Экологическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

Подкорытова Елена Иннокентьевна

 

С самого рождения детей окружают различные явления живой природы. Одним из необходимых условий экологического и общего воспитания ребенка является формирование у детей положительного эмоционального отношения к миру природы. Желательно создать условия, при которых дети радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Природа всегда отличалась особыми возможностями воздействия на чувства и поведение человека. Эти возможности важно использовать при воспитании современных детей.

Педагоги, исследователи, родители отмечают, что дети в природе больше интересуют животные, чем растения.

Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимоотношения с ними. Растения интересуют их меньше и скорее всего с практической точки зрения. И все же важно пробуждать у дошкольников способность чувствовать и переживать «тихую» красоту и неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить ее, стать другом и защитником.

Наше дошкольное учреждение, расположено в жилом массиве, в окружении многоквартирных домов, но участок детского сада озеленен, на нем растет большое количество старых и молодых деревьев. Во время прогулок, беседуя с детьми, выяснила, что очень мало детей знают название деревьев, затрудняются в названии сезонных изменений, с трудом различают растения. Все это послужило отправной точкой для начала просветительной деятельности среди воспитанников и их родителей. Для более грамотного решения данного вопроса, изучила различную литературу. Особенно интересны, познавательны и наиболее полно раскрывают вопрос, работы следующих авторов В.А. Сухомлинского « Как воспитать настоящего человека»; Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг»; Саморуков П.Г. «Как знакомить школьников с природой»; Энгельс Ф. «Диалектика природы» и др.

Вместе с детьми, мы проводили «походы» по всей территории детского сада.

Дети, зачастую воспринимают деревья, как неживые объекты. И мне очень хотелось показать всю красоту, необычность этих растений детям.

Хорошим средствам привлечения внимания дошкольников к деревьям, являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребенка. Дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений.

Ежедневные наблюдения позволили детям понять и увидеть те изменения растений, которые до этого ускользали от детей.

Я учила детей различать по внешнему виду контрастные деревья: березу, тополь, клен. Любовались с детьми красотой деревьев в зимнем уборе, напоминала. Что деревья надо беречь зимой - не затаптывать, не обламывать веток, потому что весной на них снова появятся зеленые листочки.

Организуя работу с детьми, я старалась. Чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями, а полноправными их участниками. В процессе работы задействовала все органы чувств ребят. Предоставляла им возможность не только видеть, слышать, но и нюхать, трогать объект исследования. Каждый ребенок участвовал в занятиях с желанием, проявлял инициативу. Вся проведенная работа, способствовала тому, что помимо знаний природных факторов, объектов, дети стали рисовать деревья, беседовать друг с другом о деревьях, спорить, доказывать.

Средняя группа – это только начало большой работы по экологическому воспитанию детей, многое дети узнают в старшем возрасте. Хотелось своей работой заложить основу осознанно правильного отношения к природе, основы экологического мышления, дать понятия о практических действиях по охране природы.   

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...