Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством игровой деятельности
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Опыт работыпо ОО "Социализация"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КИРОВСКА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №54г. КИРОВСКА»

Коннова  Надежда Анатольевна,

Воспитатель 1 квалификационной категории

Сообщение

«Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством игровой деятельности»

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым.

Слайд №2

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У некоторых детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, наблюдается отстранённость в играх, нежелание принимать участие в делах группы.

Социальное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры.

По мнению Л. С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создаёт «зону ближайшего развития»  - возможность перехода от того, что ребёнок уже умеет действовать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве.

Слайд №3

 В соответствие  с ФГТ к ООПДО МБДОУ «Детский сад  №54» нами были определены задачи образовательных областей «Социализация», «Познание» и «Коммуникация»:

Задачи:

  1. Способствовать установлению добрых отношений между детьми: помогать детям лучше узнать друг друга, налаживать контакты, на основе общих интересов и возникающей взаимной симпатии.
  2. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, повседневном общении и бытовой деятельности, постепенно развивая опыт общения каждого ребёнка.
  3. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослыми и самостоятельному обогащению детского восприятия предметного и животного мира.
  4. Стимулировать эмоциональное содержательное общение детей,  отзывчивость с помощью примеров сопереживания настроению, близких людей,  сверстников, героев сказок, животных.
  5. Учить детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
  6.  Способствовать повышению уверенности в своих силах помощью поддержки сверстников и взрослых.

Слайд №4

 Планируя работу по теме  с учётом интеграции образовательных областей, определила

Цель  – Создать условия для благоприятного протекания процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Организовать предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста с учётом возрастных и гендерных особенностей.
  2. Разработать перспективный план мероприятий по формированию у детей позитивного отношения к себе, сверстникам и взрослым.
  3. Учить детей доброжелательно относится к сверстникам, проявляя эмоциональную отзывчивость и интерес в  совместной игровой  деятельности.
  4. Объединять детей для совместной игровой деятельности на основе общих интересов или предпочтений.
  5. Формировать чувство принадлежности к группе, развивая навыки социального поведения.

Формирования у ребёнка  положительного отношения к сверстникам невозможно без формирования благоприятной психологической обстановки в группе. Поэтому во всех видах деятельности я придерживаюсь следующих принципов

Слайд №5

  1. поддерживаю  теплую  и сердечную атмосферу  в группе,
  2. каждого ребёнка называю уменьшительно – ласкательным именем,
  3. поддерживаю значимость каждого ребёнка с помощью проговаривания их положительных личностных качеств,  
  4. способствую поддержанию интереса к совместным делам в группе (разучивание песенок и стихов,  инсценировка сказок, трудовые поручения и др.),
  5.  в  процессе образовательной и совместной деятельности наполняю жизнь малышей  интересными событиями, занимательными играми, полезными и познавательными игровыми ситуациями.

Эти принципы укрепляет доверие детей ко мне, помогают сплотить  их в дружный коллектив.

Слайд №6

Начиная работать по теме:

  1.  изучила методическую литературу,
  2. провела анкетирование родителей по темам: «Игрушки вашего малыша»,

          «Ваше отношение к играм»;

  1. провела диагностику игровых, коммуникативных и социальных компетенций

          детей,

  1.  подготовила консультации для родителей:  «Играем дома»,  «Игрушки учат говорить», «Игры и упражнения для развития речи детей», «Игры и игрушки для мальчиков и девочек», «Во что и как играют современные дошкольники», «Игра – важное средство воспитания детей» и др.,
  2. оформила дидактические альбомы «Дружба зверей», «Дети дружат и играют вместе»,

слайд №7

Пополнила предметно – развивающую среду:

  1. приобрела яркую посуду в игровой центр «Жилая комната»,
  2. сшили фартуки, сарафаны для девочек, приобрели жилетки и кепки, для мальчиков,
  3. сделала атрибуты для сюжетно  – ролевых игр «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин»,
  4. приобрела специальные машины для игры в «Строительство», «Дорога», «Спасатели»,
  5. обновила маски животных  для игр – драматизаций,
  6. изготовила и приобрела картотеки «Сюжетно – ролевые игры», «Безопасные игры», «Игры для задиристых детей», «Игры на развитие навыков общения и уверенности в себе», «Дружные игры»,
  7.  подобрала аудиотеку, куда вошли:  «Современные хороводы для малышей», «Весёлые песенки», «Мелодии для подвижных игр»  «Сказки», подборка классической и релаксационной музыки и др.

слайд №8

Структура работы по теме разделила     на следующие блоки:

  1. Блок «Я сам», который включает в себя темы:
  1. «Моё имя»,
  2. «Кто такой «Я»?»,
  3. «Мои игрушки», «Мои любимые сказки»,
  4. «Я хочу, могу, умею»,
  5. «Моё настроение»

В этот блок вошли игры, на осознание ребёнком самого себя, своей индивидуальности, на развитие самооценки, предпочтений и возможностей, своей индивидуальности. С помощью игр и упражнений помогала детям узнавать свои отличительные черты, обогащала знания  детей о гендерных   особенностях мальчиков и девочек, их личностных качествах.

  1. Блок -  «Я и другие дети», темы которого:
  1. «Плохо быть одному»,
  2. «Мы разные»,
  3. «Мы веселимся, смеёмся, играем»,
  4. «Говорим руками и телом», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».

В этом блоке подобраны игры и упражнения на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности понимать  индивидуальность других детей. Предлагая игры и упражнения учила детей сочувствовать друг другу, взаимодействовать между собой в игровой деятельности.

3 блок - «Я и культура общения». Сюда вошли темы:

  1. «Мы поссоримся и помиримся»,
  2. «Что такое хорошо, что такое плохо»,
  3. «Давай поговорим»,
  4. «В гостях у сказки»,
  5. «Уроки общения»  и др.

Слайд №9

Здесь подобраны игры на формирование  у детей норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга. В этом блоке учила детей игровому взаимодействию на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.

Игра является сильнейшим эмоциональным фактором, центром эстетических переживаний, средой формирования личностных качеств и коммуникативных навыков.

Слайд №10

Для развития игровой деятельности детей определила необходимые условия:

Условия развития игровой деятельности:

 

Работу строила поэтапно, для эффективного развития  детского общения  и удовлетворения потребности детей использовала следующие виды игр:

Слайд №  11

  1. Экспериментальные –  игры с песком, водой, природным и бросовым материалом.
  2. Игры с правилами:
  1. Дидактические
  2. Настольно – печатные.  
  1. Словесные,
  2. Игры с предметами – заместителями;
  1. Подвижные и релаксационные.
  2. Игры – забавы:
  1. Хороводы,
  2. Настольный театр,
  3. Пальчиковый театр;
  1. Творческие:
  1. Сюжетно – ролевые,
  2. Строительно – конструктивные,
  3. Театрализованные,
  4.  Игры - драматизации

Слайд   №12

Играя вместе с детьми, поддерживала их самостоятельность, творческое начало, приучала к бережному отношению к игрушкам, к друг к другу, играть  дружно:  обращаться по имени,  ласково, быть внимательным к  сверстникам, их  просьбам, бережно относится друг к другу, предлагать посильную помощь,  заботиться друг о друге, не мешать в игре, помогать в уборке игрушек.

Являясь примером для детей, предлагала такие модели общения и поведения, которые:

  1. во – первых – удовлетворяли  основные запросы малышей в комфортном и безопасном общении,
  2. во – вторых – позволяли детям самостоятельно применять  новый опыт в игровой деятельности: закрепляя  правила игры или  совершенствуя свои навыки общения.

Большую роль для формирования навыков эффективного общения играют дидактические, сюжетно – ролевые, хороводные и театрализованные игры.

Слайд №13

Дидактические игры помогают детям понять социально одобряемые модели поведения, усвоить стереотипы общения, практиковаться в обращении друг к другу.

 Так, на первом этапе дидактической игры «Хорошо или плохо» я объясняла и показывала на примере картинок как правильно вести в различных ситуациях, на втором этапе – предлагала детям вместе со мной проговаривать действия героев, объясняя их мотивы поведения, причинно – следственные связи. На заключительном этапе игры – предлагала детям самим объяснить мне, почему герои так поступают, дать оценку поступкам, предложить правильный выбор модели поведения или общения.

Слайд №14

Большой любовью у детей нашей группы пользуются хороводные игры. Предлагая детям различные хороводы, учила детей выполнять музыкально-ритмическими движениями слаженно, не торопясь,  ждать соседей по кругу, воспитывала у них терпение, толерантное отношение друг к другу, желание выполнять действия игры дружно.

Слайд №15

Особенно нашим детям нравятся игры - инсценировки из цикла «Маша – куколка наша» и драматизация русских народных сказок.

Цикл игр с куклой помогает мне формировать у детей нравственные качества и правила поведения в коллективе.  В сценках, которые мы разыгрываем  с куклами, даются наглядные образцы бережного, ласкового отношения к кукле.  С помощью этих  игр я  показывала положительные и отрицательные персонажи, вызывающие различные переживания у детей: ласковое отношение к «заболевшей дочке», порицание «шалуну-мальчику», который не хочет умываться, причесываться и ходит с грязным носом, или «Маше-растеряше», которая все теряет.

Слайд №16

Драматизация русских народных сказок помогает детям примерить на себя роль героев: дети учатся различать и передавать их настроение, сопереживать им,  согласовывать свои действия, развивать коммуникативные навыки.

Использование игр – драматизаций о помогает мне формировать у малышей опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нормами и правилами, развивать желание подражать положительным персонажам

Обогащая  социальное содержание игр – инсценировок я использовала следующие  приёмы:

Слайд №17

  1. присвоение куклам различных черт поведения:  Зайка - шалунишка, трусишка, Саша  - растеряша, Паша смелый и сильный, Оля -  помощница.  
  2. использование  словесных указаний, которые помогали разнообразить игру, помогали выйти из затруднительного положения.
  3.  побуждение ребенка вспомнить знакомое действие, сообразить, проявить инициативу, а не предлагать готовый рецепт для игры.

 Хорошим средством развития способностей детей является проведение сюжетно-ролевых игр, в которых дети учатся выполнять  различные роли, общаться и взаимодействовать на основе обоих интересов.

Учитывая закономерности развития игры и интерес детей,  составила план – схему постепенного введения сюжетов игр на протяжении учебного года:

Слайд №18

                             «Семья»

           

      «Строители»                         «Магазин»      

    «Шофёры»                            «Больница»                                

     «Спасатели»                          «Парикмахерская»          

                                                          «Детский сад»

Для каждой игры  разработала технологические карты,  в которых отражены: цели и задачи,  предварительная работа, основные сюжетные линии, необходимые атрибуты. Готовые технологические карты помогают мне  планировать непосредственно  образовательную и совместную деятельность (НОД), предлагать сюжеты для самостоятельной деятельности,  использовать методические приёмы в системе, анализировать и обогащать игровую и творческую деятельность детей, тщательно продумывая дальнейшую  работу по развитию у детей необходимых знаний и компетенций.

Во время проведения сюжетно – ролевых игр я использовала следующие приёмы:

Слайд № 19

  1. беседы, загадки, считалочки о персонажах, внесение новой игрушки, сюрпризные моменты;
  2.  экскурсии по детскому саду, в кабинет м/с, на кухню к повару;
  3.  наблюдение за трудом взрослых, играми и развлечениями старших детей;
  4. рассматривание иллюстрации, семейных и групповых фотографий,
  5. чтение дополнительной  художественной  литературы;
  6. введение современных персонажей («Смешарики», );
  7. привлечение старших детей к совместным играм;
  8. моделирования проблемных ситуаций,
  9. ситуации, где центром внимания является каждый ребёнок,
  10. соединение 2 - 3 тем в один сюжет,
  11. логическое завершение игры,
  12. анализ и положительную оценку при завершении игры.

Слайд «№  20 – 25

Формирование доброжелательных отношений в группе невозможно без тесного сотрудничества с родителями.  Моя цель – оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям  с помощью  примера нравственного, чуткого отношения к каждому ребёнку,  поощряя сплочённость детского и взрослого коллектива.

 Для повышения интереса родителей и  участия их в делах группы использую следующие формы:

Слайд №26

  1. Интерактивные:
  1. «Презентация семьи»,
  2. анкетирование и интервьюирование,
  3. семинар – практикум, круглый стол по различным темам,
  4. встречи в «Семейной  гостиной»,
  5.  совместные праздники и развлечения,
  6. участие в конкурсах и спортивных мероприятиях

(слайд)

  1. Традиционные:
  1. родительские собрания,
  2. день открытых дверей,
  3. открытые показы образовательной деятельности

(слайд)

  1. Информационно - просветительские:
  1. подбор консультационного материала в родительском уголке,
  2. выпуск буклетов и листовок,
  3. оформление фото - ширм и стенгазет
  4. подбор педагогической литературы для домашнего использования.

Слайд №27

Результатом совместной работы стало повышение уровня заинтересованности родителей, их активное участие в  жизни группы. Они помогают нам подбирать музыкальное сопровождение к играм, изготовить или приобрести атрибуты, делятся идеями  совместных встреч в семейной гостиной, дружат между собой.

Такая слаженная работа отражается и на формировании у детей необходимых качеств и свойств личности.

Сравнительный анализ уровня овладения интегративными качествами  детей показал следующие результаты:

Слайд №28

Интегративные  качества

2011- 2012

2012- 2013

сентябрь

май

сентябрь

май

Эмоционально – отзывчивый

75%

89%

72%

95%

Имеющий представление о себе, своей семье

65%

90%

72%

95%

Овладевший необходимыми навыками и умениями

67%

93%

59%

95%

Способный управлять свои поведением, соблюдать нормы и правила

40%

70%

55%

86%

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками

53%

70%

79%

86%

Регулярное проведение совместных игр обогащает детей новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, даёт им новый социальный опыт, который важен для развития личности.

Слайд №29-30

Дети с удовольствием принимают участие в игровых видах деятельности, инсценировках сказок, совместно с родителями участвуют в конкурсах рисунков «Каляка – маляка», «Умелые ручки», «Самая красивая снежинка», «День рождение детского сада»,  конкурсах творческих работ «Развивающая игрушка», «Зимняя сказка»,   «Наша  семья»,  «Мастерская деда Мороза», фотоконкурсе «Мой четвероногий друг», спортивных и развлекательных мероприятиях «В гостях у куклы  Кати», «Путешествие в лес» «Мама, папа, я – спортивная семья», «Здоровая семья».

Обогащение предметно –  развивающей игровой  среды

Условия развития

игровой деятельности

Единство  требований

ДОУ и семьи

Место

Руководство игрой

 

Время

Планирование

игровой деятельности

Организация

комплексного руководства  игрой

В режимных процессы

Групповое помещение

Обучающие (дидактические) игры

НОД

Другие помещения ДОУ

Обогащение опыта и впечатлений

Совместная деятельность

во 2-ю

половину дня

Активизирующее общение со взрослым

Участок ДОУ

Изменение игровой среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников посредством игровой деятельности.

Развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников посредством игровой деятельности....

«Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством игровой деятельности»

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятс...

Статья «Экологическое воспитание младших дошкольников посредством игровой деятельности»

Младший дошкольный возраст отличается от старших дошкольников,   прежде всего своей непосредственностью и любознательностью. Знакомство младших дошкольников с природой происходит постепенно ...

Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни младших дошкольников посредством театральной деятельности

Раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развития у них навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми в процессе театрализованной деятельности....

Мастер-класс на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дружеских отношений у дошкольников, посредствам игровой деятельности»

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культур...