-кап.. .Откуда эти капельки? (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно. Пришла весна. Растопила на крыше снег. Ледяные сосульки тают. Стекает капельками вода-кап-кап, кап-кап. Так плачут сосульки. Им жалко, что кончилась зима.

Игровое упражнение «Песенка капели».

Воспитатель: - Давайте немного поиграем. Я буду читать стишок, а вы будете выполнять движения. Посмотрите, как надо делать. (Сначала демонстрирует движения воспитатель, затем выполняют дети.)

-Кап, кап, я капель,                 Указательным пальцем                      

-Кап, кап, веселей.                       правой руки слегка            На весеннем тепле          постукиваем по раскрытой Капельки поспели                          ладони левой руки.

-Кап, кап-на скамью,             Слегка постукиваем          Детям на игрушки                    Указательными                  пальцами

  1. Кап, кап-воробью             обеих рук по крышке стола                                 Прямо по макушке!

Успокойся, воробей,        Большим и указательным

Лучше капельку попей        пальцами имитируем клюв.

Тёпленькой водицы,

Чтобы не сердиться!

Дидактическое упражнение «Идем гулять» (подбор одежды по предметным картинкам).

Весна: - Зимой было холодно взрослые и дети носили теплую зимнюю одежду. Какую?

(Дети выбирают предметные картинки: меховая шапка, шуба, валенки, тёплые сапоги).

Воспитатель: - Весной стало заметно теплее и в зимней одежде нам жарко. Посмотри, как одеты дети на картинке?

Весна:- Что мы наденем на прогулку?

(Дети подбирают картинки, воспитатель комментирует их выбор.)

Воспитатель: - Снег становиться рыхлым и тает, бегут ручьи, солнышко греет сильнее, вместо снега идет дождь. Чтобы не вспотеть, не промокнуть и не заболеть - одежду меняют на более легкую и непромокаемую.

Рефлексия Лексическое упражнение «Почему?»

Весна: - Почему тает снег? (Солнце греет сильнее, стало тепло.)

  1. Почему бегут ручьи? (Растаял снег и превратился в воду.)
  2. Почему звенит капель? (Сосульки тают и вода капает вниз в лужицы.)

Весна:- Спасибо, детишки, вы молодцы. До свидания. Встретимся с вами на прогулке.

Список использованной литературы

1. А. Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей», 1996.

2. Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи», 2006.

3. Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», 2007.

4. Н.В. Нищева - дидактическая игра « Играйка».

  1. Н.В. Нищева -«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».


 



Предварительный просмотр:

Государственное Казенное Учреждение 

Детский Дом Интернат «Южное Бутово»

                        Предмет: Развитие речи

Дидактические игры и упражнения на тему: «Овощи»; «Нам на улице не страшно!»;  «Улица полна неожиданностей»; «Игрушки»; «Ягоды. Черника, облепиха»; «Мебель. Чайная посуда».

подготовила

Воспитатель

Чекалина Ирина Сергеевна

                                                           г. Москва

                                                          2013

Предмет: Развитие речи

Тема: дидактические игры и упражнения на тему «Овощи»

Наглядно-дидактический материал: вареные овощи морковь, свекла, помидор, игра «Чудесный мешочек», мяч.

Лексический материал: учить использовать в речи слова сырой, вареный, саленный, длинный, круглый.

Организационный мотивационный компонент.

Перед занятием организуется 1 - 2, целевые прогулки на огород. Детям показывают, как растут морковь, свекла, капуста, картофель. Исследуют их на ощупь, характеризуя цвет форму.

Последовательность предлагаемых заданий.

На стол воспитатель выкладывает вымытые овощи: морковь, свеклу, картофель, помидор (овощи вареные). Воспитатель показывает их, обращает внимание на цвет форму.

Воспитатель вызывает двух детей и просит найти тот или иной овощ среди других.

Дальше предложит детям определить овощи на ощупь (дидактическая игра «Чудесный мешочек»), в мешочке лежат овощи, что и на столе. Надо определить овощ на ощупь и назвать его.

Если ребенок выполнит задание правильно, овощ оставляет на столе среди других, если ошибся, возвращает в мешочек.

Затем воспитатель проводит упражнение «Угадай овощ по вкусу».

Вызывает ребенка к столу, ребенок закрывает глаза, педагог вилочкой с блюда берет кусочек овощей и показывает всем и кладет в рот ребенку (морковь, картофель, помидор и свекла).

Динамическая пауза: подвижная игра с мячом «Назови овощи».

Цель: закрепить название овощей и ловить мяч.

Воспитатель: к нам в гости пришли овощи, поприветствуем их!

                                Свекла.

Выходят дети с символами овощей, и читают стихотворение:

Я тетушка Фекла красная свекла,

Я салаты, винегреты украшаю алым цветом

Нету ничего вкусней и наваристей борщей.

             Помидор.

Всем известен тот синьор

Он растет в теплице

Красный помидор - важный круглолицый.

                Капуста.

Про меня вы знаете загадки

Сто одежек надеваю я,

В огороде в них сижу на грядке

Щи и борщ не сваришь без меня!

И так ребята давайте посмотрим на картинки, которые я вам сейчас покажу:

Показываются картинки овощей, дети их называют

Далее все садятся за стол и кушают блюда из приготовленных овощей.

                 Тема занятия:  «Нам на улице не страшно!».

Наглядно-дидактический материал: макеты домов, созданных детьми из строительных кубиков, макет светофора, игрушки: зайчонок, медвежонок, лисенок.

Лексический материал: стихотворение «О профессии» автор Л. Завальнюк.

     Цели:

-Закрепить у детей знание правил дорожного движения;

-Расширить знания  о правилах поведения на улице; объяснить алгоритм перехода проезжей части по переходу на определенный цвет светофора.

-Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность.

-Развивать игровую деятельность, предложить различные варианты развития сюжета.

 

        Организационный, мотивационный компонент.

Воспитатель предлагает детям подойти к макету улицы, который они создали на занятиях по конструированию.

Он предлагает перейти проезжую часть улицы возле перехода, где стоит светофор.

  Последовательность предлагаемых заданий:

Вы твердо должны запомнить и всегда выполнять правила:

-Подойти к переходу «зебра» и остановиться!

-Посмотреть какого цвета сигнал на светофоре.

-Закрепляем на макете светофор с зеленым сигналом.

Воспитатель задает вопрос!

-Какие действия должны сделать зверята, увидев этот цвет на светофоре?

-Дети должны уяснить, что зеленый цвет, значит «путь тебе открыт».

Переставляют фигурки зверюшек  на переходе «зебра».

-Закрепляем «желтый сигнал»

-Подожди готовься к переходу!

-обратить внимание детей  на стоящих в ожидании зверюшек на тр-ре улице.

-Затем дети сами закрепляют макет  светофора с красным сигналом.

-Воспитатель задает детям  вопрос.

-Как должен вести себя лягушонок, увидев красный цвет  сигнала?

-Обратим внимание – он стоит на месте и смотрит на красный цвет сигнала.

              Динамическая пауза (закрепление занятий и навыков).

              Игра «Красный, желтый, зеленый».

Воспитатель по очереди поднимает разноцветные кружки, дети выполняют движения в соответствии с цветом кружка.

-Красный цвет: Дети замирают в разнообразных позах.

-Желтый цвет: Хлопают в ладоши

-Зеленый цвет: Свободно двигаются по группе.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение и угадать, какое слово подходит по рифме.

     Вдали на возвышенности

     Там, где пруд и старый сквер

     Регулирует движение

    Аист- (милиционер)

    Жезлом он своим взмахнет

Все машины замирают,

(Пешеходов) пропускают

А потом опять вперед!

              Занятие по правилам уличного движения.

                 Тема: «Улица полна неожиданностей».

Наглядно-дидактический материал: макет  автомобиля, заготовки из картона желтого, зеленого, красного цвета, дидактическая картинка «Улица».

      Лексический материал: стихотворения, загадки.

1.Цели: развивать диалогическую речь. Учить детей составлять рассказ по картинке. Используя занятия, полученные ранее.

Воспитывать уметь нее слушать, отвечать на вопросы четко и внятно, закреплять произношение звука.

    Организационный, мотивационный компонент

Дети сидят на коврике полукругом. Педагог произносит слова:

- В город  дорога в гору, а из города с горы.

Детям предлагается проговаривать слава.

Затем педагог предлагает детям «сесть» в автомобиль( макет из картона) двигаясь, дети изображают рыкание автомобиля, произнося звук.

Последовательность предлагаемых заданий:

- Где мы часто слышим этот звук?

-Рычит собака -Р-Р-Р.

-Работает двигатель автомобиля Р-Р-Р.

Дети двигаются дальше по «улице».Затем дети выходят на остановке:

Им задает воспитатель вопрос.

-Скажите, ребята, кто такие пешеходы?

-Кто такие  пассажиры?

-Сегодня мы с вами превратимся в пассажиров и едем по улицам города.

Дети едут мимо «домов»

-Следующая остановка

-Вопрос воспитателя: Как назвать одним словом автобус, тройлебус, трамвай? (Транспорт).

-Кого перевозит транспорт? (Пассажиров).

-Чем отличается автобус от трамвая? (Воспитатель показывает картинки).

-Едем дальше. Перед нами остановка дорожные знаки. Зачем они нужны?

(Каждому ребенку дается в руки картинка с изображением дорожного знака).

-Воспитатель обращает внимание при продолжении движения «Что на перекрестке стоит?» и зачитывает стихотворение, дети должны отгадать загадку:

«На самом перекрестке, висит колдун трехглазый. Но никогда не смотрит тремя глазами сразу.(Светофор).

Встаю с краю улицы, в длинном сапоге, чучело трехглазое на одной ноге(Светофор).

Где машины движутся, где сошлись пути ,помогает улицу людям перейти. (Светофор).

Едем дальше.

-Остановка.

Вопросы:

-Что такое улица? (Дорога, дома, деревья).

-Где едут машины? (По дороге).

-Где можно перейти улицу?(По переходу «Зебра»).

И так! Поехали дальше!

Мы с вами пассажиры в автобусе, а как должны себя вести пассажиры в транспорте и почему?(Ответы детей).

Я буду говорить, где вы двигаетесь на автобусе, а вы будете отвечать, как он двигается.

-Автобус от остановки…(Отъехал!). К другой остановке…(Подъехал).Затем на небольшую горку….(Въехал).Вместе с нами он мост…(Проехал).Он быстро в тоннель…(Заехал). И от туда вскоре…(Выехал).Большую лужу он мудро …(Объехал).И к нашему дому он тихо…(Подъехал).

Вышли мы из автобуса и пошли пешком в группу.

Воспитатель благодарит детей за помощь и участие в игре. Занятие заканчивается.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи

на тему:

Игрушки.

Коррекционно - образовательные цели:

Формировать представления об игрушках. Уточнить словарь по теме, сформировать обобщающее понятие игрушки.

Коррекционно - развивающие цели:

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, вербальной памяти, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематических процессов.

Коррекционно - воспитательные цели:

Формировать навык взаимодействия. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Кубики с картинками - демонстрационные. Картинки для игры « без чего?», конверты с разрезными картинками игрушек, конверты с танграмом, салфетки, цветные карандаши, клей карандаш - по количеству детей.

Мольберт, стол, цветик - семицветик из бумаги.

Предварительная работа:

Чтение учителем - логопедом рассказа В. Катаева «Цветик — семицветик». Заучивание с детьми загадок о игрушках.

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед приглашает детей пройти на ковер. Дети становятся в круг.

  1. Ребята у меня в руках волшебный цветок, а как он называется? (цветик - семицветик )
  2. Правильно. Этот цветок исполнит все наши желания. Сегодня я приглашаю вас отправиться в чудесный мир... .Вы хотите туда попасть? (да)
  3. Чтобы туда попасть нужно оторвать один лепесток и произнести волшебные слова.
  4. Вы знаете, какие слова нужно сказать? (да) Как их нужно произнести? (четко, внятно, громко).

Дети произносят хором.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лить коснешься ты земли - Быть по-моему вели.

(логопед отрывает один лепесток)

  1. А чтобы узнать, как называется этот чудесный мир, мы должны отгадать слово.

Вы хотите узнать название? (да)

Основная часть:

Задание № 1 (Кубики с картинками)

Цель: развитие фонематичекого слуха.

  1. Посмотрите внимательно у меня на столе стоят кубики, на них изображены картинки. Чтобы разгадать слово, нужно определить первый звук в названии каждой картинки.

Опрос индивидуально:

~ будут отвечать только те ребята, которых я спрошу.

  1. (первый ребенок) Скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове машина? (м)
  2. (второй ребенок) какой первый звук в слове индеец? (И) и т.д. картинки: Машина, Индеец, Рыба - (мир)

Иголка, Гриб, Рак, Улитка, Шапка, Ель, Кот - (игрушек)

Дети читают хором, что у них получилось - « Мир игрушек».

  1. Мы попали в «Мир игрушек». Молодцы!

Задание № 2 (Разрезные картинки игрушек.)

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание - (картинки раздаются учетом индивидуальных особенностей ребенка из 3, 4, 5, 6 частей).

  1. Игрушки бывают разные. А какие? Мы узнаем, когда вы соберете игрушку из частей. Тихонечко садитесь за столы. Возьмите конверт, достаньте части и соберите каждый свою игрушку.
  2. Какие у вас получились игрушки? (разные, яркие, красивые)
  3. Молодцы!

Задание № 3 (Штриховка)

Цель: научить детей штриховать в зависимости от направления контура.

Соблюдение границ и размеров. Развивать мелкую моторику.

  1. Ребята, а вы знаете загадки про игрушки? (да)
  2. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете загадывать и отгадывать загадки.
  3. Ребята отгадки у вас на листочках, нужно найти отгадку и заштшховать самостоятельно .
  4. Как мы будем штриховать? (не выходя за контур, аккуратно, соблюдая расстояние).
  5. Ребята приготовили для вас загадки. Внимательно послушайте их.

Загадки (отгадки дети заштриховывают, три картинки: мишку, мяч и матрёшку).

( первый ребенок)

Толстый он И косолапый,

У него большие лапы,

Сделаны они из плюша.

Мыть его нельзя под душем.        (плюшевый        мишка)

( второй ребенок)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

  1. Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул - вот и всё. (мяч)

(третий ребенок)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка, (матрешка)

Отгадки детей спрашиваются индивидуально. Что это? Как ты догадался?

  1. Молодцы!

Физ. минутка - « Буратино» проводится (2 раза).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он - ключик золотой.

Задание № 4 Игра « Без чего?»

Цель: Расширение словарного запаса по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование форм родительного и творительного падежей имен существительных. Развитие зрительного внимания.

Дети подходят к мольберту.

  1. Ребята игрушки бывают новые и старые. Как нужно обращаться с любимыми игрушками? (их нужно беречь, любить, не ломать)
  2. Посмотрите у меня здесь картинки старых игрушек. Их нужно починить, чтобы они стали как новые. Вы хотите помочь им? (да)
  1. Картинки игрушек: ( Буратино без носа, машина без колеса, стол без ножки, поезд без трубы, заяц без уха, самолет без крыла, медведь без лапы, кукла без руки, коляска без ручки, чайник без носика.)

Дети по очереди берут недостающую часть игрушки и крепят её на мольберт с помощью магнита.)

  1. молодцы!

Задание № 5 (Танграм - лисичка, зайка, волк)

Цель: сложить фигуры разной формы. Развивать оперативное мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.

Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Письмо от игрушек детям.

Логопед читает письмо: « Помогите, помогите из кусков меня сложите»

  1. Ребята поможем игрушкам? (да)

Работа за столами.

  1. Давайте поможем собрать фотографию игрушек.

Опрос индивидуально, у кого, какая фотография игрушки получилась.

Пальчиковая игра «Игрушки».

На большом диване в ряд, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Куклы Танины сидят (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

2 медведя, Буратино (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И весёлый Чиполлино. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И котёнок, ( загибают по одному пальцу на каждой руке )

И слонёнок. (загибают по одному пальцу на каждой руке )

Раз, два, три, четыре, пять - (сжимают и разжимают кулачки )

Помогаем нашей Тане (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Мы игрушки сосчитать, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Задание № 6 Творческое.

Цель: развивать мелкую моторику. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности, индивидуальности.

  1. Ребята давайте принесем домой для ваших любимых сестричек и братьев для мам и пап подарки из страны игрушек? (давайте)
  1. Вы хотите подарить подарки? (да)
  2. У вас на столах лежат игрушки собачки и зайчики. Давайте с помощью салфеток сделаем наши игрушки пушистыми.

Дети выполняют аппликацию.

(отрывают маленькие части от салфетки, скатывают их до состояния маленького комочка и приклеивают на картинку.)

Итог:

  1. Ребята, наше с вами путешествие пора заканчивать.

Дети подходят к логопеду. Учитель - логопед берет цветик - семицветик в руки.

  1. Посмотрите, на нашем цветике - семицветике осталось ещё много лепестков благодаря которым мы можем попасть не только в мир игрушек, но и в другие чудесные миры и узнать много нового и интересного.
  2. Вам понравилось в мире игрушек? (да). Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами.

Рефлексия детей. (по завершению занятия)

Цель: приобретение детьми наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ребенку оценивать результат собственной деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.

  1. Давайте вместе попробуем не только рассказать, но и показать своё отношение к путешествию. Те ребята, которые считают, что им всё удалось на занятии - подойдите и возьми картинку с мишкой, который улыбается. Те ребята, которые в чем - то затруднились - подойдите и возьмите картинку с мишкой, который смотрит на вас задумчиво.( см. приложение №8).

Индивидуальный опрос детей, что, кому и почему больше понравилось в путешествии. Кто из ребят, в каком задании испытывал затруднения.

Коррекционное занятие по развитию речи. Тема: Ягоды. Черника, облепиха.

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями «облепиха», «черника», учить составлять рассказ по плану.

  1. Развивать зрительное восприятие, вкусовые ощущения, мелкую моторику; умения сравнивать, определять форму предмета , обогащать активный словарь и навыки словообразования.
  2. Воспитывать умение работать в группе, гостеприимство.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Ребята, вы любите варенье? Из чего его варят? Сядет тот, кто назовёт своё любимое варенье.

  1. Развитие        зрительного восприятия, навыков словообразования.

Посмотрите на картинки («Наложенные изображения» - на фоне банок изображены ягоды и фрукты). Что в этой банке? (яблоки) Значит, варенье какое? (яблочное) и т.д.

  1. Развитие        мелкой моторики.

Пальчиковая и мимическая гимнастика. На что похожи ягоды?

Ягоды - как шарики, россыпями бус.

Яркие фонарики, сочные на вкус.

Ягоды разные - голубые, красные,

Пушистые и гладкие, кислые и сладкие.

  1. Новый        материал.

Сегодня я расскажу вам ещё о двух ягодах, (рассказ сопровождается показом слайдов).

  1. .        Это черника. Она растёт в лесу, на маленьких кустиках. Ягоды почти чёрного цвета, когда их много съешь, язык становится чёрным или тёмносиним. В них очень много витаминов, особенно для глаз. А какие они на вкус
  1. подойдите и попробуйте.
  1. .        Эти ягоды называются облепиха. Их так назвали потому, что ягоды очень плотно облепляют ветки деревьев. Какого они цвета? В этих ягодах тоже очень много витаминов. Попробуйте на вкус.

3.Развитие зрительного восприятия, ориентировки на плоскости

Ребята, а что хранится в кухонном шкафу? Как назвать одним словом: чайник, чашки, блюдца? (посуда, чайная посуда)

Поглядите-ка! О чудо!

Ожила вдруг вся посуда:

Чашки, с ними - блюдца Весело смеются.

И, конечно, дорезвились!

Вниз упали и разбились!

Ребята, помогите собрать «сломанные» блюдца и тарелки (собираем разрезанные на несколько частей одноразовые цветные тарелки).

  1. Развитие зрительного восприятия

С полки крикнул чайник:

- Тихо! Я - начальник!

Надо же, повсюду Вижу я посуду!

А какую посуду вы видите здесь? (Называют увиденные «наложенные» изображения посуды)

  1. Развитие зрительного восприятия, операций анализа и синтеза Чайник тут раздул бока:

- Я - главнее всех пока!

У меня есть носик, ручка,

Я - загадочная штучка!

а)        покажите на этих разных чайниках носики, ручки, крышки, (картинки с изображением чайников)

б)        Дорисуйте, что не дорисовал художник к этим чайникам, («недорисованные» изображения чайников)

в)        какие это геометрические фигуры? Превратите их в чайники, (карточки с изображением кругов, овалов)

6. Физминутка.

Ребята, встаньте, выйдите из-за парт. Мы будем изображать чайники. Правой рукой покажите ручку, левой - носик. Потом наоборот.

6. Развитие умения наблюдать, сравнивать, устанавливать логические связи

Для чего нужен чайник? Вы умеете заваривать чай? Давайте заварим чай вместе. Помогайте мне, добавляйте в стихотворение слова.

Я в (чайник) прозрачный Кипяток наливаю,

И бросаю (пакетик) очень вкусного чая.

Очень нравится мне наблюдать и смотреть,

Как вода начинает из светлой (темнеть).

(наливаем чай в прозрачный стакан)

Насыпаю я (сахар). На дне сахаринки Таять начали, будто (снежинки).

До чего я люблю крепкий чай ароматный!

И С друзьями Мне пить его очень(приятно)!

Что произошло в стакане? Куда делся сахар? Почему нам было видно всё, что происходило в чайнике и в стакане?

8. Итог.

Ребята, что мы делали на занятии? Как назвать одним словом: стол, шкаф, стул? (мебель)

Как назвать одним словом: чайник, чашки, блюдца? (посуда, чайная посуда).

А теперь давайте угостим наших гостей ароматным чаем!

Коррекционное занятие по развитию речи.

Тема: Мебель. Чайная посуда.

Цели: 1. Познакомить детей с понятиями «мебель», «чайная посуда».

  1. Развивать зрительное восприятие, ориентировку на плоскости, конструктивный праксис, коммуникативность.
  2. Воспитывать умение работать в группе, гостеприимство.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Приглашаю вас, друзья,

В дом к себе на кухню я.

Как? Согласны? Если да - Проходите все сюда!

Кухни - мир, где тайн полно,

Где всегда есть волшебство...

Нужно только лишь уменье,

И старанье, и терпенье.

А что можно увидеть на кухне? (Картинка «Кухня»).

Как назвать одним словом: стол, шкаф, стул? (мебель)

  1. Развитие конструктивного праксиса

Ой, чего-то не пойму я - Кто здесь отодвинул стулья?

Как бы мне узнать теперь,

Кто открыл у шкафа дверь?

Задание: выложите из счётных палочек по образцу мебель для кухни: а) стул, б) стол, в) шкаф.

Воспитатель:- Что она нам принесла? Солнышко с теплом, капель звонкую, первую травку. (Воспитатель достаёт и прикрепляет на магнитную доску.)

Основная часть

Весна: - Какое сейчас время года? (На доске или стенде сюжетная картинка «Весна»),

Воспитатель: - Поздоровайся с весной. Мы её долго ждали. (Ребёнок отвечает жестом.)

Воспитатель: - Весна наступает после зимы. По календарю 1 марта. Но в природе так бывает не всегда и не сразу. Погода весной не устойчивая: то тепло, то холодно. Днем солнце начинает светить ярче. Теплеет. От этого снег и лёд тают. Бегут ручьи.

Весна: - Посмотрите, дети, что стало со снегом? - Он растаял. А утром в чашке был снег. Мы внесли его в группу, у нас тепло, вот он и растаял.

Воспитатель: - Март-первый месяц весны. Солнце уже пригревает всё сильнее. С середины марта снег делается рыхлым и зернистым. На открытых местах, где растаял снег, видны проталины - голая земля. Начинается капель - тают на крышах сосульки, капает в лужицы талая вода. Снег и мороз иногда возвращаются, но уже ненадолго.

Индивидуальная работа.

(Воспитатель ненадолго открывает окно.)

Воспитатель: - Вы слышите, кап-кап, кап-кап.. .Откуда эти капельки? (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно. Пришла весна. Растопила на крыше снег. Ледяные сосульки тают. Стекает капельками вода-кап-кап, кап-кап. Так плачут сосульки. Им жалко, что кончилась зима.

Игровое упражнение «Песенка капели».

Воспитатель: - Давайте немного поиграем. Я буду читать стишок, а вы будете выполнять движения. Посмотрите, как надо делать. (Сначала демонстрирует движения воспитатель, затем выполняют дети.)

-Кап, кап, я капель,                 Указательным пальцем                      

-Кап, кап, веселей.                       правой руки слегка            На весеннем тепле          постукиваем по раскрытой Капельки поспели                          ладони левой руки.

-Кап, кап-на скамью,             Слегка постукиваем          Детям на игрушки                    Указательными                  пальцами

  1. Кап, кап-воробью             обеих рук по крышке стола                                 Прямо по макушке!

Успокойся, воробей,        Большим и указательным

Лучше капельку попей        пальцами имитируем клюв.

Тёпленькой водицы,

Чтобы не сердиться!

Дидактическое упражнение «Идем гулять» (подбор одежды по предметным картинкам).

Весна: - Зимой было холодно взрослые и дети носили теплую зимнюю одежду. Какую?

(Дети выбирают предметные картинки: меховая шапка, шуба, валенки, тёплые сапоги).

Воспитатель: - Весной стало заметно теплее и в зимней одежде нам жарко. Посмотри, как одеты дети на картинке?

Весна:- Что мы наденем на прогулку?

(Дети подбирают картинки, воспитатель комментирует их выбор.)

Воспитатель: - Снег становиться рыхлым и тает, бегут ручьи, солнышко греет сильнее, вместо снега идет дождь. Чтобы не вспотеть, не промокнуть и не заболеть - одежду меняют на более легкую и непромокаемую.

Рефлексия Лексическое упражнение «Почему?»

Весна: - Почему тает снег? (Солнце греет сильнее, стало тепло.)

  1. Почему бегут ручьи? (Растаял снег и превратился в воду.)
  2. Почему звенит капель? (Сосульки тают и вода капает вниз в лужицы.)

Весна:- Спасибо, детишки, вы молодцы. До свидания. Встретимся с вами на прогулке.

Список использованной литературы

1. А. Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей», 1996.

2. Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи», 2006.

3. Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», 2007.

4. Н.В. Нищева - дидактическая игра « Играйка».

  1. Н.В. Нищева -«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...

Проект по развитию речи Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря

Проект по развитию речиДидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря...

Соотнесение количества предметов с цифрой. Дидактические игры и упражнения для средней группы.

Соотнесение количества предметов с цифрой. Дидактические игры и упражнения для средней группы.Воспитатель:Кривогина М.О.Цель:- продолжать учить детей соотносить количество с числом, где число обо...

Конспект ООД по развитию речи «Дидактические игры на произношение звуков м-мь, б-бь. Дидактическая игра «Кто ушёл? Кто пришёл?»

Формировать у детей умение чётко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание....

Конспект ООД ро развитию речи. Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх- вниз»

Конспект ООД ро развитию речи. Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх- вниз»...