Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка колкая иголочка» подготовительной к школе группы
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Цыцулина Наталья Владимировна

    Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл akciya_-_elochka_kolkaya_igolochka.docx45.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

        Формирование целостной картины мира.

      Акция «Елочка колкая иголочка»

    подготовительной к школе группы

    Подготовила и провела

    воспитатель первой категории

    Наталья Владимировна Цыцулина

    г. Октябрьский, РБ

    Цель непосредственно образовательной деятельности:

     Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе.

    Задачи образовательных областей:

    Познание:

    1. Формировать устойчивый интерес к природе;
    2. Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о природе;
    3. Расширять представления воспитанников о хвойном лесе и его обитателях;
    4. Познакомить воспитанников с новыми обитателями  хвойного леса: рысью и клестом.
    5. Воспитывать  понимание ценности каждого дерева;
    6. Развивать логическое мышление.  
    7. Развивать   мелкую моторику.
    8. Социализация:
    9. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
    10. Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
    11. Коммуникация:
    12. Обогащать словарный запас детей ( хвоя, хвойные деревья, дренаж,  клест, рысь, крылатки, чешуйки)
    13. Развивать  умение связно высказывать свое мнение 
    14. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
    15. Безопасность:
    16. Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;
    17. Закреплять умения безопасно работать с палочками для посадки семян.
    18. Музыка:
    19. Развивать эмоциональность.
    20. Физическая культура:
    21. Совершенствовать двигательную активность.
    22. Труд:
    23. Формировать умение работать в коллективе.
    24. Закреплять умение сажать семена и ухаживать за ними

     Предполагаемый результат: формирование у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.

    Направление:   познавательно - речевое.

    Образовательная область: познание.

    Виды  деятельности: познавательно - исследовательская, трудовая, коммуникативная, музыкально - художественная, двигательная, продуктивная.

     Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в непосредственно-образовательной деятельности

    Форма организации детей: групповая

    Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, сказочный персонаж,  беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка,  музыкальное  сопровождение,  посадка семян ели, показ слайдов,  самоанализ воспитанников, пооперационные карты,  исполнение воспитанниками песни «Ёлочке не холодно зимой» 

    Интеграция областей: Социализация, коммуникация, физическая культура, музыка, безопасность, труд, здоровье.

    Предварительная работа:

    1. Беседы с детьми об истории празднования Нового года в России, о роли новогодней елочки.
    2. Беседы на тему «Как сохранить хвойный лес», «Обитатели хвойного леса», «Лесные друзья елочки».
    3. Цикл познавательных занятий «Есть у елочки друзья»
    4. Выставка «Новогодняя елочка» совместно с родителями
    5. Экологическая акция «Как у наших у ворот, ай да елочка растет» закладка «Аллеи выпускников»
    6. Изготовление и размещение листовок «Берегите елочки!» в микрорайоне №1 г. Октябрьского РБ
    7. Разучивание  песни и стихотворений  о  ёлке, отгадывание загадок.
    8. совместная работа с детьми   младшей   группы по изготовлению                              листовок «Берегите елочки!
    9. Триз игра «Хорошо – плохо». Что хорошего в том, что на новогодние праздники ставят живые елочки  дома, что плохого в этом.  
    10. Рисование, аппликация на тему «Елочка и ее лесные друзья».  
    11. Изготовление новогодних букетов и композиций, которые могут заменить живую елку на новогоднем празднике.
    12. Изготовление книжки с рассказами и рисунками детей «Пусть живые елочки встречают Новый год в лесу».

     Участие родителей: Совместно с детьми изготовление новогодних букетов и композиций, которые могут заменить живую елку на новогоднем празднике.

    Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, стаканчики с грунтом, палочки, фартуки, семена ели, искусственная ёлка, новогодние игрушки, сказочный персонаж - ёлка, пооперационные карты.  

    Ход непосредственно образовательной деятельности:

    (Зал украшен плакатами, рисунками).  Слайд №1.

    В: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся! Как вы думаете, почему в нашем зале появилась елка? (ответы детей).

    В каждом доме принято под новый год наряжать елку. Давайте в нашем зале нарядим елку. (Дети вешают на елку елочные игрушки). Посмотрите, как хороша новогодняя красавица. Садитесь на свои места.

    Выходит елка.

    В: Здравствуй, елочка.

    Елка: Здравствуйте, дети. Скоро праздник Новый год (говорит грустно)

    В: Да. Ты не рада празднику?

    Елка: Нет, совсем не рада.

    В: Почему?

    Елка: С давних пор Новый Год – любимый праздник взрослых и детей, а   елка –  символ праздника. Каждый раз под новый год уменьшается количество елок в лесу. И лесные обитатели от этого очень страдают. Чтобы вырастить   красавицу ёлку необходимо 100–120 лет. А нам лесным жителям так бы хотелось, чтобы люди бережно относились к лесу и его обитателям.

    В: Что человек может сделать для того, чтобы сохранить лес? (Проводит чистку леса, сажает молодые деревья, охраняет лес от браконьеров, бережет от пожаров  и т.д.). Мы с ребятами тоже много сделали для этого.

    Мы в детском саду наряжаем искусственную елку, а живая ель растет в лесу.

    Ё: Какие вы молодцы!

    В: Посмотри елочка, осенью мы посадили молодые деревца и заложили «Аллею выпускников» Слайд №2.  Какие деревца сажали? Что мы сделали?

    Нам в этом помогли наши родителей. А в посадке деревьев нам помогали папа Саши – Сергей Александрович, мама Артема – Светлана Салаватовна, дедушка Леры – Юрий Федорович, а саженцы из питомника привезли родители Халимовой Камиллы.

    В: А чтобы сохранить наши молодые сосеночки  папа Тимура - Марат Фанизович сделал нам ограждение.    

    Вместе с малышами оформили листовки «Берегите елочку!»

    А потом, что мы сделали ребята? (ответы детей – развесили на домах вокруг, раздавали прохожим) Слайд №3

    Свой еловый лесок появился в  нашей группе. Только деревья в нём не обычные, а сказочно-новогодние, рукотворные. Ребятам вместе с родителями   смастерили новогодние деревца из подручных материалов. Посмотрите, как получилось! Слайд №4,5

     Здесь ёлочка, сделана из помпонов (сделала Софья Мерман вместе с мамой Татьяной Александровной), есть ёлка из бумаги (смастерил Дима Гуменюк с мамой Светланой  Витальевной) и ёлочка из мишуры (сделала Лера  Масленникова вместе со своей мамой Анастасией Юрьевной). Дети нашей группы и родители считают, что каждое сказочное деревце сделано для того, чтобы сохранить жизнь настоящей живой ёлке.

    Дети исполняют песню «Ёлочке не холодно зимой»

    Ё: Молодцы ребята! Как вы много сделали.

    В: Мы с вами уже знаем о том, что лес не может быстро восстанавливаться. Ели нужно много лет, чтобы стать лесной красавицей. Слайд №6

    Как вы думаете, можно ли определить возраст ели по внешнему виду? Как это можно сделать? (рассуждения детей)

    Ёлка растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги-мутовки, растущие с одного места в разные стороны. По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели.

    Ё: А вы знаете, ребята, что елочка– хвойное дерево?

    Д: Да, знаем.

    Ё: Почему оно называется хвойным?

    Д: Потому что у ее вместо листьев иголки. Которые называются хвоинки или хвоя.

    В: Говорят что,  хвойные деревья «зимой и летом одним цветом». Но это не совсем так  хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу? (Ответы детей) Земля под деревьями застлана ковром из опавшей хвои.  В детском саду растут ели, мы  с вами наблюдали за ними  каждый сезон и  заметили под деревьями ковер из опавших хвоинок.

    Ё: А какие хвойные деревья вы знаете?

    (Дети перечисляют хвойные деревья: пихта, сосна, туя, кедр)

    Ё: Молодцы.

    В: Обитатели леса тоже играют огромную роль в жизни леса. Расскажите, кого вы знаете из обитателей хвойного леса и почему они любят в нем селиться? Слайд №7

    Дети: Заяц  любит жить в еловых лесах. Питается  корой еловых деревьев, а под еловыми лапами прячется от хищных зверей.

    Белка часто скачет по веткам ели. Ест белка семена и молодые еловые веточки. На ели у белки дупло, еловые ветки защищают ее дом от ветра в зимнюю непогоду.

    Зимой в густых еловых лесах по корягами спят медведи в берлогах.  Потому что, его берлога находится под еловыми корнями.

    Ё: (Слайд № 8.)Я вас хочу познакомить с еще одним обитателем хвойного леса - это  рысь. Этот зверь любит еловые леса, его  легко узнать по кисточкам на ушах, короткому хвосту и высоким ногам. У нее широкие мохнатые лапы, что помогает ей передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Очень густой зимний мех спасает от морозов. Рысь прекрасно лазает по деревьям и неплохо плавает. Охотится на зайцев-беляков, тетеревов, рябчиков, мышей. Логово рыси спрятано в корнях упавших старых елей.

    В: А еще в хвойных лесах обитают птицы.   Какие птицы любят жить в хвойных лесах и  почему? Д: Ответы

    (Слайд №9). А вы знаете эту птицу? Это Клест-еловик,  его  называют «северным попугаем» за необычные крестообразные клюв с перекрещенными концами. Про них говорят: «Кривлен нос — зелен хвост». Концы клюва загнуты в разные стороны и напоминают щипцы. Птица вставляет клюв между чешуйками еловой шишки, отгибает их и достает семечко. Цепляясь за шишку острыми коготками, клест иногда раскачивается на шишке, как на качелях. Ест он и почки ели. Клест — птица небольшая, чуть больше воробья, единственная из всех  птиц  выводит  птенцов зимой, в  самые сильные морозы. Они строят из мелких веточек гнездо с толстыми стенками, утепляя его мхом, шерстью, перьями. Свой дом птицы прячут у самого ствола, среди толстых веток старых густых елей, укрытых снегом. В таких местах нет ветра. Самец даже поет зимой. Мама-клест сидит на кладке полмесяца. Папа-клест  кормит ее   семена еловых шишек.

    Весной ель начинает цвести, летом на месте цветка образуется шишка, а осенью  в ней созревают семена   и осыпаются на землю. (Слайд№10). Семечко попадает в землю,  начинает прорастать, но не обязательно рядом с взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время весной то тут, то там   появляется ростки длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет сотня лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».  Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь. Какую пользу приносит ель?

    Дети: Ель полезное дерево. Оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий.  Человеку полезно дышать таким воздухом  для здоровья.

    В: Правильно. Слайд №11. Вокруг городов высаживают  специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние  города. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.

     Лес это дом для растений и животных, а человек в нем гость, а гость должен быть чутким, внимательным и не мешать хозяевам. В народе говорят, что каждый человек должен посадить дерево.

    И сегодня, я предлагаю вам  ребята  посадить собственное дерево. Мы создадим свой мини-питомник, может быть, через много лет из них вырастут лесные великаны.

     Подойдите к столам. Что вы видите на столах?   Стаканчики мы наполнили заранее, давайте вспомним, как мы это сделали.

     В стаканчик, мы насыпали дренаж. Для чего нужен дренаж? (ответы детей).

     Какая нужна земля? (ответы детей)

    Нужна ли вода? Для чего нужна вода? (ответы детей)

     Ребята, а для чего нам палочки? (ответы детей – для того, чтобы сделать палочкой ямку, положите туда семечко, и присыпать землей).

    В: Правильно. Палочки нужны для того чтобы сделать углубление. Как надо правильно пользоваться палочками?   ( нельзя размахивать палочкой, так как можно поранить соседа; нельзя поворачиваться с палочками к соседу; после выполнения работы необходимо положить палочку на место)

    В: Молодцы. Разогреем наши пальчики перед работой.

    Пальчиковая гимнастика. «Елочка»

    Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки»)

    Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены).

    Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз).

    Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

    Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе или смотрят вниз).

    В: Наденьте фартуки и  подойдите к столам. Уточним порядок работы.  

    ( пооперационные карты) Слайд №12.

     Приступайте к посадке.  ( дети выполняют задание)

    Молодцы ребята!  Теперь будем ждать, когда появятся всходы. Вы будете заботиться о молодых росточках: поливать, беречь их от сквозняков, а когда саженец будет достаточно большим, можно будет пересадить его на улицу. Пройдет много лет прежде, чем вырастет красивое дерево. ( дети снимают фартуки)

    Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей)

    Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей)

     

    Рефлексия (Елочка зеленая – мне очень понравилось, как я занимался,

    Елочка желтая – мне не понравилось, как я занимался)

    Ё: Спасибо вам, мне было очень приятно с вами  заниматься.

     

    (см. Презентацию)

    Список литературы:

    1.  Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет.  Автор-составитель М.П.Костюченко.
    2.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. О.В.Дыбина
    3.  Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада: Сост. Нищева Н.В.
    4.  Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. С.Н.Николаева.
    5. Фото из архива автора.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познание» Тема : «Лягушиное болотце» (оригами) в подготовительной к школе группе.

    Задачи:1)Обеспечить развитие умения складывать квадратный лист бумаги в разных направлени   ях ,фиксировать точно линии сгиба ,соединяя угол с углом,сторону со стороной.2) Формировать развит...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов восточной гимнастики хатха-йога (подготовительная к школе группа)

    Тема: «В стране восходящего солнца» (тема недели: «День добра»).Цель: Развитие физических и личностных качеств детей 6-7 лет посредством гимнастики «Хатха-Йога».Задачи:- отрабатывать умение правильно ...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения.

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду, тема «Тряпичная русская кукла» (подготовительная к школе группа)

    Работа предназначена для обогащения профессиональных знаний педагогов по образовательной области "Труд"....

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»

    Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....

    Конспект непосредственной образовательной и организаци-онной деятельности познания: развитие речи в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Ты родился в России!»

    Программное содержание:Образовательные задачи:– активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;– совершенствование навыков словообразования;– совершенствование грамматического строя...

    Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе

    Задачи: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать...