Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду, тема «Тряпичная русская кукла» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (конструирование, ручной труд, подготовительная группа) по теме

Работа предназначена для обогащения профессиональных знаний педагогов по образовательной области "Труд".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx557.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52           станица Петровская муниципального образования Славянский район

                             Конспект

Непосредственно образовательной деятельности по ручному труду по теме: «Тряпичная русская кукла» (подготовительная к школе группа)

Задачи: Обогащать и уточнять знания о куклах. Закреплять умение определять материал (дерево, глина, солома, ткань, пластмасса). Формировать у детей творческие способности в создании кукол - оберегов; учить делать тряпичную куклу. Закреплять умение наматывать нитки, соблюдая плотность наматывания, совершенствовать мелкую моторику. Расширять словарный запас детей: «тряпичная», «оберег», «безлика». Вызывать интерес к русской народной кукле, побуждать к труду, творчеству. Воспитывать уважение к русской культуре.                                                                     Предварительная работа: Наматывание ниток, с соблюдением плотности наматывания. Заучивания стихотворений о куклах.                                                                       Материал: Картинки с изображениями кукол, куклы (деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, современная); сундучок, матрёшки, радуга. Раздаточный материал: лоскутки разноцветной хлопчатобумажной ткани (квадрат со стороной 15см), платок, юбка, фартук.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в страну Кукляндию.

 Как вы думаете, кто живёт в этой стране?

Дети: в этой стране живут куклы.                                                                       Воспитатель: Чтобы попасть в страну Кукляндию, надо преодолеть «ворота» радуги: выполнить задания.                                                                                            Первое задание: Отгадай загадку:

Есть ноги, но не ходит,

Ест рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может                                                                     (Кукла)                                                                                                            Второе задание: Собери предметы. И ответь на вопросы. Для чего нужна кукла? Из каких частей она состоит?

Третье задание: Рассказать стихотворения о куклах.                                               Первый ребёнок: Заплетала кукле я шёлковые косы

Ветер куклу увидал и унёс без спроса.

Голубой её платок с синим небом слился

В кружевные облака фартук превратился.

Второй ребёнок: Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток.

Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.                                                                    Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с заданиями, «ворота» радуги для нас открыты. Мы смело можем отправляться в путь. Дети проходят через «ворота» радуги.

Воспитатель: А теперь зажмурим глазки и произнесём волшебные слова:                                                               Раз, два, закружилась голова. Мы глаза свои закроем,                                                                                   А потом мы их откроем. И конечно удивились

Что в Кукляндии очутились.

Матрёшка: (входит в комнату). Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Это матрёшка.

Матрёшка: Как мне приятно, что вы меня узнали! Я хозяйка этой волшебной страны, в которой много разных кукол. Есть даже такие, с которыми дети играли очень давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос. Дети играли в деревянные куклы. Вот такой. (достаёт из сундука и показывает, даёт потрогать куклу детям).

Воспитатель: На что она похожа? Интересно играть с такой куклой?                                            Дети: Она похожа на палку, у неё нет ни рук, ни ног.

Матрёшка: Да она совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она не красочная. Вот человек и придумал другую (достаёт из сундука и показывает детям, даёт потрогать куклу руками)

Воспитатель: Из чего она сделана? Как она украшена?

Дети: Она сделана из глины и разукрашена красками.                                                       Матрёшка: Правильно, это - глиняная кукла. Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, поместив её в воде можно, что- то вылепить. Что на пример?

Дети: Можно вылепить посуду.                                                                          Матрёшка: Да, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками. Вскоре придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками. Они стали яркими и красивыми.

Воспитатель: А глиняной куклой удобно, интересно играть? Почему?                                               Дети: С глиняной куклой интересно было играть в то время, но неудобно. Она могла упасть и разбиться.

Матрёшка: Ребята, как вы думаете, какую куклу потом придумали:- Соломенную. Сначала собрали солому. Затем варили, чтобы она стала мягче, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получалась кукла (достаёт из сундука и показывает детям и даёт трогать куклу)

Воспитатель: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?                                       Дети: Интересно, но она непрочная.                                                                Воспитатель: Да, она легко ломается.

Матрёшка: Ребята, прошло много лет, и человек придумал другую куклу - тряпичную (достаёт её из сундука, показывает детям, даёт её потрогать).

Воспитатель: А почему она так называется?

Дети: Потому что она сделана из ткани.

Матрёшка: Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать.

Воспитатель: Ткань - это значит переплетать нитки, в результате получается ткань. Что люди шили из ткани?

Дети: Шили себе одежду, кукол.

Воспитатель: Ребята, а с тряпичной куклой интересно играть? Почему?

Дети: Интересно играть, но она быстро пачкается.

Воспитатель: Правильно, тряпичная кукла быстро пачкается.

Матрёшка: А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился из неё делать различные предметы и куклы. Пупсика, большие, маленькие куклы с искусственными волосами, (показывает, даёт потрогать).

Воспитатель: Что вы можете о ней рассказать?

Дети: Её можно купать, расчёсывать, одевать, раздевать.

Воспитатель: У некоторых кукол сгибаются руки, ноги, поворачивается голова, поют, танцуют, (показывает) Куклу сопровождают нас всё жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают наши дом, служат объектом коллекционирования, подарком. А сейчас мы с вами поиграем.

1 игра: «Кто быстрее сложит матрёшку»

2 игра: «Разложи куклу по порядку»

Воспитатель: А ты, Матрёшка, проверяй как ребята всё запомнили.(дети раскладывают куклы)                                                    Воспитатель: Ребята, вы уже заметили, что тряпичная русская кукла безликая. Посмотрите, у неё нет глаз, носа, рта. Она безликая. Повторите, безликая. (повторяют, что это означает)

Дети: У неё нет глаз, носа, рта.                                                                       Воспитатель: Это позволяло детям мечтать и фантазировать. Они могли выдумывать, в каком настроении находиться кукла и каков её характер. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Считали, что безликая кукла всегда добрая, она имеет сберегательную, защитную силу. Это кукла - оберег. С такой куклой совсем не страшно оставаться одной без взрослых.

Теперь самое интересное! Хотите сделать таких кукол?

Дети: Да!                                                                                                  Проводится физкультминутка:

Мы милашки, симпатичные кукляшки.

Мы ногами топ - топ!

Мы руками хлоп - хлоп!

Мы глазами миг - миг!

Мы плечами чик - чик!

Раз - сюда, два - сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз - привели, два - присели

Руки кверху все подняли

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселее. Воспитатель объясняет и показывает технологию изготовления куклы:

  1. Основа - квадрат со стороной 15 см. сначала формируется голова.
  2. Руки складываются самолётиком и завязываются.
  3. Перетягивается талия.
  4. Надевается платок.
  5. Юбка крепиться нитками.
  6. Фартук крепиться за обратную сторону, затем переворачивается.
  7. Завязывается пояс.

Воспитатель раздаёт всё необходимое для работы.                                         Воспитатель: Скажите, с чего начнём? Что будем делать дальше? (по ходу работы подходит к детям, при необходимости помогает).

Воспитатель: Ребята покажите ваших кукол. Какие это куклы?                                                     Дети: Это тряпичные русские куклы.

Воспитатель: Почему они так называются? Как ещё их можно назвать?

Дети: Потому что сделаны они из ткани. Это куклы - оберег.

Воспитатель: Молодцы! Потрудились вы на славу, кукол сделанные своими

руками вы можете оставить себе или подарить кому-нибудь. Я рада, что у нас

всё получилось. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте

поблагодарим Матрёшку за гостеприимство, за интересный рассказ о куклах.

До свидания!

А теперь зажмурим глаза. И произнесём волшебные слова:                                     Раз, два, три - все замираем,                                                            Снова в садик попадаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре (плавание) Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе Тема: "Космическое путешествие"

Поддерживать и развивать устойчивый интерес к занятию и приобщать к здоровому образу жизни  через обучение детей плавательным способностям.Доставить детям радость от участия в общем празднике....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года», а также презентаци...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Развитие речи» по теме «Зимние развлечения» в подготовительной к школе группе.

Цель:Закреплять знание детей через составление рассказа по мнемотаблице.Задачи:Образовательные:Обобщать и систематизировать знания детей о зиме,Обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...