Инновационные подходы к формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО на примере изучения татарского языка. (обобщение педагогического опыта)
статья (старшая группа)

Хасанзянова Файруза Фаргатовна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Описаны инновационные формы работы, применяемые автором в практике обучения татарскому языку, способствующие формированию культуры здоровья и соответствующие требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_hasanzyanova.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Хасанзянова Файруза Фаргатовна,

Воспитатель, 1 квалификационная категория,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 98 «Калейдоскоп» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Инновационные подходы к формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО на примере изучения татарского языка.

                           (обобщение педагогического опыта)

Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетная задача современного образования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) акцент смещается на создание условий для гармоничного развития личности ребенка, включая формирование у него представлений о здоровом образе жизни и умения заботиться о своем здоровье.

Одним из эффективных инструментов формирования ценностного отношения к здоровью является использование родного языка и культуры. В своей работе с детьми дошкольного возраста и их родителями я активно применяю инновационные формы работы, интегрирующие изучение татарского языка с формированием культуры здоровья.

Инновационные формы работы: в своей практике мы используем следующие формы работы, ориентированные на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста:

  1. Игровые технологии: Татарские народные подвижные игры.

          Игры, такие как «Тюбетейка», «Лиса и гуси», «Бег в мешках», итд не только способствуют развитию двигательной активности, ловкости и координации, но и обогащают словарный запас детей словами и выражениями на татарском языке, связанными с движениями и действиями. Использование татарских народных игр соответствует принципу приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 Лото «Здоровое питание»: Данная игра помогает детям расширить знания о полезных и вредных продуктах, научиться называть их на татарском языке, формирует представления о здоровом питании. Эта форма работы напрямую связана с задачей формирования представлений о здоровом образе жизни и первичных ценностей в отношении здоровья и здорового питания.

 «Собери пословицу о здоровье»: Игра способствует изучению и запоминанию татарских пословиц о здоровье, таких как «Сәламәт тәндә – сәламәт акыл», что формирует ценностное отношение к здоровью и понимание важности здорового образа жизни. Использование пословиц и поговорок соответствует задаче приобщения детей к культурному наследию и традициям.

  1. Интерактивные технологии: Виртуальная прогулки и утренняя зарядка с «Салаватиками»: Использование интерактивной доски или проектора для показа видеороликов по мотивам татарского народного творчества, где дети делают утреннюю зарядку под национальную музыку, играют национальные подвижные игры, формирует привычку к утренней зарядке и развивает интерес к физической активности. Этот вид деятельности соответствует задаче формирования основ культуры здоровья, включая правила личной гигиены, закаливания, и потребность в двигательной активности.
  2. Творческие технологии: создание мультфильма «Как я забочусь о своем здоровье». Дети совместно с педагогом создают короткий мультфильм на татарском языке о том, как они заботятся о своем здоровье. Это способствует осознанию важности заботы о своем здоровье и развитию творческих способностей.
  3. Кукольный театр «Приключения Айболита в татарской деревне» Показ кукольного спектакля на татарском языке о том, как доктор Айболит помогает жителям татарской деревни быть здоровыми, формирует представления о роли врача в поддержании здоровья и пропагандирует здоровый образ жизни. Этот вид деятельности способствует развитию коммуникативных навыков и артистических способностей детей.
  4.  Проектная деятельность: «Татарская кухня: секреты здоровья» Совместно с педагогом и родителями дети изучают традиционные татарские блюда, которые полезны для здоровья, и готовят их. Это формирует представления о здоровом питании и развивает интерес к национальной кухне. Проектная деятельность способствует формированию исследовательских навыков и умения работать в команде.

        «Герб семьи: традиции здоровья». Создание герба семьи, на котором изображены традиции, связанные со здоровым образом жизни (например, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, правильное питание), формирует ценностное отношение к здоровью в семье и укрепляет связи между поколениями.

  1. Взаимодействие с родителями: Важным аспектом нашей работы является активное взаимодействие с родителями. Родители привлекаются к участию в проектах, мастер-классах, спортивных мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни в семье. Это позволяет создать единое образовательное пространство, в котором ребенок получает поддержку и мотивацию как в детском саду, так и дома.

Применение описанных инновационных форм работы позволяет достичь значительных результатов:

Дети обогащают словарный запас татарского языка словами и выражениями, связанными со здоровьем и здоровым образом жизни.

Формируются представления о традиционных татарских играх, пословицах и поговорках, связанных со здоровым образом жизни.

 Повышается интерес к физической активности и здоровому питанию. Воспитывается уважительное отношение к своему телу и здоровью, а также к культуре и традициям своего народа.

Заключение: Использование инновационных форм работы, интегрирующих изучение татарского языка с формированием культуры здоровья, является эффективным способом формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Описанные методы работы соответствуют требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО, направлены на создание условий для гармоничного развития личности ребенка и формирования у него позитивной мотивации к ведению здорового образа жизни.

     Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2.  Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
  3. Волкова, Т. В. Современная образовательная среда ДОО: российская и зарубежная практика: методическое пособие : [12+] / Т. В. Волкова. – Москва: Творческий центр Сфера, 2020 г.
  4. «Использование здоровьесбереающих педагогических технологий в дошкольных образовательный учреждениях», Сивцова А.М., Методист-2007 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами реализации программы кружка «Крепыши»»

Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.  Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада....

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО...

«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – ...

Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольного учреждения с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста

Участие в заочной научно – практической конференции ГАОУДПО Свердловской области «ИРО» «Нравственное и духовное воспитание современного человека: содержание и технологии»...

Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников"

Интерес к здоровью дошкольников объясняется ростом заболеваемости, снижением их функциональных способностей и темпов их физического и умственного развития. Детство - важный период жизни, когда заклады...

Программа "Расти здоровым» по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни всех участников педагогического процесса в МБДОУ "Детский сад № 11"

В программе представлен план действий, разнообразные формы работы: диагностика, анкетирование, практические занятия, консультации, семинары, педагогические советы. Содержание образовательного процесса...

«Веб-технологии как продуктивная основа формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению дошкольников к физической культуре и спорту.»

В данной работе представлен опыт использования веб-технологий в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту. Дошкольный возраст – период жизни, когда з...