доклад на фестивале педагогических идей - опыт работы по созданию минимузеев
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

опыт работы по созданию минимузеев в детском саду, этапы работы, методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_festivale.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 18

города  Сызрани городского округа Сызрань Самарской области 

ОКРУЖНОЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ.

Музейная педагогика

как форма организации совместной деятельности детей и взрослых

Доклад заведующего

структурным подразделением,

реализующим основную

общеобразовательную программу

дошкольного образования ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани

Заболотских Ю.А.

г. Сызрань, 2012г.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Современная педагогика выдвигает новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса, ищет новые формы организации деятельности, новые методы и способы воздействия на ребёнка-дошкольника.

Педагоги нашего образовательного учреждения ищут свои пути решения этого вопроса. В соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, мы решили создать  в нашем детском саду такие условия, в которых ребёнок смог бы максимально самореализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. И поэтому мы решили обратиться к музейной педагогике.  

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. В 20-е годы ХХ столетия А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и другие доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Все последующие исследования (Н.Д. Рева, Т.В. Чумаковой, Е.Н. Конуховой, Н.Л. Кульчинской и др.) также подчеркивали целесообразность раннего знакомства детей с фондами музеев. С 90-х годов 20 века проводится работа, направленная на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры средствами музея. В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.).

Все эти известные педагоги прошлого и современности придают огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

 

Педагогические функции музеев (Н.А. Рыжова)

Функция

Содержание

Образовательная

  1. развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации.
  2. использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к объектам.

Развивающая

  1. активизация мышления,
  2. развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур,
  3. обогащение словарного запаса;

Просветительская

  1. формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации

Воспитательная

  1. целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников,
  2. включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса.

Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя произведения искусства, старины, памятники природы, экспонаты экологического содержания.

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль педагога.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

При создании мини-музеев мы стараемся вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Это помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Созданные в нашем детском саду мини-музеи  имеют экспонаты и одну или несколько экспозиций. В основном экспонатами мини-музеев являются предметы. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов выступают творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Экспонаты мини-музеев постоянно пополняются и используются в работе с детьми. Любая экспозиция учитывает следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

На первый план нами выдвигается задача помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т.е раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Особое внимание мы уделяем эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка, а в частности:

  1. формированию художественных предпочтений;
  2. формированию навыков общения с музейной средой, развитию речи на основе знакомства с музейными экспонатами;
  3. формированию визуальной культуры;
  4. формированию навыков познавательной деятельности;
  5. развитию творческих способностей путем овладения навыками материально-художественной деятельности.

При планировании образовательной деятельности по музейной педагогике педагоги нашего учреждения опираются на следующие методические принципы: 

№ п/п

Методический принцип

Содержание

1

Деятельность.

способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога - постоянный процесс открытия новых знаний

2

Вариативность.

возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемной ситуации

- ребенок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.

3

Креативность.

поощрение творческой деятельности ребенка, реализация творческого начала через коллективную и индивидуальную деятельность.

4

Непрерывность.

продолжение получения знаний в семье,  выработка личностной позиции.

- залог оптимизации обучения дошкольников

5

Гуманность.

формирование личности, любви к жизни, создание творческой атмосферы

6

Наглядность.

развитие зрительного восприятия

7

Доступность.

поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

8

Содержательность

материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность

9

Последовательность

соответствие с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе и с программой, ориентированной на проявление активности детей.

10

Активность детей

отражение полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

№ п/п

Методический принцип

Содержание

1

Предметность и наглядность

- обеспечивает развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия, - предполагает в качестве основного фактора воздействия на ребенка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.

2

Интерактивность и полифункциональность музейного пространства

- дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

3

Психологическая комфортность и безопасность деятельности

- организация мини-музея, его расположение, оформление, расстановка экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей.

4

Обеспечение необходимыми условиями

- учет следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).

В процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделяем следующие средства музейной педагогики: художественные, социально – средовые, деятельностные.

средства музейной педагогики

содержание

Художественные средства

фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы

Социально – средовые средства

семейная среда, среда мини – музея группы, среда музеев города и области, субкультура событий в жизни ребенка

Деятельностные средства

практическая деятельность:

• Собственная деятельность детей, (различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее)

• Совместная деятельность с педагогом и семьей

• Экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета).

Всю работу по созданию мини-музеев мы делим на четыре этапа.

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

На этом этапе происходит:

  1. Знакомство педагогов с принципами функционирования мини-музеев, разработанных на основе анализа взглядов на музейную педагогику отечественного психолога Л.С. Выготского, зарубежных педагогов и психологов Джона Дьюи, Жана Пиаже, Марии Монтессори, а также ученых-музееведов А.В. Бакушинского, Е.В. Волковой, В.Г. Лурье и др.
  2. Разработка тематического планирования работы мини-музеев и музейных экспозиций в соответствии с годовым кругом тем основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения.
  3. Проведение анкетирования родителей воспитанников с целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев.
  4. Определение  перспективы создания мини-музея.

Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».

  1. Выбирается тема экспозиции и место её размещения (в соответствии с возрастом, задачами)
  2. Продумывается дизайн оформления мини-музея и Подбираются экспонаты.

К этой работе педагоги нашего детского сада привлекали всех: и своих родственников и знакомых, и сотрудников детского сада, и, конечно же, родителей воспитанников. Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

3. Разрабатываются формы работы с экспозициями мини-музеев. Так, например, педагогами  нашего учреждения были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев:

- экскурсии,

- основная образовательная деятельность во всех образовательных областях,

- игры,

- творческие задания,

- исследовательская деятельность,

-  продуктивная деятельность,

- возможность смены экспозиций,

- досуги и развлечения.

В ходе разработки ознакомительной экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становились экскурсоводами

Хочется отметить, что работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение. Воспитатели разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев

Оформление мини-музея.

Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет зависеть от удачного расположения и привлекательности экспонатов.

 Виды оформления мини-музея:

 1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости

 (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости).

 2.Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже).

 (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах).

 3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».

критерии

Экспозиция музея

Экспонаты

Участники

Место расположения

Сочетание с интерьером группы

Эстетика оформления

Соответствие названию

Оригинальность оформления

целесообразность

Качество, эстетика

разнообразие

Наличие этикетажа

родители

дети

оценка

рекомендации

Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».

Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагоги совместно с родителями проводят серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям рекомендуется посетить с детьми действующие музеи и выставки нашего города.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными совместно с воспитателем и родителями.  Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию,  делать выводы и осуществлять свой выбор.

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.

Формы работы в мини-музее:

 1. Пополнение мини-музея экспонатами.

 2. Самостоятельное рассматривание экспонатов.

 3. Экскурсии для детей и родителей.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Мы стараемся добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому нами продумано обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Прежде всего мы используем разнообразные игры музейного содержания:

  1. игры-развлечения,
  2. игры-путешествия,
  3. игры-графические упражнения,
  4. интеллектуально-творческие игры,
  5. игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр используются такие виды работы, как:

  1. заполнение музейных словариков,
  2. детские рисунки, коллажи, аппликации и т.п.;
  3. выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.

Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. В этом нам помогают:

  1. логические задания по определению качественных признаков предмета,
  2. мастер-классы по лепке, оригами.

     

Хочется отметить, что экспонаты наших мини-музеев используются не только в основной образовательной деятельности, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности. Мы считаем, что создание мини-музеев, а не просто коллекций в группах, позволит педагогам:

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- обогатит средства формирования культуры дошкольников;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей;

- будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников;

- поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.

Создавая музеи на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно – ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. В результате пропагандисткой работы педагогов увеличивается число, совместных с родителями посещений выставок города.

Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.


Музей «Собака – друг человека».

Расположение. Занимает угол групповой комнаты. Экспонаты расположены на разноуровневых полках, сделанных одним из пап.

Содержание и экспонаты. Дети и родители принесли экспонаты, связанные с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг», книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и рассказы о них. Здесь же «поселились» собаки, созданные детьми и родителями.

Как используется. Экскурсии связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи.

Темы экскурсий: «Наш друг — собака», «Они такие разные» (породы собак), «Как появились собаки», «Что любят и чего не любят собаки» — и другие.

Мини-музей книги

Расположение. Экспонаты размещены на полках книжного уголка.

Содержание и экспонаты. Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести. Отдельно выделены произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания.

Цели и задачи. Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

Темы экскурсий: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», «Книги о природе» — и другие.

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Таким образом, экспозиция музея позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для организации самостоятельной и совместной деятельности детей во всех образовательных областях.

      Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры мир событий и внутренний личностный мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности.

И тогда мини-музеи станут неотъемлемой частью предметно-развивающей среды вашего детского сада. А ребенок будет покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — Дарвиновский, музей Москвы и другие, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

В современных условиях, посвященных проблеме использования музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной их приоритетных задач является развитие интереса к культуре и искусству. Наряду с обогащением представления искусствоведческого и познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея.

Несколько лет назад в детском саду был создан этнографический музей «Печки-лавочки». Там были собраны предметы

Роспись по дереву: - хохлома (детская мебель: стулья, столы разнообразной формы; ложки: вазочки разной формы и размеров; чаши, ковши, блюда, набор для меда, набор для кваса, миски, солонки, декоративное панно, декоративные яйца, половники); - городец (панно, разделочные доски, хлебницы, солонки, сундучки, полочки, коромысла с ведерками, игрушки); часы, лампа настольная, доски разделочные, керамика (вазы, подсвечники,  Русская деревянная игрушка - полхов-майданские игрушки (матрешки, Ваньки-встаньки, свистульки,) - сергиево-посадские игрушки (матрешки различной величины,);  жостово (подносы разнообразной формы и размера).Павловопосадские платки. Художественные изделия из бересты (туески, шкатулки, лапти).

Работа в Музее идет, и мы надеемся, что дети пронесут через всю жизнь чувство прекрасного, потребность в общении с искусством, будут видеть красоту в окружающей их жизни.

Занятие, посвященное знакомству с русской избой, мы проводили в детском саду. Одна из групп оформлена в стиле избы и представляет собой мини-музей. В план занятия входит знакомство детей с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными. хорошим подспорьем для закрепления служит подборка загадок и пословиц, посвященных обиходу дома и труду крестьян. На занятиях по изодеятельности дети выполняли совместную работу по аппликации на тему “Русская изба”.На занятиях по народному костюму дети знакомились с внешним видом костюма, его особенностями, традициями изготовления. Музейным педагогом были представлены иллюстрации с элементами одежды, а также куклы в народных костюмах. Закрепляя материал, дети зарисовывали элементы народного костюма, а на музыкальном занятии вспоминали народные песни, в которых упоминаются элементы костюмов древних славян Первый раздел – «Быт крестьянского дома» представлен макетом печи, муляжами культур, используемых для приготовления пищи и отдельным стеллажом с посудой. Коромысло, кочерга и ухват позволяют продемонстрировать процесс заготовки воды, кочегаренье печи, приготовление в ней пищи. Отдельно размещены рубель и утюги, позволяющие понять, как стиралось и гладилось белье в домашнем хозяйстве. Такой подбор экспонатов позволяет соединить сказочный и исторический материал. При изучении народных потешек, песенок, чтении сказок дети видят наглядно печь, на которой ездил Емеля, пекся Колобок, пряталась Аленушка от гусей-лебедей. В старшем возрасте они уже знакомятся с ее назначением и устройством, учатся понимать глубинный смысл обращения к печи, как к матушке.

В нем собран сельскохозяйственный инвентарь, емкость для кормления скота, кузова, плетеные корзины, образцы лаптей, и как отдельный раздел, кузнечные изделия хозяйственного назначения. Для малышей становится понятно, в каком кузовке нес медведь Машу с пирожками, с какой корзиночкой ходила Настенька по грибы, какими цепями и замками запирали героев русских сказок. Для ребят старшего возраста будет полезно и интересно проследить за трудом крестьянина по обработке поля, сбору урожая, увидеть изделия кузнечных мастеров, проникнуться уважением к труду.

 Следующий третий раздел – «Рыболовство» преследует цель показать промысловую деятельность крестьянина по отлову рыбы. Используя бредень, можно наглядно показать ребятам каким нелегким был труд рыбака. Разбитое корыто и бабка на берегу оживят любимую знакомую сказку А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке.

 Отдельным четвертым разделом выделяется «Русское чаепитие». Собранные из разных мест самовары поведают детям о традициях гостеприимства русского народа, о порядке приема гостей, хлебосольстве, об умении потчевать.

 Самый большой пятый раздел музея – «Жизнь русской женщины». Он включает в себя разные виды рукоделия, от прядения до пошива одежды. В том числе вышивке, кружева, образцы женской одежды и украшений. Колыбель позволяет раскрыть образ женщины-матери, рассказать об отношении к детям и их воспитанию в давние времена, проследить традиции, сохранившиеся до наших дней. Этот раздел дает возможность оживить восприятие многочисленных русских народных сказок, так как детскому воображению тяжело представить предметы быта , упоминающиеся в них, тут же, воочию , можно увидеть и веретенца, и ширинку, и праздничный убор. Старший возраст может узнать об устройстве прялки, о ткачестве, о рукоделии, как искусном ремесле, почувствовать гармоничность народных орнаментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей

Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...

Презентация опыта работы по теме "Использование авторского пособия для детей раннего возраста "Фетровая сказка" на региональном Фестивале педагогических идей

Пособие "Фетровая сказка", как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взро...

Выступление в рамках педагогического совета " Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе ДОУ"

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей, уро...

Доклад на фестивале педагогических идей г. Ачинск. Апрель 2017 год.

Елена Анатольевна Кривых, Татьяна Васильевна РассохинаМБОУ Гляденская ООШ №11, структурное подразделение детский сад, воспитателиОрганизация исследовательской деятельности дошкольниковДошкольное образ...

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...

Статья в сборнике VII Межрегионального Фестиваля педагогических идей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАХТА-ЙОГИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОУ»

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. (Гиппократ) Все лучшее, что ес...