«Веб-технологии как продуктивная основа формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению дошкольников к физической культуре и спорту.»
методическая разработка (подготовительная группа)

В данной работе представлен опыт использования веб-технологий в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту. Дошкольный возраст – период жизни, когда закладывается фундаментальные основы здоровья, физических навыков, двигательных способностей и интерес к физической культуре и спорту.  Представленные в работе авторские материалы позволяют формировать систему знаний в области физической культуры и спорта, способствуют повышению интереса детей к обучению, всестороннему развитию дошкольника.

Данные материалы могу использоваться в работе воспитателей, инструкторов по физической культуре в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями, для индивидуальной работы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx86.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Веб-технологии как продуктивная основа формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению дошкольников к физической культуре и спорту.»

Автор:

Севитова Е.О., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 32»

Верстка и компьютерный дизайн:

Севитова Е.О., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 32»

В данной работе представлен опыт использования веб-технологий в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту. Дошкольный возраст – период жизни, когда закладывается фундаментальные основы здоровья, физических навыков, двигательных способностей и интерес к физической культуре и спорту.  Представленные в работе авторские материалы позволяют формировать систему знаний в области физической культуры и спорта, способствуют повышению интереса детей к обучению, всестороннему развитию дошкольника.

Данные материалы могу использоваться в работе воспитателей, инструкторов по физической культуре в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями, для индивидуальной работы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

 

Содержание

1

Условия возникновения,

становления опыта

4

2

Актуальность

7

3

Ведущая педагогическая идея

7

4

Теоретическая база опыта

8

5

Новизна опыта

9

6

Технология опыта

9

7

Результативность

15

8

Адресная направленность

17

9

Информационные ресурсы

18

10

Приложения

  1. Условия возникновения, становления опыта

Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,

мы украдем у детей завтра.

Дж. Дьюи

Одно из требований ФГОС ДО - владение ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В нашей стране последние годы происходит стремительное развитие веб-технологий и их внедрение в образовательный процесс.  Веб-технологии вошли во все сферы человеческой жизни, в том числе в сферу образования.  Процесс физического развития не стал исключением.

Дошкольный возраст - период жизни, когда закладывается фундаментальные основы здоровья, физических навыков, двигательных способностей и интерес к физической культуре и спорту, проходит становление личностных, морально-волевых и поведенческих качества. Вопросам физического развития в настоящее время уделяется много внимания, однако остаются вопросы модернизации старых и поиск новых форм и методов работы в области физического развития, которые позволяют сохранить и укрепить здоровье детей старшего дошкольного возраста. Передо мной встала задача - найти такие средства развития, которые будут интересны современному ребенку, с помощью которых процесс обучения и воспитания станет легким и непринужденным.

На базе нашего детского сада организован проблемный семинар «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ» в рамках которого рассматриваются веб-технологии, позволяющие совершенствовать процесс развития ребенка в условиях дошкольного учреждения. Наш детский сад имеет материально-техническую базу для использования веб-технологий в работе с детьми – 8 ноутбуков, 4 принтера, 2 мультимедийных проектора BenQ, игровая сенсорная панель для детей «Мишка», интерактивный комплект ELITEBOARD: доска WR-84A10, проектор PS501. Отсюда и возникла идея разработать систему веб-технологии для приобщения детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту.

Длительность работы над опытом составляет 3 года и охватывает период с 2018 по 2021 годы.

1 этап – начальный (констатирующий): сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ первоисточников.

2 этап – основной (формирующий): организация деятельности и индивидуальной работы с детьми посредством веб-технологий для совершенствования процесса физического развития, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап – заключительный (контрольный): итоговая диагностика, оценка результатов.

Для выявления интересов детей к разным видам деятельности использовался метод изучения продуктов деятельности (рисунки). Детям предлагались темы для рисования: “Мое любимое занятие в детском саду”, “Любимое занятие дома”. Работа проводилась индивидуально.

Исходя из результатов, мы сделали выводы, что у детей больший интерес вызывает игровая (38%) и художественно-эстетическая деятельность (27%), чем двигательная деятельность (13%).

Для изучения отношения детей старшего дошкольного возраста к дидактическим играм, направленным на формирование знаний в области физической культуры была проведена беседа с детьми.

Беседа проводилась индивидуально. Были заданы следующие вопросы:

  • Тебе нравится играть в саду?
  • В какие игры тебе нравится играть?
  • Тебе нравится играть в дидактические игры?
  • Какие ты знаешь виды спорта?
  • Какой спортивный инвентарь ты знаешь?

Ответы детей анализировались с учётом следующих критериев:

- наличие ответа на вопрос;

- полнота и адекватность ответа;

-отсутствие противоречий в общей картине интересов ребёнка к дидактическим играм;

-проявление интереса к дидактическим играм, направленным на формирование знаний в области физической культуры.

Для выявления усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр использовалась методика, разработанная Филипповой Светланой Октавьевной.

Для этого проводились задания на выявление уровня усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

Цель задания «Найди пару»: определить, насколько хорошо дети знакомы с видами спорта; узнают и называют спортивный инвентарь и оборудование, определяют, к какому виду спорта он относится.

Методика проведения:

В ходе данного задания дети играли по 2 человека.

Дети были ознакомлены с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ картинок, краткая беседа, в ходе которой уточнялись знания и представления детей о видах спорта, спортивном инвентаре и оборудовании), игровыми действиями и правилами игры.

  Результаты уровня усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр анализировались с учётом следующих критериев:

- наличие выполненного задания;

- правильность выполнения задания, количество ошибок.

В процессе задания «Найди пару» было выявлено три уровня усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр:

Высокий уровень знаний – 22%

Средний уровень знаний – 68%

Низкий уровень знаний – 10%

Таким образом, большинство детей характеризуется средним уровнем усвоения знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

Назрела необходимость разработки системы веб-технологии в образовательной области «Физическое развитие», которая будет способствовать повышению качества физического развития детей старшего дошкольного возраста.

  1. Актуальность

Веб-технологии, пришедшие в сферу образования становятся востребованным средством обучения и воспитания дошкольников, которые дают большие возможности в организации работы по физическому развитию дошкольников.

Изучение вопросов применения веб-технологий в образовании, показало, что несмотря на их потенциал, в частности, в области физического развития, они еще не нашли должного практического применения. Современное образование диктует необходимость изменений в организации и содержания обучения дошкольников основам физического воспитания.

Разработанная мной система веб-технологии в образовательной области «Физическое развитие», способствует повышению качества физического развития детей старшего дошкольного возраста, способствует формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению дошкольников к физической культуре и спорту.»

  1. Ведущая педагогическая идея

Использование веб-технологий для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщения дошкольников к физической культуре и спорту.»

  1. Теоретическая база

В основу опыта легли исследования ученых и специалистов в области дошкольного образования (Духаниной Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеевой Э.М., Комаровой Т.С., Алиевой Т.И., Комаровой И.И., Белой К.Ю. и др.).  Отечественные и зарубежные исследования доказывают исключительную роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

      Научная работа по продвижению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

     Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.) доказывают рациональность использования веб-технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников.    

      Педагоги Г.А. Репина, Л.А. Парамонова считают, что использование информационной среды в дошкольном учреждении является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

В исследованиях А. В. Кенеман, Н. Р. Козленко, Г. П. Лескова, А. Ц. Пуни, Л. А. Шураковской говорится о важности решения образовательных задач в процессе физического развития, указывается, что активная работа мысли на занятиях по физической культуре способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания становятся более прочными и стойкими».

Гурьев С.В. в своей статье «Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста» отображает положительное влияние на развитие детей занятий на компьютере, где компьютер рассмотрен как один из инструментов повышения качества процесса физического воспитания

  1. Новизна

Мной разработана целостная система веб-технологий, которая позволяют совершенствовать процесс физического развития.

  1. Технология опыта

Цель: разработать систему веб-технологий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту.

Задачи:

  1. Изучить необходимую литературу;
  2. Подобрать веб-технологии;
  3. Разработать и апробировать систему веб-технологий для совершенствования процесса физического развития;
  4. Проанализировать результативность работы.

Система включает в себя 4 направления:

  1. ZOOM (Приложение № 1).

Zoom - платформа для проведения видеоконференций, которая позволяет общаться, обмениваться информацией, выполнять совместную работу с группой и подгруппой детей и родителей в режиме реального времени. 

На платформе ZOOM были организованны следующие мероприятия:

  • Мастер-класс для родителей

«Использование Су-Джок терапии для сохранения и укрепления здоровья детей».

Цель: использование Су-Джок терапии для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду и семье.

Задачи:

  • расширить  знания родителей о Су-Джок терапии;
  • выстраивать работу с детьми по сохранению и укреплению здоровья, используя  Су-Джок тренажеры;
  • повысить педагогическую компетенцию родителей по применению Су-Джок терапии в домашних условиях;
  • Утренняя зарядка совместно с родителями

Цель проведения утренней гимнастики: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, внедрение инновационных приемов и подходов в проведении утренней гимнастики;

Задачи:

  • формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни;
  • развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом;
  • воспитывать у детей целеустремленность, инициативность.

Лучшая мотивация для ребенка – личный пример взрослого.  Дети пытаются все повторять за взрослыми и, если ребенок увидит интерес родителей к зарядке это станет большой мотивацией.

  • Викторина «Спортсмены будущего» совместно с МБДОУ «Детский сад № 38».

Цель: развитие интереса к различным видам спорта, внедрение инновационных приемов в организацию сетевого взаимодействия между дошкольными учреждениями.

Задачи:

  • обобщить знания детей о видах спорта;
  • способствовать формированию интереса к занятию спортом;
  • выявить умение работать в команде, обсуждать, договариваться прислушиваться к мнению товарищей;

В условиях пандемии сетевое взаимодействие между дошкольными учреждениями происходит в дистанционном формате. Была проведена викторина между командой подготовительной группы «Воробушки» МБДОУ «Детский сад № 32» и командой подготовительной группы «Солнышко» МБДОУ «Детский сад № 38».

Благодаря платформе ZOOM, дети получают возможность взаимодействовать с детьми других групп и учреждений, экспериментировать, веселиться, танцевать, находить пути решения проблемных ситуаций коллективно. В Zoom можно показывать картинки и видео, можно запустить презентацию.

На платформе ZOOM удобно выстраивать работу с родителями – доносить до них актуальную информацию, проводить индивидуальные и групповые консультаций, мастер-классы, родительские собрания.

  1. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ (Приложение № 2).

Цель: повышение интереса к физической культуре.

В своей работе я использовала интернет-ресурсы для подбора видео, аудио и текстовой информации, презентаций, интерактивных игр:

Использование интернет ресурсов позволило усилить мотивацию, сделать воспитательно-образовательный процесс современным и интересным, что способствовало хорошей результативности занятия.

  1. АВТОРСКИЕ ИГРЫ И ПРЕЗЕНТАЦИИ (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

В ходе работы по приобщению воспитанников к физической культуре и спорту, мной были созданы следующие интерактивные игры:

  • «Четвертый лишний».

Цель: закрепление знаний детей о спорте.

Задачи:

  • развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.
  • «Снаряди спортсмена».

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  • формировать интерес к разным видам спорта;
  • развивать уверенность в своих возможностях;
  • развивать мышление, память, логику;
  • формировать умение определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта;
  • «Узнай вид спорта».

Цель: формирование представлений о видах спорта.

Задачи:

  • расширять знания детей о видах спорта и умение их различать;
  • формировать умение сопоставлять графическое изображение и иллюстрацию с изображением видов спорта;
  • развивать внимание, мышление, память, связную речь;
  • расширять словарный запас и упражнять детей в образовании слов.

Интерактивные игры помогают поддерживать интерес детей, развивают внимание и усидчивость. Благодаря интерактивным играм дети с особым интересом усваивают учебный материал. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Благодаря собственной активности, поиску ребенок усваивает больше информации, приобретают собственный опыт.

Для ознакомления детей с историей спорта были созданы следующие презентации:

  • «История олимпийских игр»
  • «История возникновения мяча»

Создание презентаций помогает педагогу свести к минимуму ручную работу, открывает перед педагогом широкий спектр тем для ознакомления с ними воспитанников, позволяет повысить профессиональную компетентность педагога. Презентации расширяют возможности традиционного обучения.

Презентация дает возможность смоделировать различный ситуации, активирует внимание дошкольников, способствует лучшему усвоению материала.

  1. ВИДЕОРОЛИКИ (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Мною были созданы следующие видеоролики:

  • «Загадки о спорте» от родителей воспитанников.

Цель: расширение и закрепление знания детей о видах спорта.

Задачи:

  • закрепить представления о том, что спорт укрепляет здоровье человека;
  • развивать у детей интерес к различным видам спорта, желание заниматься ими;
  • использовать новые технологии в работе с родителями.

В своей работе я активно взаимодействовала с родителями. Для того, чтобы сделать работу наиболее продуктивной я разнообразила ее интерактивными формами. Одной из таких форм – создание видеороликов с загадками о спорте от родителей для воспитанников. Данные видеоролики можно использовать для организации НОД, для индивидуальной работы, при проведении спортивных соревнований и викторин. Дети заинтересованы в участии родителей во всех видах деятельности детского сада. Подобные видеоролики вызывают интерес, повышают эмоциональный фон и позволяют закреплять знания о спорте.

Мультимедийные формы позволяют вывести совместную деятельность педагогов, родителей и детей на новый уровень.

  • Комплексы упражнений с предметами - «Комплекс упражнений с палкой», «Комплекс упражнений с флажками».

Цель: использование видеороликов с комплексом упражнений при проведении утренней зарядки, непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию.

Утренняя гимнастика - это комплекс физических упражнений для мышц и суставов.  Чтобы зарядка стала для воспитанников привычной частью режима, она должны быть увлекательной и приносить радость. Нами было принято решение снять видео-челендж, в котором воспитанники показывают комплекс упражнений с предметами. Данные видеоролики можно использовать при проведении зарядки, при организации дистанционного обучения, для сетевого взаимодействия.

  • Видеоролик «Смело, дружно, с оптимизмом за здоровый образ жизни».

        Цель: привлечение внимания общественности к роли физического развития и приобщения детей к спорту, активизация творческого потенциала детей и родителей.

Данный видеоролик размещен в социальной сети ВКОНТАКТЕ в группе нашего дошкольного учреждения #ДОМАЗДОРОВО.

Ссылка: https://vk.com/wall-194139831_144

В данном видеоролике воспитанники рассказывают стихи – призыв вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, закаляться, делятся способами проведения досуга вне стен детского сада.

Используемые мной веб-технологии позволяют получать новую и полезную информация, закреплять и расширять знания, удовлетворяют потребность в самовыражении и соответствуют современным тенденциям.

  1. Результативность опыта

Работа по разработке и внедрению веб-технологий проводилась на протяжении 3 лет.

На основании повторного мониторинга в процессе наблюдения, бесед, анализа детских рисунков, диагностики на материале дидактических игр был сделан вывод, что произошли явные изменения в сторону интереса к физической культуре и спорту (диаграмма 1), повысился уровень усвоения знаний по физической культуре (диаграмма 2).

Веб-технологии создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Применяемые мной веб-технологии позволили:

  • повысить интерес детей к занятиям спортом;
  • расширить кругозор детей;
  • повысить уровень использования наглядности;
  • укрепить здоровье.

Использование в работе новых форм вызвало у детей желание заниматься физкультурой, стимулировало к выполнению физических упражнений, позволило освоить двигательные умения и навыки в игровой, занимательной форме.

Таким образом, использование веб-технологий позволило обновить воспитательно-образовательный процесс в области «Физическое развитие», повысить его эффективность.

  1. Адресная направленность

Данные материалы могу использоваться в работе воспитателей, инструкторов по физической культуре в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями, для индивидуальной работы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

  1. Информационные ресурсы
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - https://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf 
  2. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 328 с.
  3. Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика: [Текст]: монография /С.В. Гурьев. Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2008. 144 с. URL http://diss.seluk.ru/monografiya/1044828-1-s-gurev-informacionnie-kompyuternie-tehnologii-fizicheskom-vospitanii-doshkolnikov-metodologiya-teoriya-praktika-ekaterinburg-200.php
  4. Завьялова Т.П. Информатизация физкультурного образования дошкольников: от проблем к поиску решений / Т.П. Завьялова // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 10. С. 63-69.
  5. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., 2011.
  6. Концевой М.П. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / М.П. Концевой. М.: Педагогика. 2000. 305
  7. Материалы сайтов: https://infourok.ru/biblioteka/fizkultura/klass--1/type-56; http://www.doktorpapa.ru/igryi-onlayn, https://multoigri.ru/igri-sport; https://tlum.ru/news/40-motiviruusih-multikov-pro-sport-i-zoz/; https://www.maam.ru/
  8. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
  9. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – ...

Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольного учреждения с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста

Участие в заочной научно – практической конференции ГАОУДПО Свердловской области «ИРО» «Нравственное и духовное воспитание современного человека: содержание и технологии»...

Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников"

Интерес к здоровью дошкольников объясняется ростом заболеваемости, снижением их функциональных способностей и темпов их физического и умственного развития. Детство - важный период жизни, когда заклады...

Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие

Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием оно призвано возбужд...

РМО Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие.

Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием призвано возбуждать у дете...

Презентация "Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие."

Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием призвано возбуждать у дете...

Инновационные подходы к формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО на примере изучения татарского языка. (обобщение педагогического опыта)

Статья посвящена актуальной проблеме формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Описаны инновационные формы работы, применяемые автором в практике обучен...