«Эта Волшебница – Вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сабирова Дильфуза Садыковна

Будет полезно педагогам при ознакомлении детей с состояниями воды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eta_volshebnica-voda.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

Для детей старшей – подготовительной группы.

Тема:  «Эта Волшебница – Вода»

Программное содержание:

- продолжать знакомить детей с природными явлениями – снег, дождь, туман, роса, град, иней и т.д;

- учить детей думать, размышлять, уметь обосновать свой ответ;

-прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить детей экономно использовать воду – понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулках за снегопадом, весенней капелью, сосульками, снежинками, морозными узорами.

Материалы и оборудование:

Кипятильник, прозрачные емкости с водой, лед, комок снега, картины с изображением времен года.

                                 

  Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку:

«Много меня – пропал бы мир,

 Мало меня – пропал бы мир» (Вода).

Воспитатель: А кто мне скажет,

Почему если много воды, то пропадет мир?

Дети: Потому что вода потопит всю сушу.

Воспитатель: Ну, а почему, если мало воды, то тоже пропадет весь мир?

Дети: Без воды невозможна жизнь на планете Земля. Все живое нуждается в воде.

Воспитатель: Ребята, в течение нескольких месяцев мы с вами наблюдали за водой в быту, на прогулках. Я хотела бы спросить у вас, что вы представляете себе, слыша слово вода?

Дети: Снег, дождь, роса, моря, океаны, реки, озера, пруды, родники, иней, град и т.д.

Воспитатель: Сегодня, мы с вами продолжим знакомство с водой, но для начала я хочу предложить вашему вниманию несколько загадок, а вы мне должны сказать, эти загадки о воде или нет.

                                                 Загадки.

Шумит он в поле и в саду,

Но в дом не попадёт,

Но никуда я не пойду

Покуда он идёт. (Дождь)

На всех садится

Никого не боится. (Снег)

Клубится, а не дым,

Ложится, а не снег. (Туман)

С неба крупа падает. (Град)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

Есть один такой цветок.

Не вплетешь его в венок.

На него подул слегка

Был  цветок, и нет цветка. (Снежинка)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы

И заросли роз? (Мороз, но снежные узоры на окне – вода)

Детки сели на карниз

И растут все время вниз. (Сосульки)

Седой дед у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

Зимнее стекло

Весною потекло. (Лед)

Бел, как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал

В землю убежал. (Снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит

Солнце взойдет

Гвоздь упадет. (Сосулька)

Все отгадки воспитатель записывает на доске. (Дождь, снег, туман, град, снежинка, сосулька, морозные узоры).

Воспитатель: Все ли наши загадки о воде?

Дети: Да!

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что сосулька, снег, лед, морозные узоры, все это вода.

Воспитатель: Всегда ли вода в природе бывает одинакова?

Дети: Нет!

Воспитатель: Объясните мне почему.

Дети: Потому что она бывает и снегом, и водой, и туманом.

Воспитатель: Тогда получается, что вода бывает очень разной. Может быть, вода, как волшебница, умеет превращаться?

Дети: Да!

Воспитатель: А во что она умеет превращаться?

Дети:  Лед, снег, туман, роса и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Значит, мы с вами в природе встречали воду в трех состояниях - это лед, вода в твердом состоянии, роса или дождь, вода в жидком состоянии, или же туман, вода в парообразном состоянии. А что бы увидеть все эти превращения наглядно, мы проведем несколько опытов.

Опыт №1: В огне не горит, а воде не тонет. (Лед)

Воспитатель поджигает кубик льда, а после отпускает его в прозрачную емкость с водой. Дети наблюдают и делают выводы.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, оказывается, лед на самом деле в огне не горит, а в воде не тонет. А кто из вас мне скажет, почему лед  в воде не тонет.

Дети: Потому что  лед легче воды.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы с вами понаблюдаем за процессом, когда  Волшебница-Вода превращается из жидкости в пар.

Опыт №2: Воспитатель кипятит воду в прозрачной емкости с помощью  кипятильника. Дети наблюдают процесс испарения.

Воспитатель: Ребята, мы с вами видим процесс испарения, а теперь скажите мне, по мере испарения воды в нашей емкости становится больше или меньше?

Дети: Меньше.

Воспитатель: Правильно. А почему ее становится меньше?

Дети: Потому что она превращается в пар и улетает.

Воспитатель: А теперь мы посмотрим обратный процесс-это превращения пара в жидкость. У меня в руке абсолютно сухая тарелка посмотрите на нее, а после опыта мне скажете, что на ней появилось.

Опыт №3: Воспитатель держит тарелку над емкостью с кипящей водой, через 30 секунд переворачивает тарелку и показывает ее детям.  (На тарелке капли воды).

Воспитатель: Ребята, что вы замечаете на моей тарелке?

Дети: Капли воды.

Воспитатель: Прекрасно, то есть мы с вами поймали испаряющуюся воду в тарелку и увидели, как наш пар превратился в воду.

Дети: Да!

Воспитатель: Пока мы с вами проводили опыты наш лед медленно начал превращаться в воду. (Воспитатель показывает емкость с тающим льдом детям). Ребята мы с вами увидели Волшебницу- Воду в нескольких превращениях. А сейчас я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на картины с изображениями всех времен года и ответили бы мне на вопрос: «Всегда ли вода на картинах изображена одинаково, и как она изображена зимой, весной, летом и осенью?»

Дети: Зимой она изображена в виде снега, весной в виде сосулек, летом она изображена в виде теплого моря, осенью в виде дождя и т.д.

Воспитатель: Значит,  вода в природе встречается в трех состояниях -   это твердое, жидкое, парообразное.

Дети: Да!

Воспитатель: А сейчас я предложу вашему вниманию сказку про Волшебницу - Воду.

                       Волшебница-Вода.

   Жила-была добрая фея  Волшебница-Вода, она всегда приходила на помощь тем, кто в ней нуждался.

   Как – то раз она пролетала над детским садом и увидела ужасное зрелище – дети в этом саду были одеты в очень грязную одежду, лица и руки у них были покрыты толстым слоем грязи, а тела их не могли двигаться.

   Удивилась Волшебница-Вода и спустилась на своих крыльях в подготовительную группу детского сада. Ведь Волшебница-Вода знала, что дети подготовительной группы самые старшие среди детей в детском саду,  и они точно знают причину всего этого грязного  безобразия.

    Приземлившись в игровой комнате подготовительно группы Волшебница-Вода спросила у детей : «Почему вы такие грязные?» Но,  ни один ребенок не мог дать ответ, так как дети были обессилены, у них в горле пересохло от  жажды. Волшебница-Вода поняла, что дети хотят пить и напоила их чистой родниковой водой из своего волшебного бездонного кувшинчика. И только после того, как дети попили водицы, начали говорить.

   Один из мальчиков – его звали Никита,  сказал,  что раньше в их детском саду из кранов текла чистая вода, графины всегда были наполнены питьевой водой, но дети всегда разливали воду на пол, вместо того, чтобы пить ее. А когда мыли руки, то многие мальчики и девочки баловались, разбрызгивали воду и всегда забывали закрыть кран. Ведь им  и в голову не могло прийти, что вода может закончиться,  и они окажутся в таком плачевном состоянии.

   Посмотрела на детей Волшебниц - Вода и сказала: «Ребята, а ведь вода в вашем детском саду не закончилась, а обиделась на вас, потому что вы ее не берегли.

   Но я могу вам помочь при одном условии – если, вы,  посмотрев мне в глаза  дадите  слово, что будете беречь воду.»

   Все дети в знак согласия кивнули головой, но в глаза Волшебнице-Воде они не могли посмотреть, так как им было очень стыдно за свое плохое отношение к воде, ведь их воспитатель всегда говорила, что запасы воды не безграничны и воду нужно беречь. Но ребята не слушали советы воспитателя, и пропускали все полезные  советы мимо своих маленьких ушей.           Волшебница-Вода  еще раз окинула детей строгим взглядом и улетела.

    Прошло несколько минут,  и из всех кранов в детском саду потекла чистая вода, и дети хором побежали умываться,  но  каждый   из них уже тщательно следил за тем, чтобы понапрасну не расходовать воду, ведь дети  знали -  что вода живая и если ее не беречь она может обидеться и уйти. А ведь без воды так тяжело жить!

Воспитатель: Ребята, а в нашей группе есть дети, которые не берегут воду?

Дети: Да.

Воспитатель: Надеюсь, после нашего занятия эти дети начнут бережно относиться к воде. Наше занятие подошло к концу, и я хотела бы у вас спросить, что интересного вы узнали  сегодня о воде?

Дети: Что вода может превращаться в три  состояния - твердое, жидкое и пар. Что воду нужно беречь, потому что она живая. Что в разные времена года, вода  бывает разной.

Воспитатель: Молодцы! Наше занятие закончилось, а на следующем занятии мы с вами нарисуем Волшеницу-Воду.

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...