Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода и её свойства» «Волшебница – вода» «Вода — в жизни всех живых существ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Экологическое воспитание. Знания о свойствах воды. Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan_po_ekol_voda.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода и её свойства»
«Волшебница – вода»
«Вода — в жизни всех живых существ»
Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших  опытов.

Задачи:

Образовательные:

1.  Продолжать знакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, текучая, без запаха, без вкуса, растворяет вещества.

2. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

3. Обучать детей навыкам проведения простейших  опытов.

4. Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

5. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

6. Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Совершенствовать навык аккуратного рисования.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к воде.

3. Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение партнёра.

 Предварительная работа:

  • рассматривание глобуса,
  • заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
  • беседа на тему: «Круговорот воды в природе».

Виды детской деятельности, используемые на занятии: (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа).

Место проведения: групповое помещение.

Оборудование и материалы:

  • иллюстрации на тему «Вода»
  • капельки воды, изготовленные из бумаги
  • аудиозапись со звуками воды
  • стаканчики, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, бинт.

Материалы: Прозрачные пластиковые стаканчики,  вода питьевая, салфетки, иллюстрации со свойствами воды, соломинки, магниты, сок, молоко, кисточки, гуашь, альбомные листы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я по дороге в детский сад встретила вот эту капельку.  Она пришла не одна,  а со своими подружками и принесла нам загадки, но ее подружки потерялись, нам надо помочь их найти. А сначала ребята, отгадаем загадки? 

Дети отгадывают загадки:

1. Бежит, бежит не выбежит, течёт, течёт, не вытечет. (река)
2. Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако)
3. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним-прочь бегут. (дождик).

Воспитатель: О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети. О воде!

Воспитатель: Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть. Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

Ответы детей:  (реки, озера, моря, дождь, снег, град, туман, роса, иней, лёд, пар). (картинки)

Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная. Воспитатель привлекает детей к речевой работе. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п, в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная. А в водопроводе какая вода? (водопроводная) (картинка крана с водой)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужна вода? Где мы её используем?

Ответы детей:  (пьём, моемся, моем в доме, готовим пищу, стираем).

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сейчас познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого мы пойдем в нашу мини лабораторию и рассмотрим воду.

Подойдите все к столу (но только вспомним правила нахождения в лаборатории, и опыты будем делать по очереди) (воспитатель одевает белый халат). (картинка лаборатория).

  • не шуметь - этим мы мешаем другим
  • аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов
  • слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов
  • закончив наблюдение, сделать вывод.

Опыт 1.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.  Как можно придать вкус воде? (дети насыпают сахар и соль)

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха (картинка с водой)

Опыт 2.

Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. На доску вывешиваем свойство воды - текучая. (Картинка как вода льется)

Опыт 3.

Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет. Вода не имеет запаха.

Опыт 4: вода прозрачна и не имеет собственной формы. Переливаем воду в стакан, кружку, принимает форму того предмета, куда ее нальют, во что ее нальют.

Опыт 5: Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет, одна - чистая, другая- грязная.

В: Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?

Д: Чистой.

В: Как вы думаете, в речках течет чистая вода?

Д: Нет.

В: Чем она может быть загрязнена?

Д: Грязными сточными водами (картинка)

В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно?

В: Что для этого используют?

Д: Очистные сооружения, фильтры (картинка) В: Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается, очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры. Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с марлей?

Д: Грязная стала.

В: Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.

Опыт 6.

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить пуговицу в стакан с водой, другую – в стакан с молоком. Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком пуговицу не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачная. Вывешиваем на доску ещё одно свойство.

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.

Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Почему через стакан с водой картинку видно?

Опыт 7. «Вода может изменить свой цвет» Добавляем краску.

Опыт 8. Вода-растворитель.

Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

Делаем вывод: вода-растворитель (выставляем схему к опыту).

В: Какой стала вода?

Д: Сладкой.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?

Д: Когда пьем чай за завтраком.

В: Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода?

Отходим от столов. Садимся.

Воспитатель: Скажите, как нужно беречь воду? (в быту, в природе).

Ответы детей: не засорять водоёмы, не оставлять кран с водой открытым.  ( Картинка с мусором в воде).

А теперь давайте немного поиграем

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» (физ. минутка) (скачать музыку). (шум дождя)

Воспитатель: (ребенок – солнышко)

Я мама - тучка, а вы – Капельки, и вам пора отправляться в путь
(звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.) Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали  капельки легкими, потянулись вверх, присевшие Капельки поднимаются, затем, вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель: Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались.  Ребята , что то наша капелька совсем стала грустной, давайте ей поможем сестренок вернуть.

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, речке, океане.

В: Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.

Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки:

1)уголок природы:

В: Почему мы остановились здесь, в уголке природе?

Д: Потому что растениям нужна вода для жизни.

В: Как мы даем растениям воду?

Д: Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.

В: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

Д: Они засохнут, завянут.

В: Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.

Идем дальше.

В: Где еще нужна вода в группе?

2)в туалетной комнате, в умывальнике.

В: Для чего нам там вода?

Д: Чтобы смывать, мыть руки, умываться.

Идем дальше.

3)игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? для чего?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду.

В: Куда пойдем дальше?

4)к мойке помощника воспитателя

В: А здесь где вода нужна?

Д: Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.

В: Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. (дети садятся).

В: Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода?

Д: Из крана.

В: А в кран как попадает?

Д: По трубам вода из большой речки течет или из озера.

В: Как называются эти трубы?

Д: Водопроводные (картинка) .

В: Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?

Д: Мы будем тратить много воды

В: А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)

В: Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?

Д: Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран. Ребята, вы молодцы, вы показали нашим гостям хорошие знания. - Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено.  А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали о воде?

Творческая работа.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы для наших капелек нарисуем море, чтобы они попали в свой дом. Рисовать мы будем  кисточками,  ватными  палочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе "Вода в жизни человека"

увлекательное интегрированное занятие по экологическому воспитанию "Вода в жизни человека"...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода – это жизнь»

Конспект НОД разработан для детей старшей группы. Основные задачи -  уточнять и расширять знания детей о значении воды и формировать интерес  к охране воды....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Растение-живое существо»

Цель: расширить обобщенное представление детей о растениях...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Вода-это жизнь, бесценный дар, ботатство страны"

Цель данного занятия-формирование основ экологического мировоззрения и прородоохраняемого сознания, ответственного отношения к окружающей среде....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, б...