Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни младших дошкольников посредством театральной деятельности
методическая разработка

Володина Татьяна Борисовна

Раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развития у них навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми в процессе театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни младших дошкольников посредством театральной деятельности»

Воспитатели высшей категории:

Володина Т.Б. ,Рябова Л.М.

МАДОУ «ЦРР- детский сад № 54 «Малыш»

город Осинники, Кемеровской области.

«Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.
Как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость, самоценность здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Раннее детство — период интенсивного физического и психофизического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное становление ребенка предопределено его физическим состоянием и настроением. Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание. Так, ФГОС ДО, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Воспитатель – удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть «все мы родом из детства», но мы очень быстро забываем этот волшебный мир. Детский мир намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя – не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, то есть воспитатель должен разговаривать с детьми на одном языке, понимать их.

Игра является основной деятельностью дошкольного возраста. Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов личности в целом. Игры и игровые упражнения повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, повышают эмоциональную активность. И, как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками из жизни людей, животных, растений.
Слишком много наши дети видят сцен насилия на телеэкране, у них часто смещены понятия «добра» и «зла». Между тем, успешное становление ребенка, его отношения со сверстниками – основное условие его развития, важный фактор развития личности. В данной ситуации доя формирования осознонного отношения к ЗОЖ  младших дошкольников мы предлагаем использовать разнообразные формы, средства и методы посредством театрализованной деятельности.

Цель работы: раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развития у них навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми в процессе театрализованной деятельности.

Театрализованные игры рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, на художественно-деятельное общение с взрослыми. Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния. Ребенок учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям. Активных детей эти игры учат культуре поведения среди сверстников и взрослых. Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья детей, средством предупреждения эмоциональных расстройств.

Основные задачи:

1. Способствовать становлению личности ребенка, формированию нравственных оценок (развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других) учить различать добро и зло в поступках.
2. Обогащать детей различными впечатлениями, воспитывать интерес к родному языку, литературе.
3. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимика, жесты).
4. Развитие у детей навыков общения в различных ситуациях, формировать оценивать свое поведение и поведение людей, персонажей.
5. Выработка положительных черт характера, формирование терпимости к мнению других, умение слушать и слышать.
6. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, речи.
7. Дать практические навыки владения жестами, мимикой. Учить передавать характерные черты персонажей.

Основные методы работы с детьми.

1. Упражнения (творческого и подражательного характера).
2. Игры с правилами (словесные, подвижные и музыкальные).
3. Творческие музыкальные игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
4. Чтение художественной литературы.
5. Импровизации.
6. Изготовление элементов костюмов, декораций.

 

 В игровой, сказочной форме дети осваивают приемы самомассажа, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, развивают двигательные навыки. Знакомятся со строением тела, значением каждого жизненно важного органа для человека: глазки – смотреть, ушки – слушать, носик – нюхать и т. п. Сказки любят не только дети, но и взрослые. Они (сказки) имеют большое психологическое значение для детей. Малыши хотели быть похожими на волка или медведя, быть такими же сильными. Посредством сказки есть возможность помочь каждому ребенку почувствовать себя ее героем. Это способствует развитию у детей фантазии, дает возможность почувствовать поддержку взрослого, сверстника, которые всегда придут на помощь.

Для детей младшего дошкольного возраста очень полезны пальчиковые игры, упражнения, музыкально-ритмические и подвижные игры, попевки, игры со словами. Например, упражняя движение пальцев, кистей рук, развивая мелкую моторику и общую координацию движений детей, развивается речь детей. А стихотворная основа пальчиковых игр, особенно способствует быстрому запоминанию текста, совершенствует произношение детей, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает в умении сочетать движение и слово.
Используюя в  работе 
пальчиковые игры , сначала дети слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные действия. Затем сами придумывают жесты, танцевальные движения. Двигаясь от простого к сложному,  дети постепенно учатся видеть, слышать, думать, сравнивать, пробовать .Для того чтобы дети научились воспринимать сюжет игры, необходимо побуждать к участию в игровом сюжете. Упражняясь в звукоподражании, дети учатся взаимодействию друг с другом в игре, выразительно двигаться в подвижной игре. Детей обязательно  необходимо поощрять за проявление творческой инициативы.
Играя в эти игры, дети задумываются, где живут зверюшки или солнышко с лучиками, о чем думает коза, волк, какие сны видят кошки, куда улетают птицы?
Для развития выразительной мимики, детям можно предложить передать мимикой следующие образы: соленый чай; ем лимон; сердитый дедушка; грязная бумажка; тепло-холодно; обиделся, удивился, радость, восторг; получил подарок; мне грустно; две обезьяны – одна гримасничает, другая копирует первую. Для развития песенного творчества можно предложить пропивать свои имена, например, пропеть диалог с веселыми и ласковыми интонациями:
— Маша, где ты?
— Я здесь и т.д.
В творческой работе   можно использовать музыкальные импровизации:  повторить ритм на металлофоне, придумать свой ритм, изобразить на металлофоне грустный и веселый дождик.
Для освоения детьми сценических средств выразительности, детям предлагаются  игры-упражнения:
— представьте и затем покажите, как зайка, утенок, цыпленок переходят по камешкам ручеек;
— как медвежонок и зайчик ловят бабочек;
— как у этих героев болят зубы или ухо и т.д.
Для развития интонационной выразительности предлагаются задания. Например, модулировать голос: попроси игрушку от имени героя: Лисы, Зайца, Медведя, Волка.
— угадай кто тебя позвал (лисичка, петушок, мышка);
— пожалей щенка, который замерз или промок под дождем;
— передай голосом удивление, возмущение трех медведей.
 Детям нравятся музыкально-двигательные фантазии. Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую мелодию. Она  прививает детям любовь к музыке, желание её слушать, понимать и наслаждаться ею. Музыкально-двигательная фантазия развивает у детей:
1. Эмоциональную отзывчивость.
2. Двигательную активность, способность к творчеству, воображение.
3. Речь, память, мышление.
4. Умение ориентироваться в пространстве.
5. Пластику.
Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинные удовольствия. Предлагаются детям двигательные импровизации с предметами (шарфы, ленты, листы).  Сначала   педагог предлагает рассмотреть атрибут, поиграть с ним без музыкального сопровождения. Потом  выполнить все движения по показу педагога. Затем дети двигаются самостоятельно, придумывая новые варианты движений.  Например: «Ранним утром цветок проснулся и посмотрел вокруг, посмотрел направо, налево, вверх, вниз. Справа он увидел деревья и помахал им своим лепестком как ручкой: «Доброе утро, кустики». Затем цветок опустил головку и листочки-ручки вниз и посмотрел на землю. А там по травинке ползет божья коровка и т.д.». В этой танцевальной фантазии каждый ребенок придумывает название цветка, которым он хочет быть. Чтобы научить детей выразительно двигаться под словесное сопровождение, необходимо выразительно читать текст под музыку. Слушая рассказ, дети двигаются вместе с педагогом под музыкальное сопровождение. Затем дети двигаются самостоятельно, проявляя свою фантазию. В таких импровизациях у детей развивается музыкальное мышление, потребность узнавать новое об окружающем мире. Формируется любовь и бережное отношение к природе. Эмоции переполняют душу каждого ребенка, у него формируются нравственные качества: доброта, отзывчивость, чувство сопереживания, желание сделать мир добрым и прекрасным. Конечно, не у всех детей получаются композиции пластично, красиво. Главное, что есть у детей стремление преодолевать трудности и создавать вокруг себя мир фантазий, творчества.
«Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры» — эта мысль К.С. Станиславского давно стала одним из законов театра. Если перефразировать эти слова К.С. Станиславского: «Для маленьких актеров – все роли большие». Для того чтобы ребенок проявил творчество, обогащать его жизненный опыт. яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, умения, навыки. Чем богаче опыт детей, тем ярче будут их творческие проявления в различных видах деятельности.
Использование театральных игр в качестве основы дошкольного возраста позволяет сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Жизнь детей в детском саду должна быть праздником! Чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста"

Представление педагогических приемов и форм взаимодействий воспитателя с детьми по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни....

Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста...

Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни

Формирование  «культуры здоровья» рассматривается как целевая установка в работе с детьми дошкольного возраста и эта работа отражена в комплексных программах....

«Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством игровой деятельности»

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятс...

Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников"

Интерес к здоровью дошкольников объясняется ростом заболеваемости, снижением их функциональных способностей и темпов их физического и умственного развития. Детство - важный период жизни, когда заклады...

Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у старших дошольников

Воспитание и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников...