Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода – это жизнь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мусалямова Светлана Станиславовна

Конспект НОД разработан для детей старшей группы. Основные задачи -  уточнять и расширять знания детей о значении воды и формировать интерес  к охране воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологическому воспитанию

«Вода – это жизнь»

Цель: формирование основ экологической культуры

Задачи:

  • Образовательные:
  • уточнять и расширять знания детей о роли воды;
  • сформировать представление о значении родников и других источников чистой воды для всего живого на Земле;
  •  формировать интерес к проблеме охраны воды как составляющей природы.
  • Развивающие:
  • развивать наглядно – образное мышление, внимание, связанную речь;
  • расширять и активизировать словарь.
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • воспитывать у детей желание сохранять и беречь природу.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; наблюдения; беседы; экспериментальная деятельность с водой.

Материал и оборудование: иллюстрации пустыни, берега реки, озера; Капелька – изображение; фото озера Байкал, родника; игрушка Лунтик; изображение завода, сбрасывающего в реку грязную воду; оборудование для экспериментальной деятельности – два стакана, вода, сахарный песок, кусочки льда; мультимедийная установка; обучающий мультфильм «Капля воды» из серии «Уроки тетушки Совы. Уроки доброты».

Ход НОД:

Педагог: -

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

                              Н. Рыжова

- Ребята, вы догадались о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о воде. Зачем нам нужна вода? Может и без неё было бы не плохо? (ответы детей) Вы правы, ребята. Без воды нам не прожить. Не случайно говорят «Где вода – там жизнь». Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи). Посмотрите, пожалуйста - так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (педагог показывает иллюстрации пустыни и берегов около рек, озера) Как вы думаете, откуда появилась вода в природе и жизни человека? (ответы детей) Я вам предлагаю послушать рассказ Капельки «Откуда к нам пришла вода?»

  «Откуда к нам пришла вода?»

— Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него.
— Ты кто? – спрашивает он.
— Я – ручеек. А ты кто?
— И я ручеек, — отвечает наш ручей. Давай дружить и потечем дальше вместе.

Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих «попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к Вам.

- Вот какой долгий и сложный путь проделывает капелька и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку. Ребята, как вы думаете, вся ли вода полезна? Какая вода вредна для здоровья? (ответы детей) Но есть еще источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например, в нашей стране есть такое заповедное озеро Иткуль. А также есть озеро Байкал. Это озеро с самым большим запасом пресной воды в мире. Любит и бережёт родники народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье! Вода из родника  холодная, прозрачная, хрустальная, студёная, струящаяся.

 «Родник»

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

                                          И.А.Бунин

Игра малой подвижности «Ручеек - озеро»

Ребята строятся друг за другом по 4 - 5 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему – это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети бегут колонной, держась друг за друга. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг - «озеро».

Раздаётся стук. Появляется Лунтик. Он грязный, плачет.

Педагог: - Ребята, кто это к нам пришёл, такой грязный, такой несчастный? (ответы детей)Лунтик, что случилось?

Лунтик:  - Я шёл к вам в гости, мимо реки. Я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. 

Педагог: -Ребята, может, вы знаете, что случилось с Лунтиком? (ответы детей).

Лунтик: Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из неё текла чёрная вода. Вот такая! (показывает картинку.) А ещё и в воде, и на берегу, валялось много бутылок, пакетов с мусором, фантиков из-под конфет, кожура от бананов и мандарин. И так мне стало плохо и неприятно.

Лунтик плачет, дети его жалеют . Педагог  предлагает Лунтику умыться.

Педагог: - Как вы думаете, ребята, кто так мог поступить? (ответы детей) Что необходимо сделать, чтобы наши водоёмы были чистыми? (ответы детей)

Лунтик: - Спасибо вам, ребята. Сегодня я к вам пришёл, чтобы поиграть. Я буду говорить слова, и показывать движения вместе со мной. Вставайте в круг.

Физкультминутка - скороговорка:

«Ехал Грека через реку,

(дети изображают, как гребут вёслами на лодке)

Видит Грека - в реке рак.

(Повороты туловища и головы вправо - влево)

Сунул Грека руку в реку,

(Наклоны туловища вперёд)

Рак за руку Греку цап!

(Лунтик  ловит детей за руку)

Педагог: -  А теперь, я предлагаю вам стать ненадолго волшебниками, и проверить, может ли волшебницей быть вода. Лунтик, ты тоже присоединяйся к нам.

Экспериментальная деятельность:

1. Два стакана. Один пустой,  второй с чистой водой и чашка с сахаром. Переливаем из одного стакана воду в другой. Вода льётся, значит, она какая? (жидкая). Добавляем сахар в стакан и перемешиваем. Что видим? Сахар исчез. Это что значит? Вода растворяет некоторые вещества.

2. Дети закрывают глаза, по их ладошкам педагог проводит кусочком льда. Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашим рукам? Правильно, это лёд. Что такое лёд? Лёд – это вода, только в твердом состоянии. Давайте подержим лёд в ладошках. Что произошло? Лёд превратился в воду. Значит, вода бывает жидкая и твёрдая.

Лунтик: - Как интересно! Я хочу поиграть с вами.

Игра «Четвёртый лишний». 

- река, озеро, море, песок.

- лёд, снег, сосульки, леденец.

-пар, горячая вода, облако, дым из трубы.

Лунтик: - Ребята, как у вас хорошо, весело и интересно. Но мне уже пора домой, меня ждут мои друзья: Кузя Пчелёнок и Мила. Можно в следующий раз я приду к вам в гости со своими друзьями. Я очень хочу, чтобы вы познакомились и подружились. До свидания!

Лунтик уходит.

Педагог:- Ребята, вы помните, как плохо было Лунтику от грязной воды? Как вы думаете, что нужно делать, чтобы наша Земля оставалась такой же цветущей и голубой. (ответы детей).

- Правильно, надо охранять чистоту водоёмов и их берегов, не загрязнять их: не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода - это богатство нашей планеты,  залог жизни и здоровья людей, животных и растений. Давайте всегда помнить, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем мы за собой краны, экономим ли за собой воду? Давайте обращать внимание и на воду, будем беречь её. Если вы заметите не закрытый кран – закройте, если заметите неплотно закрытый кран – закройте плотнее. Будьте бережливыми и дома, и в саду, и в гостях.

Педагог предлагает посмотреть детям обучающий мультфильм «Капля воды» из серии «Уроки тетушки Совы. Уроки доброты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического занятия в старшей группе "Вода - это жизнь"

Конспект  является частью проекта по экологическому воспитанию " Природа - наш чистый дом", а также может служить  самостоятельным материалом для проведения занятий по экспериментированию св...

конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе "Вода в жизни человека"

увлекательное интегрированное занятие по экологическому воспитанию "Вода в жизни человека"...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Вода-это жизнь, бесценный дар, ботатство страны"

Цель данного занятия-формирование основ экологического мировоззрения и прородоохраняемого сознания, ответственного отношения к окружающей среде....

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода, вода, кругом вода».

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода, вода, кругом вода»...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Вода в жизни людей»

Конспект НОД по экологическому воспитаниюв подготовительной группе «Вода в жизни людей»Цели:Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами ...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Вода - источник жизни"

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать экологическую культуру. ...