Главные вкладки
«Веб-технологии как продуктивная основа формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению дошкольников к физической культуре и спорту.»
методическая разработка (подготовительная группа)
В данной работе представлен опыт использования веб-технологий в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту. Дошкольный возраст – период жизни, когда закладывается фундаментальные основы здоровья, физических навыков, двигательных способностей и интерес к физической культуре и спорту. Представленные в работе авторские материалы позволяют формировать систему знаний в области физической культуры и спорта, способствуют повышению интереса детей к обучению, всестороннему развитию дошкольника.
Данные материалы могу использоваться в работе воспитателей, инструкторов по физической культуре в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями, для индивидуальной работы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Веб-технологии как продуктивная основа формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению дошкольников к физической культуре и спорту.»
Автор:
Севитова Е.О., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 32»
Верстка и компьютерный дизайн:
Севитова Е.О., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 32»
В данной работе представлен опыт использования веб-технологий в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту. Дошкольный возраст – период жизни, когда закладывается фундаментальные основы здоровья, физических навыков, двигательных способностей и интерес к физической культуре и спорту. Представленные в работе авторские материалы позволяют формировать систему знаний в области физической культуры и спорта, способствуют повышению интереса детей к обучению, всестороннему развитию дошкольника.
Данные материалы могу использоваться в работе воспитателей, инструкторов по физической культуре в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями, для индивидуальной работы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Содержание
1 | Условия возникновения, становления опыта | 4 |
2 | Актуальность | 7 |
3 | Ведущая педагогическая идея | 7 |
4 | Теоретическая база опыта | 8 |
5 | Новизна опыта | 9 |
6 | Технология опыта | 9 |
7 | Результативность | 15 |
8 | Адресная направленность | 17 |
9 | Информационные ресурсы | 18 |
10 | Приложения |
- Условия возникновения, становления опыта
Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдем у детей завтра.
Дж. Дьюи
Одно из требований ФГОС ДО - владение ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В нашей стране последние годы происходит стремительное развитие веб-технологий и их внедрение в образовательный процесс. Веб-технологии вошли во все сферы человеческой жизни, в том числе в сферу образования. Процесс физического развития не стал исключением.
Дошкольный возраст - период жизни, когда закладывается фундаментальные основы здоровья, физических навыков, двигательных способностей и интерес к физической культуре и спорту, проходит становление личностных, морально-волевых и поведенческих качества. Вопросам физического развития в настоящее время уделяется много внимания, однако остаются вопросы модернизации старых и поиск новых форм и методов работы в области физического развития, которые позволяют сохранить и укрепить здоровье детей старшего дошкольного возраста. Передо мной встала задача - найти такие средства развития, которые будут интересны современному ребенку, с помощью которых процесс обучения и воспитания станет легким и непринужденным.
На базе нашего детского сада организован проблемный семинар «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ» в рамках которого рассматриваются веб-технологии, позволяющие совершенствовать процесс развития ребенка в условиях дошкольного учреждения. Наш детский сад имеет материально-техническую базу для использования веб-технологий в работе с детьми – 8 ноутбуков, 4 принтера, 2 мультимедийных проектора BenQ, игровая сенсорная панель для детей «Мишка», интерактивный комплект ELITEBOARD: доска WR-84A10, проектор PS501. Отсюда и возникла идея разработать систему веб-технологии для приобщения детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту.
Длительность работы над опытом составляет 3 года и охватывает период с 2018 по 2021 годы.
1 этап – начальный (констатирующий): сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ первоисточников.
2 этап – основной (формирующий): организация деятельности и индивидуальной работы с детьми посредством веб-технологий для совершенствования процесса физического развития, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап – заключительный (контрольный): итоговая диагностика, оценка результатов.
Для выявления интересов детей к разным видам деятельности использовался метод изучения продуктов деятельности (рисунки). Детям предлагались темы для рисования: “Мое любимое занятие в детском саду”, “Любимое занятие дома”. Работа проводилась индивидуально.
Исходя из результатов, мы сделали выводы, что у детей больший интерес вызывает игровая (38%) и художественно-эстетическая деятельность (27%), чем двигательная деятельность (13%).
Для изучения отношения детей старшего дошкольного возраста к дидактическим играм, направленным на формирование знаний в области физической культуры была проведена беседа с детьми.
Беседа проводилась индивидуально. Были заданы следующие вопросы:
- Тебе нравится играть в саду?
- В какие игры тебе нравится играть?
- Тебе нравится играть в дидактические игры?
- Какие ты знаешь виды спорта?
- Какой спортивный инвентарь ты знаешь?
Ответы детей анализировались с учётом следующих критериев:
- наличие ответа на вопрос;
- полнота и адекватность ответа;
-отсутствие противоречий в общей картине интересов ребёнка к дидактическим играм;
-проявление интереса к дидактическим играм, направленным на формирование знаний в области физической культуры.
Для выявления усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр использовалась методика, разработанная Филипповой Светланой Октавьевной.
Для этого проводились задания на выявление уровня усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.
Цель задания «Найди пару»: определить, насколько хорошо дети знакомы с видами спорта; узнают и называют спортивный инвентарь и оборудование, определяют, к какому виду спорта он относится.
Методика проведения:
В ходе данного задания дети играли по 2 человека.
Дети были ознакомлены с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ картинок, краткая беседа, в ходе которой уточнялись знания и представления детей о видах спорта, спортивном инвентаре и оборудовании), игровыми действиями и правилами игры.
Результаты уровня усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр анализировались с учётом следующих критериев:
- наличие выполненного задания;
- правильность выполнения задания, количество ошибок.
В процессе задания «Найди пару» было выявлено три уровня усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр:
Высокий уровень знаний – 22%
Средний уровень знаний – 68%
Низкий уровень знаний – 10%
Таким образом, большинство детей характеризуется средним уровнем усвоения знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.
Назрела необходимость разработки системы веб-технологии в образовательной области «Физическое развитие», которая будет способствовать повышению качества физического развития детей старшего дошкольного возраста.
- Актуальность
Веб-технологии, пришедшие в сферу образования становятся востребованным средством обучения и воспитания дошкольников, которые дают большие возможности в организации работы по физическому развитию дошкольников.
Изучение вопросов применения веб-технологий в образовании, показало, что несмотря на их потенциал, в частности, в области физического развития, они еще не нашли должного практического применения. Современное образование диктует необходимость изменений в организации и содержания обучения дошкольников основам физического воспитания.
Разработанная мной система веб-технологии в образовательной области «Физическое развитие», способствует повышению качества физического развития детей старшего дошкольного возраста, способствует формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению дошкольников к физической культуре и спорту.»
- Ведущая педагогическая идея
Использование веб-технологий для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщения дошкольников к физической культуре и спорту.»
- Теоретическая база
В основу опыта легли исследования ученых и специалистов в области дошкольного образования (Духаниной Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеевой Э.М., Комаровой Т.С., Алиевой Т.И., Комаровой И.И., Белой К.Ю. и др.). Отечественные и зарубежные исследования доказывают исключительную роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Научная работа по продвижению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.) доказывают рациональность использования веб-технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников.
Педагоги Г.А. Репина, Л.А. Парамонова считают, что использование информационной среды в дошкольном учреждении является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
В исследованиях А. В. Кенеман, Н. Р. Козленко, Г. П. Лескова, А. Ц. Пуни, Л. А. Шураковской говорится о важности решения образовательных задач в процессе физического развития, указывается, что активная работа мысли на занятиях по физической культуре способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания становятся более прочными и стойкими».
Гурьев С.В. в своей статье «Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста» отображает положительное влияние на развитие детей занятий на компьютере, где компьютер рассмотрен как один из инструментов повышения качества процесса физического воспитания
- Новизна
Мной разработана целостная система веб-технологий, которая позволяют совершенствовать процесс физического развития.
- Технология опыта
Цель: разработать систему веб-технологий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту.
Задачи:
- Изучить необходимую литературу;
- Подобрать веб-технологии;
- Разработать и апробировать систему веб-технологий для совершенствования процесса физического развития;
- Проанализировать результативность работы.
Система включает в себя 4 направления:
- ZOOM (Приложение № 1).
Zoom - платформа для проведения видеоконференций, которая позволяет общаться, обмениваться информацией, выполнять совместную работу с группой и подгруппой детей и родителей в режиме реального времени.
На платформе ZOOM были организованны следующие мероприятия:
- Мастер-класс для родителей
«Использование Су-Джок терапии для сохранения и укрепления здоровья детей».
Цель: использование Су-Джок терапии для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду и семье.
Задачи:
- расширить знания родителей о Су-Джок терапии;
- выстраивать работу с детьми по сохранению и укреплению здоровья, используя Су-Джок тренажеры;
- повысить педагогическую компетенцию родителей по применению Су-Джок терапии в домашних условиях;
- Утренняя зарядка совместно с родителями
Цель проведения утренней гимнастики: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, внедрение инновационных приемов и подходов в проведении утренней гимнастики;
Задачи:
- формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни;
- развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом;
- воспитывать у детей целеустремленность, инициативность.
Лучшая мотивация для ребенка – личный пример взрослого. Дети пытаются все повторять за взрослыми и, если ребенок увидит интерес родителей к зарядке это станет большой мотивацией.
- Викторина «Спортсмены будущего» совместно с МБДОУ «Детский сад № 38».
Цель: развитие интереса к различным видам спорта, внедрение инновационных приемов в организацию сетевого взаимодействия между дошкольными учреждениями.
Задачи:
- обобщить знания детей о видах спорта;
- способствовать формированию интереса к занятию спортом;
- выявить умение работать в команде, обсуждать, договариваться прислушиваться к мнению товарищей;
В условиях пандемии сетевое взаимодействие между дошкольными учреждениями происходит в дистанционном формате. Была проведена викторина между командой подготовительной группы «Воробушки» МБДОУ «Детский сад № 32» и командой подготовительной группы «Солнышко» МБДОУ «Детский сад № 38».
Благодаря платформе ZOOM, дети получают возможность взаимодействовать с детьми других групп и учреждений, экспериментировать, веселиться, танцевать, находить пути решения проблемных ситуаций коллективно. В Zoom можно показывать картинки и видео, можно запустить презентацию.
На платформе ZOOM удобно выстраивать работу с родителями – доносить до них актуальную информацию, проводить индивидуальные и групповые консультаций, мастер-классы, родительские собрания.
- ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ (Приложение № 2).
Цель: повышение интереса к физической культуре.
В своей работе я использовала интернет-ресурсы для подбора видео, аудио и текстовой информации, презентаций, интерактивных игр:
- презентации обучающего, развивающего вида, слайд-шоу («Физические упражнения», «Виды спорта», «Здоровый образ жизни».) https://infourok.ru/biblioteka/fizkultura/klass--1/type-56
- видео, мультфильмы («Кто первый», «Футбольные звезды, «Шайбу, шайбу» https://tlum.ru/news/40-motiviruusih-multikov-pro-sport-i-zoz/, «Смешарики спортивные серии» https://youtu.be/vLeztuQ35JI .
- интерактивные игры спортивной тематики http://www.doktorpapa.ru/igryi-onlayn, https://multoigri.ru/igri-sport.
- методические копилки по результатам проекта МБДОУ «Детский сад № 62» «Новые технологии – новые возможности» https://proectnoviitexnologii.blogspot.com/
Использование интернет ресурсов позволило усилить мотивацию, сделать воспитательно-образовательный процесс современным и интересным, что способствовало хорошей результативности занятия.
- АВТОРСКИЕ ИГРЫ И ПРЕЗЕНТАЦИИ (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)
В ходе работы по приобщению воспитанников к физической культуре и спорту, мной были созданы следующие интерактивные игры:
- «Четвертый лишний».
Цель: закрепление знаний детей о спорте.
Задачи:
- развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.
- «Снаряди спортсмена».
Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.
Задачи:
- формировать интерес к разным видам спорта;
- развивать уверенность в своих возможностях;
- развивать мышление, память, логику;
- формировать умение определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта;
- «Узнай вид спорта».
Цель: формирование представлений о видах спорта.
Задачи:
- расширять знания детей о видах спорта и умение их различать;
- формировать умение сопоставлять графическое изображение и иллюстрацию с изображением видов спорта;
- развивать внимание, мышление, память, связную речь;
- расширять словарный запас и упражнять детей в образовании слов.
Интерактивные игры помогают поддерживать интерес детей, развивают внимание и усидчивость. Благодаря интерактивным играм дети с особым интересом усваивают учебный материал. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Благодаря собственной активности, поиску ребенок усваивает больше информации, приобретают собственный опыт.
Для ознакомления детей с историей спорта были созданы следующие презентации:
- «История олимпийских игр»
- «История возникновения мяча»
Создание презентаций помогает педагогу свести к минимуму ручную работу, открывает перед педагогом широкий спектр тем для ознакомления с ними воспитанников, позволяет повысить профессиональную компетентность педагога. Презентации расширяют возможности традиционного обучения.
Презентация дает возможность смоделировать различный ситуации, активирует внимание дошкольников, способствует лучшему усвоению материала.
- ВИДЕОРОЛИКИ (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Мною были созданы следующие видеоролики:
- «Загадки о спорте» от родителей воспитанников.
Цель: расширение и закрепление знания детей о видах спорта.
Задачи:
- закрепить представления о том, что спорт укрепляет здоровье человека;
- развивать у детей интерес к различным видам спорта, желание заниматься ими;
- использовать новые технологии в работе с родителями.
В своей работе я активно взаимодействовала с родителями. Для того, чтобы сделать работу наиболее продуктивной я разнообразила ее интерактивными формами. Одной из таких форм – создание видеороликов с загадками о спорте от родителей для воспитанников. Данные видеоролики можно использовать для организации НОД, для индивидуальной работы, при проведении спортивных соревнований и викторин. Дети заинтересованы в участии родителей во всех видах деятельности детского сада. Подобные видеоролики вызывают интерес, повышают эмоциональный фон и позволяют закреплять знания о спорте.
Мультимедийные формы позволяют вывести совместную деятельность педагогов, родителей и детей на новый уровень.
- Комплексы упражнений с предметами - «Комплекс упражнений с палкой», «Комплекс упражнений с флажками».
Цель: использование видеороликов с комплексом упражнений при проведении утренней зарядки, непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию.
Утренняя гимнастика - это комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Чтобы зарядка стала для воспитанников привычной частью режима, она должны быть увлекательной и приносить радость. Нами было принято решение снять видео-челендж, в котором воспитанники показывают комплекс упражнений с предметами. Данные видеоролики можно использовать при проведении зарядки, при организации дистанционного обучения, для сетевого взаимодействия.
- Видеоролик «Смело, дружно, с оптимизмом за здоровый образ жизни».
Цель: привлечение внимания общественности к роли физического развития и приобщения детей к спорту, активизация творческого потенциала детей и родителей.
Данный видеоролик размещен в социальной сети ВКОНТАКТЕ в группе нашего дошкольного учреждения #ДОМАЗДОРОВО.
Ссылка: https://vk.com/wall-194139831_144
В данном видеоролике воспитанники рассказывают стихи – призыв вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, закаляться, делятся способами проведения досуга вне стен детского сада.
Используемые мной веб-технологии позволяют получать новую и полезную информация, закреплять и расширять знания, удовлетворяют потребность в самовыражении и соответствуют современным тенденциям.
- Результативность опыта
Работа по разработке и внедрению веб-технологий проводилась на протяжении 3 лет.
На основании повторного мониторинга в процессе наблюдения, бесед, анализа детских рисунков, диагностики на материале дидактических игр был сделан вывод, что произошли явные изменения в сторону интереса к физической культуре и спорту (диаграмма 1), повысился уровень усвоения знаний по физической культуре (диаграмма 2).
Веб-технологии создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Применяемые мной веб-технологии позволили:
- повысить интерес детей к занятиям спортом;
- расширить кругозор детей;
- повысить уровень использования наглядности;
- укрепить здоровье.
Использование в работе новых форм вызвало у детей желание заниматься физкультурой, стимулировало к выполнению физических упражнений, позволило освоить двигательные умения и навыки в игровой, занимательной форме.
Таким образом, использование веб-технологий позволило обновить воспитательно-образовательный процесс в области «Физическое развитие», повысить его эффективность.
- Адресная направленность
Данные материалы могу использоваться в работе воспитателей, инструкторов по физической культуре в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями, для индивидуальной работы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Информационные ресурсы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - https://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
- Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 328 с.
- Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика: [Текст]: монография /С.В. Гурьев. Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2008. 144 с. URL http://diss.seluk.ru/monografiya/1044828-1-s-gurev-informacionnie-kompyuternie-tehnologii-fizicheskom-vospitanii-doshkolnikov-metodologiya-teoriya-praktika-ekaterinburg-200.php
- Завьялова Т.П. Информатизация физкультурного образования дошкольников: от проблем к поиску решений / Т.П. Завьялова // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 10. С. 63-69.
- Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., 2011.
- Концевой М.П. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / М.П. Концевой. М.: Педагогика. 2000. 305
- Материалы сайтов: https://infourok.ru/biblioteka/fizkultura/klass--1/type-56; http://www.doktorpapa.ru/igryi-onlayn, https://multoigri.ru/igri-sport; https://tlum.ru/news/40-motiviruusih-multikov-pro-sport-i-zoz/; https://www.maam.ru/
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
- Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания»
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – ...

Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольного учреждения с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста
Участие в заочной научно – практической конференции ГАОУДПО Свердловской области «ИРО» «Нравственное и духовное воспитание современного человека: содержание и технологии»...

Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников"
Интерес к здоровью дошкольников объясняется ростом заболеваемости, снижением их функциональных способностей и темпов их физического и умственного развития. Детство - важный период жизни, когда заклады...
Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие
Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием оно призвано возбужд...
РМО Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие.
Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием призвано возбуждать у дете...
Презентация "Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие."
Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием призвано возбуждать у дете...

Инновационные подходы к формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО на примере изучения татарского языка. (обобщение педагогического опыта)
Статья посвящена актуальной проблеме формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Описаны инновационные формы работы, применяемые автором в практике обучен...











