Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка колкая иголочка» подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цыцулина Наталья Владимировна

Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akciya_-_elochka_kolkaya_igolochka.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

    Формирование целостной картины мира.

  Акция «Елочка колкая иголочка»

подготовительной к школе группы

Подготовила и провела

воспитатель первой категории

Наталья Владимировна Цыцулина

г. Октябрьский, РБ

Цель непосредственно образовательной деятельности:

 Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе.

Задачи образовательных областей:

Познание:

  1. Формировать устойчивый интерес к природе;
  2. Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о природе;
  3. Расширять представления воспитанников о хвойном лесе и его обитателях;
  4. Познакомить воспитанников с новыми обитателями  хвойного леса: рысью и клестом.
  5. Воспитывать  понимание ценности каждого дерева;
  6. Развивать логическое мышление.  
  7. Развивать   мелкую моторику.
  8. Социализация:
  9. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  10. Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
  11. Коммуникация:
  12. Обогащать словарный запас детей ( хвоя, хвойные деревья, дренаж,  клест, рысь, крылатки, чешуйки)
  13. Развивать  умение связно высказывать свое мнение 
  14. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
  15. Безопасность:
  16. Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;
  17. Закреплять умения безопасно работать с палочками для посадки семян.
  18. Музыка:
  19. Развивать эмоциональность.
  20. Физическая культура:
  21. Совершенствовать двигательную активность.
  22. Труд:
  23. Формировать умение работать в коллективе.
  24. Закреплять умение сажать семена и ухаживать за ними

 Предполагаемый результат: формирование у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.

Направление:   познавательно - речевое.

Образовательная область: познание.

Виды  деятельности: познавательно - исследовательская, трудовая, коммуникативная, музыкально - художественная, двигательная, продуктивная.

 Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в непосредственно-образовательной деятельности

Форма организации детей: групповая

Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, сказочный персонаж,  беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка,  музыкальное  сопровождение,  посадка семян ели, показ слайдов,  самоанализ воспитанников, пооперационные карты,  исполнение воспитанниками песни «Ёлочке не холодно зимой» 

Интеграция областей: Социализация, коммуникация, физическая культура, музыка, безопасность, труд, здоровье.

Предварительная работа:

  1. Беседы с детьми об истории празднования Нового года в России, о роли новогодней елочки.
  2. Беседы на тему «Как сохранить хвойный лес», «Обитатели хвойного леса», «Лесные друзья елочки».
  3. Цикл познавательных занятий «Есть у елочки друзья»
  4. Выставка «Новогодняя елочка» совместно с родителями
  5. Экологическая акция «Как у наших у ворот, ай да елочка растет» закладка «Аллеи выпускников»
  6. Изготовление и размещение листовок «Берегите елочки!» в микрорайоне №1 г. Октябрьского РБ
  7. Разучивание  песни и стихотворений  о  ёлке, отгадывание загадок.
  8. совместная работа с детьми   младшей   группы по изготовлению                              листовок «Берегите елочки!
  9. Триз игра «Хорошо – плохо». Что хорошего в том, что на новогодние праздники ставят живые елочки  дома, что плохого в этом.  
  10. Рисование, аппликация на тему «Елочка и ее лесные друзья».  
  11. Изготовление новогодних букетов и композиций, которые могут заменить живую елку на новогоднем празднике.
  12. Изготовление книжки с рассказами и рисунками детей «Пусть живые елочки встречают Новый год в лесу».

 Участие родителей: Совместно с детьми изготовление новогодних букетов и композиций, которые могут заменить живую елку на новогоднем празднике.

Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, стаканчики с грунтом, палочки, фартуки, семена ели, искусственная ёлка, новогодние игрушки, сказочный персонаж - ёлка, пооперационные карты.  

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Зал украшен плакатами, рисунками).  Слайд №1.

В: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся! Как вы думаете, почему в нашем зале появилась елка? (ответы детей).

В каждом доме принято под новый год наряжать елку. Давайте в нашем зале нарядим елку. (Дети вешают на елку елочные игрушки). Посмотрите, как хороша новогодняя красавица. Садитесь на свои места.

Выходит елка.

В: Здравствуй, елочка.

Елка: Здравствуйте, дети. Скоро праздник Новый год (говорит грустно)

В: Да. Ты не рада празднику?

Елка: Нет, совсем не рада.

В: Почему?

Елка: С давних пор Новый Год – любимый праздник взрослых и детей, а   елка –  символ праздника. Каждый раз под новый год уменьшается количество елок в лесу. И лесные обитатели от этого очень страдают. Чтобы вырастить   красавицу ёлку необходимо 100–120 лет. А нам лесным жителям так бы хотелось, чтобы люди бережно относились к лесу и его обитателям.

В: Что человек может сделать для того, чтобы сохранить лес? (Проводит чистку леса, сажает молодые деревья, охраняет лес от браконьеров, бережет от пожаров  и т.д.). Мы с ребятами тоже много сделали для этого.

Мы в детском саду наряжаем искусственную елку, а живая ель растет в лесу.

Ё: Какие вы молодцы!

В: Посмотри елочка, осенью мы посадили молодые деревца и заложили «Аллею выпускников» Слайд №2.  Какие деревца сажали? Что мы сделали?

Нам в этом помогли наши родителей. А в посадке деревьев нам помогали папа Саши – Сергей Александрович, мама Артема – Светлана Салаватовна, дедушка Леры – Юрий Федорович, а саженцы из питомника привезли родители Халимовой Камиллы.

В: А чтобы сохранить наши молодые сосеночки  папа Тимура - Марат Фанизович сделал нам ограждение.    

Вместе с малышами оформили листовки «Берегите елочку!»

А потом, что мы сделали ребята? (ответы детей – развесили на домах вокруг, раздавали прохожим) Слайд №3

Свой еловый лесок появился в  нашей группе. Только деревья в нём не обычные, а сказочно-новогодние, рукотворные. Ребятам вместе с родителями   смастерили новогодние деревца из подручных материалов. Посмотрите, как получилось! Слайд №4,5

 Здесь ёлочка, сделана из помпонов (сделала Софья Мерман вместе с мамой Татьяной Александровной), есть ёлка из бумаги (смастерил Дима Гуменюк с мамой Светланой  Витальевной) и ёлочка из мишуры (сделала Лера  Масленникова вместе со своей мамой Анастасией Юрьевной). Дети нашей группы и родители считают, что каждое сказочное деревце сделано для того, чтобы сохранить жизнь настоящей живой ёлке.

Дети исполняют песню «Ёлочке не холодно зимой»

Ё: Молодцы ребята! Как вы много сделали.

В: Мы с вами уже знаем о том, что лес не может быстро восстанавливаться. Ели нужно много лет, чтобы стать лесной красавицей. Слайд №6

Как вы думаете, можно ли определить возраст ели по внешнему виду? Как это можно сделать? (рассуждения детей)

Ёлка растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги-мутовки, растущие с одного места в разные стороны. По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели.

Ё: А вы знаете, ребята, что елочка– хвойное дерево?

Д: Да, знаем.

Ё: Почему оно называется хвойным?

Д: Потому что у ее вместо листьев иголки. Которые называются хвоинки или хвоя.

В: Говорят что,  хвойные деревья «зимой и летом одним цветом». Но это не совсем так  хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу? (Ответы детей) Земля под деревьями застлана ковром из опавшей хвои.  В детском саду растут ели, мы  с вами наблюдали за ними  каждый сезон и  заметили под деревьями ковер из опавших хвоинок.

Ё: А какие хвойные деревья вы знаете?

(Дети перечисляют хвойные деревья: пихта, сосна, туя, кедр)

Ё: Молодцы.

В: Обитатели леса тоже играют огромную роль в жизни леса. Расскажите, кого вы знаете из обитателей хвойного леса и почему они любят в нем селиться? Слайд №7

Дети: Заяц  любит жить в еловых лесах. Питается  корой еловых деревьев, а под еловыми лапами прячется от хищных зверей.

Белка часто скачет по веткам ели. Ест белка семена и молодые еловые веточки. На ели у белки дупло, еловые ветки защищают ее дом от ветра в зимнюю непогоду.

Зимой в густых еловых лесах по корягами спят медведи в берлогах.  Потому что, его берлога находится под еловыми корнями.

Ё: (Слайд № 8.)Я вас хочу познакомить с еще одним обитателем хвойного леса - это  рысь. Этот зверь любит еловые леса, его  легко узнать по кисточкам на ушах, короткому хвосту и высоким ногам. У нее широкие мохнатые лапы, что помогает ей передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Очень густой зимний мех спасает от морозов. Рысь прекрасно лазает по деревьям и неплохо плавает. Охотится на зайцев-беляков, тетеревов, рябчиков, мышей. Логово рыси спрятано в корнях упавших старых елей.

В: А еще в хвойных лесах обитают птицы.   Какие птицы любят жить в хвойных лесах и  почему? Д: Ответы

(Слайд №9). А вы знаете эту птицу? Это Клест-еловик,  его  называют «северным попугаем» за необычные крестообразные клюв с перекрещенными концами. Про них говорят: «Кривлен нос — зелен хвост». Концы клюва загнуты в разные стороны и напоминают щипцы. Птица вставляет клюв между чешуйками еловой шишки, отгибает их и достает семечко. Цепляясь за шишку острыми коготками, клест иногда раскачивается на шишке, как на качелях. Ест он и почки ели. Клест — птица небольшая, чуть больше воробья, единственная из всех  птиц  выводит  птенцов зимой, в  самые сильные морозы. Они строят из мелких веточек гнездо с толстыми стенками, утепляя его мхом, шерстью, перьями. Свой дом птицы прячут у самого ствола, среди толстых веток старых густых елей, укрытых снегом. В таких местах нет ветра. Самец даже поет зимой. Мама-клест сидит на кладке полмесяца. Папа-клест  кормит ее   семена еловых шишек.

Весной ель начинает цвести, летом на месте цветка образуется шишка, а осенью  в ней созревают семена   и осыпаются на землю. (Слайд№10). Семечко попадает в землю,  начинает прорастать, но не обязательно рядом с взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время весной то тут, то там   появляется ростки длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет сотня лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».  Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь. Какую пользу приносит ель?

Дети: Ель полезное дерево. Оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий.  Человеку полезно дышать таким воздухом  для здоровья.

В: Правильно. Слайд №11. Вокруг городов высаживают  специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние  города. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.

 Лес это дом для растений и животных, а человек в нем гость, а гость должен быть чутким, внимательным и не мешать хозяевам. В народе говорят, что каждый человек должен посадить дерево.

И сегодня, я предлагаю вам  ребята  посадить собственное дерево. Мы создадим свой мини-питомник, может быть, через много лет из них вырастут лесные великаны.

 Подойдите к столам. Что вы видите на столах?   Стаканчики мы наполнили заранее, давайте вспомним, как мы это сделали.

 В стаканчик, мы насыпали дренаж. Для чего нужен дренаж? (ответы детей).

 Какая нужна земля? (ответы детей)

Нужна ли вода? Для чего нужна вода? (ответы детей)

 Ребята, а для чего нам палочки? (ответы детей – для того, чтобы сделать палочкой ямку, положите туда семечко, и присыпать землей).

В: Правильно. Палочки нужны для того чтобы сделать углубление. Как надо правильно пользоваться палочками?   ( нельзя размахивать палочкой, так как можно поранить соседа; нельзя поворачиваться с палочками к соседу; после выполнения работы необходимо положить палочку на место)

В: Молодцы. Разогреем наши пальчики перед работой.

Пальчиковая гимнастика. «Елочка»

Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки»)

Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены).

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз).

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе или смотрят вниз).

В: Наденьте фартуки и  подойдите к столам. Уточним порядок работы.  

( пооперационные карты) Слайд №12.

 Приступайте к посадке.  ( дети выполняют задание)

Молодцы ребята!  Теперь будем ждать, когда появятся всходы. Вы будете заботиться о молодых росточках: поливать, беречь их от сквозняков, а когда саженец будет достаточно большим, можно будет пересадить его на улицу. Пройдет много лет прежде, чем вырастет красивое дерево. ( дети снимают фартуки)

Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей)

Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей)

 

Рефлексия (Елочка зеленая – мне очень понравилось, как я занимался,

Елочка желтая – мне не понравилось, как я занимался)

Ё: Спасибо вам, мне было очень приятно с вами  заниматься.

 

(см. Презентацию)

Список литературы:

  1.  Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет.  Автор-составитель М.П.Костюченко.
  2.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. О.В.Дыбина
  3.  Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада: Сост. Нищева Н.В.
  4.  Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. С.Н.Николаева.
  5. Фото из архива автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познание» Тема : «Лягушиное болотце» (оригами) в подготовительной к школе группе.

Задачи:1)Обеспечить развитие умения складывать квадратный лист бумаги в разных направлени   ях ,фиксировать точно линии сгиба ,соединяя угол с углом,сторону со стороной.2) Формировать развит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов восточной гимнастики хатха-йога (подготовительная к школе группа)

Тема: «В стране восходящего солнца» (тема недели: «День добра»).Цель: Развитие физических и личностных качеств детей 6-7 лет посредством гимнастики «Хатха-Йога».Задачи:- отрабатывать умение правильно ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду, тема «Тряпичная русская кукла» (подготовительная к школе группа)

Работа предназначена для обогащения профессиональных знаний педагогов по образовательной области "Труд"....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»

Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе

Задачи: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе

Расширить у детей знания и представления о ягодах и грибах. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Обогащать словарный запас.  Развивать связную ...